Фокус собрал мнения четырех сторон. И пусть они пытаются переложить ответственность друг на друга, общая картина истинных причин произошедшего довольно ясна
Версия Правого сектора
Артем Скоропадскийпресс-секретарь ПС
– Правый сектор обещал людям бороться с коррупцией, бандитизмом, контрабандой и прочими пороками, разъедающими страну. И Закарпатье не исключение.
12 июля наши побратимы по инициативе главы ПС в Закарпатской области Романа Стойки приехали к народному депутату, входящему в депутатскую группу "Воля народу", бывшему члену Партии регионов Михаилу Ланьо в его спорткомплекс "Антарес", требуя прекратить торговлю наркотиками и контрабанду. Зная, что у Ланьо вооруженная охрана, ребята тоже были при оружии. Все они — ветераны войны в Донбассе, и если бы открыли огонь первыми, многим бы не поздоровилось. Но они не собирались стрелять, взяли оружие для самозащиты. И только когда люди в спортивных костюмах открыли по ним огонь, убив двоих, они начали стрелять в ответ.
Потом на сепаратистских сайтах появились сообщения, что в перестрелке с Правым сектором в Мукачеве погиб боец "народного ополчения Донбасса" и был ранен его подельник по кличке Заяц. То есть в криминальный блок Закарпатья "милиция — бандиты — народные депутаты" входят еще и сепаратисты! Это настоящее осиное гнездо. Несколько автоматов и один пулемет Правого сектора — мелочь по сравнению с тем, что есть у закарпатской мафии.
Мы располагаем собственными надежными разведданными по Закарпатью и можем утверждать, что в области сложилась опасная ситуация. Одни за деньги поддерживают венгерскую ультраправую партию "Йоббик", другие охотно берут деньги у России. Закарпатье, подобно Донбассу, до крайности криминализовано. Когда мы кричали во весь голос, что Донбасс будут пытаться оторвать от Украины, над нами смеялись. Теперь мы кричим, что Украина рискует потерять Закарпатье. Может, не стоит смеяться над нами снова?
"На сепаратистских сайтах появились сообщения о том, что в перестрелке с членами Правого сектора в Мукачеве погиб боец "народного ополчения Донбасса" и был ранен его подельник по кличке Заяц"
Если бы министр внутренних дел Арсен Аваков боролся с преступностью в Закарпатье, он бы не назначал туда одиозных руководителей, провел бы люстрацию. Он что, не знал о фурах с контрабандой, о наркотрафике, о взятках, которые берут его подчиненные, крышуя местный криминалитет? Но раз он не стал бороться этим злом, народ, который представляет Правый сектор, сделал это за него.
Теперь мы требуем, во-первых, уволить и арестовать руководителей закарпатской милиции, занимавшихся крышеванием криминалитета. Во-вторых, снять депутатскую неприкосновенность с Михаила Ланьо и открыть против него уголовное дело. В-третьих, отправить в отставку министра внутренних дел Арсена Авакова как одного из виновников событий в Мукачеве.
Далее мы требуем независимого объективного расследования инцидента в Мукачеве с привлечением общественности. Нам нечего скрывать, мы не боимся гласности. Но убийцы наших побратимов должны быть сурово наказаны.
Сейчас наши бойцы взяли под контроль дороги, ведущие на запад, в частности, выезды из Киева, чтобы власть не смогла отправить в Закарпатье милицейские подразделения для борьбы с Правым сектором. Информация о том, что подразделения ДУК ПС оставили свои позиции на фронте, не соответствует действительности.
Версия представителей местной власти
Михаил Ланьонародный депутат
Виктор Балоганародный депутат
Народные депутаты-мажоритарщики от Закарпатья Виктор Балога и Михаил Ланьо, которых называют хозяевами региона, стали одними из главных фигурантов истории в Мукачеве. По популярной версии событий, именно конфликт между ними вокруг перераспределения потоков контрабанды в Закарпатье и стал причиной перестрелки. Впрочем, в своих комментариях оба народных избранника отрицают свою ответственность за случившееся.
По словам Михаила Ланьо, бойцы Правого сектора приехали к нему на встречу, чтобы попросить помощи с размещением в местных санаториях вернувшихся с фронта участников АТО. Во время разговора во дворе прозвучали первые выстрелы — был застрелен парень, как считается, из охраны Ланьо (депутат это отрицает). Охрана самого Ланьо, как он утверждает, при этом была безоружной, а дальнейшие события развивались уже безо всякого участия депутата. В интервью РБК-Украина, инициатором конфликта Ланьо называет Балогу, по его словам, главного спонсора местного Правого сектора.
"Мы провели 16 обысков, делаем все возможное, чтобы мир и покой граждан был обеспечен как можно быстрее. А контрабандистам мы уже объявили войну: количество задержанных контрабандных грузов начала года значительно увеличилось"
Балога свою причастность к финансированию Правого сектора отрицает. Говорит, что он знал о предстоящей встрече Ланьо и членов Правого сектора и даже предупреждал о возможном конфликте силовые структуры. Балога заявил, что на момент перестрелки в Мукачеве он не был. В город вернулся после того, как его попросили быть посредником на переговорах между Правым сектором и милицией. Телеканалу "Интер" он заявил, что сценаристом всей этой истории является главный милиционер области Сергей Шаранич, с которым он конфликтует еще с конца нулевых годов. Приехавших на разборки с Ланьо членов Правого сектора якобы предполагалось окружить и уничтожить на месте силами милиции.
Версия власти
Антон Геращенкосоветник министра внутренних дел
– Чтобы полностью разобраться в том, что случилось в Мукачеве, нужно, чтобы заблокированные бойцы Правого сектора сложили оружие и дали показания. Прежде чем делать выводы, мы должны выслушать обе стороны конфликта. Сегодня допросили народных депутатов Михаила Ланьо и Виктора Балогу (последнего называют спонсором закарпатского Правого сектора. — Фокус). Теперь ждем, когда появится возможность выслушать другую сторону. Но для этого бойцы Правого сектора должны сложить оружие.
Переговоры продолжаются. Раскрывать их суть преждевременно, это может сказаться на самом результате переговоров. Я не считаю, что требования Правого сектора относительно отставки министра внутренних дел Арсена Авакова разделяет большая часть украинского общества.
Милиция в Закарпатье реагировала так, как и должна была реагировать. Правоохранители приехали по вызову и блокировали группу вооруженных людей. Милиции было все равно, Правый это сектор или какой-нибудь другой, — сотрудники правоохранительных органов действовали согласно своим должностным обязанностям.
Хочу отметить, что в ходе перестрелки одиннадцать милиционеров и гражданских лиц были ранены.
Думаю, рано или поздно заблокированным бойцам придется сдаться. Далее все будет сделано в рамках законодательства Украины. Все права бойцов будут защищены. За этим проследят правозащитные организации и журналисты.
Подкрепление к Правому сектору не прибывает. Также не имеет подтверждения информация о блокировании дорог Правым сектором.
Вопросы, на которые должна ответить власть
- Как оружие из зоны АТО пересекло всю Украину и оказалось в Закарпатской области?
- Что это были за "ополченцы" с оружием в руках, которые выступали на стороне закарпатских милиционеров?
- Если милиция знала о готовящихся разборках, почему не предотвратила гибель людей?
Версия независимого эксперта
Александр Гаврошзакарпатский журналист, писатель
– Закарпатье — это бочка с порохом. Парадоксально, что те, кто считают себя патриотами Украины, пытаются, я надеюсь, неосознанно поджечь этот порох. Если завтра эта бочка взорвется, лидеры Правого сектора схватятся за голову.
В области достаточно антиукраинских настроений. Уже четверть века в Закарпатье ведут антиукраинскую пропаганду не только доморощенные украинофобы, которые прикрываются древним украинским самоназванием "русины", но и силы других государств. Россия целенаправленно создает здесь источник напряжения, расходуя на это немалые средства.
Такая же политика и у соседней Венгрии, которая никак не может смириться с Трианонскими соглашениями столетней давности, по которым она после Первой мировой войны потеряла в том числе и Закарпатье.
Думаю, всю правду об инциденте в Мукачеве мы не узнаем никогда. В ее раскрытии не заинтересована ни одна из сторон. Виктор Балога — давний противник Михаила Ланьо, и, возможно, их противостояние является одной из причин конфликта в Мукачеве.
Но все же большинство жителей Закарпатья склонны считать главными виновниками конфликта именно бойцов Правого сектора. Думаю, появление на улицах любого города вооруженных до зубов людей — это уже провоцирование конфликта.
Теперь, когда главные выстрелы уже прозвучали, Правый сектор должен понять, что нужно перевести конфликт в правовое русло. Если на западе Украины вспыхнет еще один вооруженный конфликт, о вхождении в Европу можем забыть.
Обвинения Правого сектора в особой криминализации закарпатской милиции несостоятельны. Эта милиция криминализирована не больше, чем милиция любой другой области Украины. Говоря о контрабанде и наркотрафике, представители Правого сектора очень упрощают ситуацию. Они заявляют, что закарпатская милиция крышует преступников, что с ее ведома фуры с сигаретами и крупные партии наркотиков чуть ли не каждый день идут в Европу. Но скажите, как их впускают в Евросоюз? Значит, коррупция есть не только у нас, но и по ту сторону границы? На самом деле это огромная система, строившаяся в течение многих лет. Она кормит десятки тысяч людей, и не только в Украине. Попытка сломать эту систему с помощью двадцати автоматчиков — совершеннейшая наивность. Контрабанда всегда будет там, где есть граница и значительная разница в ценах. Ни США, ни другие развитые страны не смогли искоренить ее, хотя прилагали к этому массу усилий.
Текст: Дмитрий Синяк, Милан Лелич