Разделы
Материалы

Россия доигралась: США готовы к противостоянию

Иван Морозовицкий
Барак Обама и Владимир Путин / Фото: cont.ws

Запад переходит к более жесткой политике в отношении России. Но пока не считает Украину надежным партнером в этой борьбе

Пресс-секретарь президента Барака Обамы в среду заявил, что лидер США готов подписать "Акт в поддержку свободы в Украине", принятый Сенатом на прошлой неделе. Фактически, этот документ предоставляет Киеву возможность стать союзником Штатов вне НАТО, хотя формально эта норма в законопроект и не вошла.

Зато проект предусматривает усиление санкций против России, а также возможность поставки оружия в нашу страну. Обама долго сомневался, подписывать ли этот закон, заявлял, что новые санкции нужно согласовать с ЕС. Но в результате решился.

В американском Институте Брукингса Фокусу объяснили, что вряд ли Киев быстро получит вооружение или льготные кредиты. Максимум, что может позволить себе Вашингтон в этой ситуации – это ограниченные поставки снаряжения и товаров двойного назначения.

Но не это главное. Голосование за упомянутый документ, по мнению генерала армии США в отставке Стэнли МакКристала, означает изменение реакции западного мира на конфликт на Востоке Украины. А также переоценку роли, которую в этих событиях играет Россия.

До сих пор Запад был растерян

Еще несколько месяцев назад казалось, что запад не может справиться с ситуацией. "Мировая геополитика трещала по швам. А Барак Обама говорил, что Америка больше не может играть роль глобального шерифа", - говорит генерал МакКристал Фокусу.

В Вашингтоне настаивали на мирном урегулировании и призывали Москву выступить посредником. По мнению военного, это давало России новые стимулы для продолжения агрессии.

Примерно такой же риторики придерживались и в ЕС. Германия имеет тесные экономические связи с Россией: по данным Eurostat, более 2 тысяч германских предприятий и сейчас сотрудничают с этой страной. И потому Берлин не только не решался резко изменить формат отношений с Москвой, но и сдерживал своих коллег по союзу.

Кроме того, в 2014 Европа переживала последствия выборов в Европарламент, где более 15% мест заняли популистские партии. Их негласный лидер Марин ЛеПен заявляла тогда, что политика Владимира Путина направлена на защиту нации, и Европа не должна вмешиваться.

Летом популисты претендовали на несколько ключевых должностей в структурах ЕС, и потому многие политики просто не хотели комментировать конфликт в Украине, чтобы не нагнетать внутреннее противостояние в своих странах.

По мнению Джона Метлока из Колумбийского университета, уходящий год прошел под общим знаком растерянности стран Запада. "События развивались так быстро, что дипломаты и политики не успевали реагировать на них", - говорит он. Тем более, граждане многих стран имели завышенные ожидания по поводу резкой реакции Запада на демарш России.

Самой показательным проявлением этих тенденций стал саммит НАТО в Уельсе в сентябре. Тогда значительная часть мировых лидеров даже готова была признать, что альянс своим расширением сам спровоцировал Владимира Путина на агрессивные действия.

В итоге возобладала пацифистская доктрина, мол, нужно подождать, и ни одной стране не был предоставлен План действий для членства в этой организации.

Обама и Меркель решились

Но постепенно риторика относительно России на Западе начала меняться.

Во-первых, в последних речах Барака Обамы относительно этого вопроса исчезла неуверенность. Он вынужден реагировать на новые угрозы, поскольку его стимулирует политическая конкуренция внутри страны.

Конгресс, который после промежуточных выборов в октябре контролируют республиканцы, также хочет использовать агрессивную риторику против России для борьбы с президентом. Оппоненты уже много лет критикуют Барака Обаму за слабость на международной арене, потому сейчас готовы взять на себя роль оппонентов России.

Это должно стать уроком для американского лидера – геополитика не терпит пустоты. Потому США попробуют опять занять место лидера, и более активная помощь Украины и санкции против России станут основой этой доктрины.

Во-вторых, Европа, наконец, адаптировалась к враждебным заявлениям России. В Брюсселе сформировали органы власти, ненадолго отвлеклись от внутренних драм с децентрализацией Союза и подумали, как отвечать на внешние угрозы.

Потому от риторики замиривания, по мнению Джона Метлока, ЕС вскоре перейдет к более воинственным речам. Аналитик предполагает, что Европа вскоре может таки создать собственные силы быстрого реагирования и ввести новый этап санкций против Москвы.

В-третьих, к концу года Германия начала выходить из состояния гражданского пацифизма. До этого любые проявления военной активности или вмешательство в конфликты вызывало у обычных немцев сопротивление. Теперь же власти хотят стать лидером в противодействии политике России и все больше немцев поддерживает это направление политики.

По мнению Томаса Палмера из Института КАТО, сейчас Америка и ЕС близки к созданию одной общей доктрины относительно угроз, исходящих от России. "Западные лидеры очень медленно реагируют на меняющийся мир. А главное, не хотят признавать проблем, пока они не станут явными", - сетует эксперт.

Украине стоит напрячься

При этом все опрошенные Фокусом эксперты утверждают, что Киеву не стоит очень надеяться на материальную помощь в противостоянии с Россией. ЕС и США больше сосредоточатся на сдерживании России у границ НАТО. Но начинать с ней прямые столкновения пока не станет. Барак Обама четко заявил, что время больших зарубежных операций российской армии прошло.

Кроме того, несмотря на пробуждающееся желание Вашингтона опять стать мировым лидером, его больше будут заботить рост джихадизма на Ближнем Востоке и возможное разрастание эпидемии вируса Эболы, и только потом Россия.

Впрочем, Украина все же может сейчас использовать постепенное изменение риторики Запада в адрес России. Особенно если сможет доказать, что готова остановить наступление Москвы на свои восточные границы и провести реформы.

Но пока в США и ЕС больше надеются на санкции, которые должны заставить Россию отказаться от своих намерений. Поставки снаряжение и товаров, по мнению западных экспертов, будут небольшими - так как США нужно тратиться на борьбу с джихадистами, а ЕС больше думает о своей экономике.

Но если конфликт затянется и общие позиции западных стран укрепятся, ситуация с Украиной может измениться.