Сюжет дня. Делом Щербаня власть обеспечивает Тимошенко репутацию уголовницы
Генпрокуратура Украины возобновила расследование убийства народного депутата Евгения Щербаня. Юлия Тимошенко проходит по делу как свидетель, но эксперты считают, что возращение к этому резонансному преступлению – не более чем попытка убедить Запад, что заключенный экс-премьер-министр не политический, а уголовный преступник
Решение возобновить дело об убийстве народного депутата Евгения Щербаня, расстрелянного в 1996 году, ГПУ приняла, основываясь на обращении сына погибшего политика Руслана Щербаня. 4 апреля на пресс-конференции он заявил, что передал правоохранителям документы о возможной причастности Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко к убийству его отца.
При этом Руслан Щербань, являющийся депутатом Донецкого облсовета от Партии регионов, особенно подчеркнул, что не имеет никаких политических целей и никаких специальных задач и предложений от ПР не получал. И добавил, что ранее не называл конкретно Тимошенко как возможное причастное лицо к убийству своего отца, поскольку она занимала должность премьер-министра и могла оказывать давление на него лично и на его семью, а также бизнес.
Только на украинское следствие сын погибшего депутата полагаться не стал и незадолго до официальной дачи показаний ГПУ направил письмо с просьбой содействовать расследованию убийства Евгения Щербаня послу США в Украине Джону Теффту.
Какие именно показания и документы передал правоохранителям сын убитого депутата, он уточнять не стал. Известно только, что одним из аргументов, подтверждающих причастность Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко к преступлению, является тот факт, что исполнителям заказного убийства, якобы, перечислили средства со счетов экс-руководителя компании "Единые энергетические системы Украины".
Тем не менее, Юлия Тимошенко, по словам Генпрокурора Украины Виктора Пшонки, проходит по делу как свидетель и в этом качестве будет допрошена. Что касается, Павла Лазаренко, то следствие получить от него показания пока не может, но надеется, что он ответит на все интересующие правоохранителей вопросы в октябре 2012, когда истечет срок его наказания в США.
Несмотря на отсутствие официальных обвинений в адрес лидера ВО "Батькивщина", в руководстве партии поспешили назвать заявление Руслана Щербаня новой волной компромата против Юлии Тимошенко. "Вместо того, чтобы выполнять решение ПАСЕ и Европейского суда относительно лечения Тимошенко, они в очередной раз начинают новую грязную волну против нее. Это последний по аморальности вид обвинения - обвинение в убийстве, к которому она не то что отношения не имела, а даже близко не могла подойти", - заявил заместитель главы партии Александр Турчинов.
В Партии регионов возможную причастность своего главного политического оппонента к резонансному преступлению комментируют осторожно. "Не нужно заранее навешивать ярлыки, говорить, что все это неправда, или правда. Нужно в соответствии с законом, Уголовно-процессуального кодексом, статья 94-97 провести проверку", - считает регионал, первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Владимир Олийнык.
Эксперты возобновление дела об убийстве Евгения Щербаня, в свою очередь, объясняют попыткой показать Юлию Тимошенко Западу не как политическую заключенную, а как человека с откровенно криминальным прошлым. При этом они не верят в результативность и объективность нового расследования.
"Меня поражает, почему следственные и оперативные органы так слабо работают. Очень серьезные мероприятия должны были быть проведены сразу. Почему именно сейчас этот вопрос возник, навеивает на раздумья. Прошло более 16 лет. Очевидно, для возобновления дела какие-то основания были, но опасно, если это делается, чтобы только навесить ярлыки. Надо было сначала проверить эту информацию (заявление сына Евгения Щербаня, - ред.), а потом уже в прессу выбрасывать. А у нас все делается наоборот", - отметил в комментарии Фокус.ua бывший глава Печерского суда Николай Замковенко, в 2001-м освободивший Юлию Тимошенко из СИЗО.
Народный депутат, бывший заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль уверен, что возобновление дела Евгения Щербаня бесперспективно и это не более чем информационный повод показать Тимошенко как криминального преступника.
"Где сын Щераня раньше был? Что, Кучма был менее заинтересован в том, чтобы "упрятать" Лазаренко и Тимошенко, чем нынешний режим? Если в тот раз не могли ничего доказать, то как сейчас могут? Все исполнители находятся в местах лишения свободы, они ничего не могут добавить. Свет на это дело могли пролить два человека: Кушнир, известный как организатор взрыва на стадионе Шахтера, и некий криминальный авторитет Матрос. Но их нет в живых. Лазаренко тоже недосягаем для украинской прокуратуры. А утверждение по поводу карточек - это ерунда. Я за столько лет работы не помню, чтобы заказные убийства оплачивались так, чтобы можно было проследить заказчика. Деньги всегда оставались наличкой", - объяснил Фокус.ua политик.
Директор центра политического анализа "Пента" Владимир Фесенко также считает, что власть, используя дело Щербаня, пытается очернить Тимошенко, причем, именно в глазах Запада.
"Основная проблема - это доказательства и степень доверия к такому расследованию. Вопрос степени доверия попытаются решить подталкиванием к этому расследования американцев. Будут провоцировать расследование этого эпизода, отрабатывать причастность к нему Лазаренко, а потом попробуют привязать к этому Тимошенко. И будут ориентироваться не только на свидетельства - судя по всему, ГПУ накопала и документальные доказательства. От степени обоснованности и убедительности документальных доказательств будет зависеть расследование этого дела. Но главное - убедить запад, что Тимошенко не так чиста, как им это кажется", - сказал Фокус.ua политолог.
Глава социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко еще более категоричен. "Это все сделано не для местного читателя. А для того, чтобы наша власть могла сказать, что Тимошенко не просто лидер "Батькивщины", а мама украинского гангстеризма. Это с одной стороны дает возможность держать ее как можно дольше в Украине, а с другой - когда Тимош становится главным бандитом страны, то персоны из донецкой истории становятся невинными овечками", - подчеркнул он в комментарии Фокус.ua.
Напомним, Евгения Щербаня вместе с женой расстреляли в аэропорту Донецка в 1996 году.
В августе 2011 года первый заместитель Генпрокурора Ренат Кузьмин впервые заявил, что в материалах американских уголовных дел против Лазаренко есть показания свидетеля, согласно которым киллер за убийство Щербаня получил деньги со счетов Лазаренко и Тимошенко. Недавно он заявил иностранному СМИ, что имеет доказательства того, что Тимошенко причастна к заказу убийства Евгения Щербаня.
Евгения Вецько, Фокус.ua