Разделы
Материалы

Магия громких имен. Какими политиками чаще всего прикрываются

Именами известных политиков прикрываются аферисты и родственники, подчиненные и бизнесмены. За счет истинной или мнимой близости к видным государственным деятелям они пытаются получить преференции, заработать деньги или защитить бизнес

С тех пор как отец стал президентом Украины, у Виктора Януковича-младшего добавилось хлопот. На своей странице в Facebook он сообщил, что не бывает месяца, когда ему не приписывали бы собственность "заводов-газет-пароходов". "Каждый раз одна и та же история: старые или новые собственники, обходя законы, прикрываются моим именем", — пишет он.

Конкретизировать Янукович-младший не стал — это сделала его советник Лидия Шевченко. По ее словам, за полтора года более десятка "детей лейтенанта Шмидта" в регионах пытались выбить преференции или просто заработать, прикрываясь именем президентского сына. Чаще мошенничали по мелочам, но в двух эпизодах, когда вымогали деньги, потребовалось вмешательство милиции. В подробности происшествий советник углубляться отказывается, говорит лишь о двух открытых уголовных производствах, в рамках которых один подозреваемый взят под стражу.

Аферисты, приписывающие себе дружбу и сотрудничество с известными людьми ради обмана, в украинской политике не редкость. Украинцы испытывают робость перед громкими именами, что, по словам политолога Владимира Фесенко, можно считать наследием тоталитарного общества.
Прикрываясь именами министров, народных депутатов и высокопоставленных чиновников, самозванцы зарабатывают сотни тысяч долларов на мнимом лоббировании и победах на тендерах госзакупок. Люди, близкие к известным политикам, за бесценок скупают квартиры и получают материальные ресурсы за счет государства. Помощники и подчиненные, прикрываясь статусом руководителей, зарабатывают на откатах и взятках, а бизнесмены за счет громких имен решают коммерческие споры.

Высшая лига
Евгений Червоненко, возглавивший в правительстве Виктора Ющенко Госрезерв, до сих пор с недоумением вспоминает первые дни работы, когда к нему ринулась толпа просителей из числа советников, помощников, консультантов и родственников политической элиты. Давили фамилиями высокопоставленных людей, выпрашивая бесплатно или по заниженным ценам продукты, материалы, топливо и другие ресурсы, находящиеся на хранении в агентстве.

"Приходил брат тогдашнего премьера Петр Ющенко с просьбой безвозмездно отдать зерно и горючее. От мэра Киева Александра Омельченко просили продать муку и зерно в три раза дешевле реальной стоимости, а прокурор Киева Юрий Гайсинский хлопотал за фирму, прося поспособствовать в победе на тендере", — откровенничает с Фокусом бывший чиновник. Чтобы избавиться от наплыва просителей, на третий день работы Червоненко, по его словам, вывесил на двери объявление: "1. Бесплатное пиво – завтра. 2. Если президенту Кучме что-то понадобиться, он мне перезвонит". Намек поняли все, но не все смогли простить — в 2001–2002 годах Червоненко подвергся уголовному преследованию со стороны киевской прокуратуры.

Магия громких имен действует даже на представителей высшего эшелона. Политолог Дмитрий Выдрин вспоминает, как в одном из правительственных кабинетов стал свидетелем удивительной сцены: проситель представлялся родственником премьера России. "Он убеждал, что может поставить газ на несколько миллиардов долларов за откат 10%. Не знаю, состоялась сделка или нет, так как начальник, а точнее начальница, которая была хозяйкой кабинета, попросила меня выйти", — рассказывает Фокусу Выдрин, экс-советник бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко.

Жертвами аферистов становятся не только представители украинской элиты, но и политики соседних стран. Дмитрию Выдрину, возглавлявшему в V созыве парламента межпарламентский комитет украинско-венгерских отношений, зарубежные коллеги рассказали о "родственнике" одного из украинских руководителей страны. Он водил за нос руководство Венгрии, обещав содействие в получении заказов на оборудование и строительство дороги между двумя странами. Самозванца принимали с должной почестью, устраивали банкеты, оплачивали проживание и передвижение. И только через год, проанализировав поведение "родственника", венгерская сторона решилась проверить его личность и была разочарована.

Иностранцам к разочарованиям не привыкать. Еще свежа в памяти скандальная история годичной давности, когда украинские чиновники привлекли к подписанию договора о сотрудничестве и строительстве LNG-терминала липового представителя испанской компании Gas Natural Fenosa, который оказался бывшим лыжным инструктором.

За спиной
Политики по-разному реагируют на информацию о том, что кто-то прикрывается их именем. Многие ее игнорируют, некоторые ограничиваются заявлением своей пресс-службы. Если именем прикрываются подчиненные — увольняют. Так сделал народный депутат Виталий Ярема, ранее руководивший управлением МВД на Львовской железной дороге. Должности тогда лишился начальник линейного отдела на станции Львов, который еженедельно брал с начальника вокзала "для шефа" продуктовый набор. Николай Кмить, став в 2008 году губернатором Львовской области, подал заявление на увольнение одного из глав райадминистрации. "На встрече с элитой района этот глава дал понять, что от имени нового губернатора будет брать с них деньги за лояльность власти", — объяснил Фокусу свой поступок Кмить.

А вот Евгению Червоненко никого увольнять не пришлось, так как в его случае речь шла о родственнице. Она за спиной у политика купила у застройщика несколько квартир по очень низкой цене. Вспыхнувший после этого скандал стал причиной разрыва отношений. Одну квартиру у женщины даже отобрали.

Много подобных хлопот у народных депутатов из-за собственных помощников-консультантов, которых по закону может быть до 31 человека. Михаил Корниенко, работавший в 2003–2005 годах первым замом главы МВД, говорит, что в среднем у каждого парламентария один человек из команды помощников — потенциальный аферист. В этом убедился Тарас Чорновил, который вынужден был аннулировать удостоверение помощника по фамилии Мурий. Тот получил "корочку" по липовой подписи депутата и, прикрываясь документом, по словам парламентария, крутился вокруг основных инфраструктурных проектов Львовской области. Позже этот человек стал помощником депутата Павла Мовчана, впрочем, тоже ненадолго.

В подавляющем большинстве случаев, связанных со злоупотреблением доверием, представители депутатов уходят от ответственности, говорит бывший чиновник МВД. Количество таких злоупотреблений, как ни странно, уменьшилось после того, как "ксива" помощника перестала быть похожей на депутатское удостоверение. Ее непрезентабельный вид, по словам Корниенко, уже не производит того магического впечатления, на которое так рассчитывают помощники.

Общественный запрос
Случаи, когда самозванцев привлекают к уголовной ответственности, единичны, еще реже о них узнает общественность. Как правило, жертвы не желают признаваться в том, что их одурачили. Да и трудно что-либо доказать, ведь аферисты, как правило, лишь намекают, а жертвы добровольно проявляют инициативу. К тому же оказанные услуги нередко балансируют на грани закона.

Михаил Корниенко рассказывает, как 10 лет назад мошенница, представляясь род-
ственницей чиновника киевской мэрии, брала у людей деньги, обещая положительно решить земельные вопросы. В итоге собрала около $400 тыс. После задержания самозванки история не получила широкой огласки, о ней до сих пор почему-то отказывается вспоминать и бывший чиновник, чьим именем представлялась мошенница, кстати, недавно ставший депутатом Верховной Рады.

Другой народный депутат, видный регионал и владелец крупного предприятия, начал было откровенничать с Фокусом о том, как его хотели обмануть (или обманули?), прикрываясь именем президента страны. Однако уточняющие вопросы заставили его переосмыслить свое признание, и он категорически отказался общаться на эту тему. "Не хочу стать посмешищем", — отрезал он.

Представители крупного бизнеса с неохотой рассказывают подобные истории, хотя им часто приходится их слышать или самим прикрываться громкими именами. Народный депутат Юрий Крук признался, что когда делили квоты на сахар-сырец, к влиятельному политику-бизнесмену Петру Порошенко приходили представители завода "Инсахарпром-К". Прикрывались фамилией Крука, тогда как он уже года три не имел к заводу никакого отношения. Похожая история была у экс-министра труда и соцполитики Людмилы Денисовой, когда некие коммерсанты, ссылаясь на нее, чуть было не выиграли тендер.

Под мнимым прикрытием бизнесмены не только зарабатывают, но и защищаются. В украинских реалиях так было всегда, меняется только вывеска. Когда-то прикрывались "днепропетровскими" фамилиями, затем пугали "любыми друзями", сейчас — "донецкими" и Семьей.

Руководитель Антирейдерского союза предпринимателей Андрей Семидидько говорит, что в бизнес-конфликтах часто фигурирует имя сына президента Александра Януковича. "Слухи циркулируют постоянно, но пока не подтверждаются", — рассказывает Семидидько и в качестве примера приводит конфликт вокруг крупной водочной компании. Одни акционеры якобы намекнули, что за ними стоит Александр Янукович и народный депутат Юрий Иванющенко. Другие акционеры проверили информацию и будто бы из первоисточника выяснили, что названные товарищи отношения к конфликту не имеют.

Вера в могущество политиков, по мнению социального психолога Олега Покальчука, создает в социуме особый поведенческий симбиоз: с одной стороны, подобострастное преклонение перед известными политическими именами, с другой — желание в ответ на услугу получить материальный или моральный откат. И пока живы глупость и жадность, нахрапистые и предприимчивые Остапы Бендеры будут процветать в стране, граждане которой преклоняются перед ее коррумпированной политической элитой.

Репутационный налог
Как мошенники прикрываются именами губернаторов и депутатов

Борис Климчук,
губернатор Волынской области
В июне 2011 года Волынская облгосадминистрация сообщила о том, что благотворительный фонд "София", зарегистрированный в Киеве, собирает в области деньги для детей-сирот и больных диабетом, прикрываясь именем волынского губернатора Бориса Климчука. Администрация сбор денег опровергла и заявила, что не несет ответственность за деятельность неизвестного фонда.

Эдуард Матвийчук,
губернатор Одесской области
Мошенники создали фонд и требовали от бизнесменов перечислять на его счет деньги. Они звонили и, представляясь заместителями губернатора, делали акцент на особом внимании, которое Матвийчук якобы уделяет данному фонду. Злоумышленников задержали летом 2011 года, когда они успели собрать почти 500 тыс. грн.

Игорь Зарубинский,
народный депутат
В 2009 году милиция задержала мошенника, который, используя имя парламентария, просил у коммерческих структур деньги на благотворительность — от полутора до двух тысяч гривен. Кроме Зарубинского, аферист ссылался на Владимира Литвина и Александра Мороза, что помогло ему в итоге обмануть около 40 фирм.

Ирэна Кильчицкая,
экс-заместитель мэра Киева
В 2008 году правоохранители арестовали 42-летнюю аферистку за то, что она, имитируя голос заместителя мэра Киева, занималась вымогательством. Лже-Кильчицкая звонила столичным бизнесменам и просила перевести деньги якобы на лечение детей. Таким образом аферистка собрала около 1 млн грн.

Владимир Бондаренко,
народный депутат
Выдавая себя за пасынка депутата, 27-летний авантюрист по низким ценам предлагал элитные иномарки, якобы конфискованные на таможне. У четырех клиентов мошенник взял задаток $30 тыс. и исчез. Предприимчивого "родственника" задержали в 2007 году. Бондаренко признался, что в начале 2000-х уже пережил подобную историю — неизвестный представлялся его сыном и вымогал у торговцев деньги.

Дмитрий Орлов,
Фокус