Главный «чекист» Блока Тимошенко рассказал, почему не удалась отставка премьера, как «Единый центр» переманивает бютовцев, а также о пользе футбола для политиков
Потомственный чекист и генерал-майор СБУ Андрей Кожемякин в спецслужбах работал до 2005-го, пока не ушел в политику, где тоже делает неплохую карьеру. Сейчас контрразведчик – один из немногих бютовцев, определяющих политику блока. А еще он отвечает за безопасность его лидеров. Тем временем Тимошенко, как всегда в случае с теми, кому особенно доверяет, все расширяет его обязанности – мало того, что Кожемякин первый зам главы фракции, так он еще и советник премьера. В прошлом месяце она также выдвинула его кандидатуру на должность главы Фонда госимущества.
– Вы, должно быть, в курсе планов Секретариата президента. Надолго ли политическое затишье?
– Если бы мы не знали их планов, то не шли бы на такие рискованные шаги (имеет в виду согласие БЮТ на голосование по отставке Кабмина. – Фокус). Все, что они хотели, чтобы произошло, уже произошло – они хотели отправить правительство Тимошенко в отставку, подвесив таким образом и коалицию, и правительство. Эта затея с треском провалилась. Думаю, осенью у них тоже ничего не получится, потому что рейтинг Тимошенко растет не только в нашей стране, ее авторитет заметно укрепился на международной арене. Все зависит от компромиссов, которых будем достигать с Партией регионов, Блоком Литвина и Компартией. Думаю, голосование по отставке правительства в какой-то степени вернуло Верховной Раде рычаг управления государством. Парламентаризм у нас еще не совсем опустился ниже плинтуса.
– Как вам удалось разрушить планы по отставке Тимошенко?
– Для них было неожиданностью, что вопрос о недоверии правительству станет первым на повестке дня, чего, собственно, и добивались регионалы. Но когда в кабинете спикера мы заявили, что готовы рассматривать первым вопросом отчет правительства, наши оппоненты растерялись, не знали, как себя вести, и с перепугу захватили трибуну. Игорь Криль (глава "Единого центра". – Фокус) проводил экстренное совещание со своими депутатами в кулуарах. Плющ вообще проголосовал карточкой Юрия Бута (одного из нардепов, вышедших из коалиции. – Фокус), хотя тот не является членом ЕЦ. Голосование оказалось в пользу Тимошенко потому, что в парламенте еще есть здравомыслящие депутаты. Я имею в виду фракции Блока Литвина и коммунистов, которые понимали бесперспективность затеи с отставкой правительства.
– Говорили, что коммунисты не проголосовали за отставку Тимошенко благодаря российскому бизнесмену Константину Григоришину, который имеет влияние на верных "ленинцев". Есть сведения также, что КПУ получила взамен несколько облэнерго.
– Мне неизвестно о каких-либо договоренностях с Григоришиным. А вот Партии регионов Петр Симоненко (лидер КПУ. – Фокус) действительно выдвинул аргумент: "Дайте мне новый состав коалиции, кто будет спикером и премьером, тогда мы проголосуем". Но регионалы ничего не дали. Значит, отставка Кабмина парализовала бы работу парламента, он оказался бы в вакууме, а все нити управления перешли бы куда? К президенту! Видимо, это не устраивает коммунистов и другие фракции.
– За отставку Тимошенко не голосовали видные регионалы Виталий Хомутынник и Анатолий Кинах. Так что же – вы ими восполните потерю вышедших из коалиции депутатов Юрия Бута и Игоря Рыбакова?
– Ситуативное голосование – это норма в парламенте. Но у меня есть версия, что Хомутынник и Кинах не проголосовали по ошибке – может быть, по технической причине. Поскольку мне известно, что оба они, а также еще один непроголосовавший регионал Пеклушенко затем написали заявления с просьбой засчитать их голоса. Мы же вообще не ищем замену Буту и Рыбакову. Мы просто ждем, когда будет работать императивный мандат, который поможет побороть политическую коррупцию в парламенте.
– Криль говорил, что в рядах пропрезидентского "Единого центра" (его съезд прошел на днях) много экс-бютовцев. Как будете останавливать новых перебежчиков от вас к ним?
– Я мельком смотрел съезд по телевизору. Общее впечатление: сеанс лицемерия. Нам известно, что активисты ЕЦ периодически через своих помощников и руководителей областных организаций выходят на наших депутатов регионального уровня. Предлагают переговорить по перспективам их деятельности в парламенте. Но на сегодняшний день, насколько мне известно, у них особых побед в этом плане нет. Есть пока только Рыбаков – думаю, им этого достаточно.
– Когда вы займете кресло главы ФГИ?
– Когда проголосуют за отставку Семенюк. Тогда будет голосоваться весь кадровый пакет: председатель СБУ Наливайченко, вице-премьер Гайдук, глава Антимонопольного комитета и так далее. Я пока остаюсь в пакете.
– Благодаря вашему прошлому и работе в спецслужбах вас называют глазами и ушами Тимошенко в парламенте, а также правой рукой Турчинова. Какие навыки из СБУ пригодились, когда вы ушли в политику?
– Вы забыли, что у меня остались еще одна рука, две ноги и еще кое-какие части тела (улыбается). На самом деле ничьей политической карьере опыт работы в спецслужбах не мешал. Многие из президентов США возглавляли ЦРУ. Буш в том числе. Владимир Путин – тоже бывший офицер КГБ. Генри Киссинджер когда-то сказал, что "с разведки начинали все приличные люди".
– Недавно прошла информация, что спецслужбы предотвратили попытку покушения на президента Ющенко. Были ли в последнее время случаи, когда безопасности Юлии Тимошенко что-то угрожало?
– Эти вопросы были широко освещены в прошлом году. В марте-апреле 2007 года СБУ проверяла информацию, которая была направлена против Тимошенко. Ее уже тогда охраняло не Управление госохраны, а специальное подразделение "Альфа", которое может отражать агрессию в том числе со стороны террористов и киллеров. То есть угрозы были реальные. Вот уже почти 9 месяцев ее охраняет это подразделение. Но, слава Богу, больше угроз не было. (Стучит по столу.)
– Вы участвовали в подборе личной охраны премьера?
– Личная охрана работает с ней с 1998 года. Они прошли с Юлией Владимировной все этапы ее карьеры. Она вообще отдает предпочтение тем людям, которых знает давно и которым доверяет.
Андрей Кожемякин вспоминает, что сам с Юлией Тимошенко познакомился позже – 27 ноября 2004 года, после того как посетил Майдан.
– Я был там вместе с другими тремя генералами. А потом нас пригласила переговорить Юлия Владимировна. Наверное, кто-то перед этим говорил обо мне, интересовался. Но об этих условностях я не знал.
– А в других политсилах есть аналогичные службисты вроде вас? Кто это?
– Офицеры, которые ранее служили в СБУ. Есть несколько человек в Партии регионов. Сотрудниками КГБ были Воропаев, Иляшов (регионалы. – Фокус). У нас в БЮТ – Скибенецкий, Ребеко и Омельченко из СБУ. Всего четверо. Пятым был Турчинов, но он ушел в вице-премьеры. В целом в парламенте наберется 6–7 экс-сотрудников спецслужб. Но они занимаются своей работой как народные депутаты. Помогают, когда есть необходимость.
– Как-то Андрей Портнов говорил нам, что он общается с Юлией Владимировной с помощью SMS. У вас по роду ваших обязанностей – какая-то спецсвязь?
– Мы созваниваемся по телефону или встречаемся по необходимости. Когда Юлия Владимировна находится на совещании, она читает SMS или пишет их сама.
Тему отравления Ющенко г-н Кожемякин всячески старается обходить стороной, несмотря на то, что он работал в СБУ, когда там расследовалось дело президента.
– Обсуждение этой темы приобретает нехороший душок. Я не обсуждаю сомнительные темы по этическим соображениям.
На вопрос "Через сколько лет мы узнаем правду об отравлении Ющенко?" он отвечает: "Не могу сказать, потому что не узнаем".
Что сейчас действительно занимает Кожемякина, так это предстоящий теннисный турнир между командами Верховной Рады и российской Госдумы и товарищеский матч по футболу с командой польского Сейма – оба пройдут в сентябре. Кожемякин считает своей заслугой, что был инициатором создания парламентской футбольной команды.
– Тренируемся каждый вторник на базе "Динамо". С нами играют не только бютовцы и самооборонщики, но и регионалы – Сафиулин, Геллер, Корж, Тедеев.
По словам Кожемякина, командные игры между политическими противниками идут на пользу парламентской атмосфере:
– Когда в зал возвращаемся, у нас уже совсем другие отношения!