Премьер укрепил позиции в Кабмине, но продолжает терять поддержку в парламенте. Досрочные выборы по-прежнему на повестке дня
Скандальная отставка министра экономики Айвараса Абромавичуса спровоцировала новый виток парламентско-правительственного кризиса. В ситуацию в очередной раз пришлось вмешиваться послам стран "большой семерки", высказавшимся в поддержку Абромавичуса, единства правящей коалиции и дальнейших реформ. Свое слово сказала и глава МВФ Кристин Лагард, указав на недостаточные темпы борьбы с коррупцией, что фактически поставило под угрозу получение очередного транша от фонда.
Президенту Петру Порошенко и премьеру Арсению Яценюку недвусмысленно дали понять: в своей затянувшейся борьбе за кресла в Кабмине не следует переходить черту, после которой станут неизбежными досрочные выборы, а следовательно, и окончательная политическая дестабилизация.
Выход из положения первым придумал Яценюк. На следующий день после скандала с Абромавичусом он собрал у себя подавших заявления об отставке министров — Андрея Пивоварского (Мининфраструктуры), Алексея Павленко (МинАПК), Юрия Стеця (Мининформполитики) и Александра Квиташвили (Минздрав) — и уговорил их вернуться в правительство. Абромавичуса убедить не получилось — тот выставил слишком высокие требования, например, отправить в отставку генпрокурора Виктора Шокина. Получив согласие других министров отозвать свои заявления, Яценюк отправился на встречу с теми же послами "большой семерки", президентом и спикером Владимиром Гройсманом. Как рассказывают источники Фокуса в Народном фронте и БПП, о предпринятом Яценюком маневре Порошенко не знал до последнего момента.
Порошенко и Яценюку недвусмысленно дали понять: в затянувшейся борьбе за кресла в Кабмине не следует переходить черту
Таким образом глава правительства перехватил тактическую инициативу. Во-первых, он смог продемонстрировать Западу желание сохранить единство украинской власти. Во-вторых, поставил в неудобное положение президента. "Если наша команда будет заменена, мы уйдем все вместе", — заявил Яценюк, тем самым лишив Порошенко возможности провести желаемые точечные замены в составе правительства. В-третьих, премьер укрепил свои позиции в самом Кабмине. Одного из министров-возвращенцев, Алексея Павленко, в правительство делегировала Самопомичь, трое других зашли по квоте БПП, но теперь все они могут считаться, как минимум, ситуативными союзниками премьера. Особенно интересна ситуация с Юрием Стецем, который много лет был одним из самых близких соратников Порошенко, но, по слухам, в последние месяцы их отношения несколько охладели.
Президент был вынужден пойти на определенные кадровые уступки. В частности, идея с назначением нынешнего замглавы Администрации президента Виталия Ковальчука на пост первого вице-премьера, против чего активно боролся Яценюк, пока утратила актуальность. На эту должность СМИ активно сватают самого главу АП Бориса Ложкина (а на его место тогда перейдет Ковальчук). Однако непонятно, готов ли Ложкин уйти в правительство. Так что вместо обещанной президентом "перезагрузки Кабмина" пока речь идет о заполнении уже имеющихся вакансий, например, министра экологии и первого вице-премьера, хотя вариант полного переформатирования парламента и правительства никто не отбрасывает.
Так, переговоры в рамках совета коалиции стартовали в прошлую пятницу, но особого результата не принесли. Самопомичь и Батькивщина продолжают настаивать на отставке Яценюка. В понедельник о выходе из переговоров заявила Радикальная партия Олега Ляшко, которую в последнее время рассматривали в качестве возможного донора голосов для умирающей коалиции.
Без Батькивщины, Самопомочи и радикалов коалиция не сможет собрать даже минимально необходимые 226 голосов, тем более что фракцию БПП продолжают покидать несогласные с политикой руководства народные депутаты. На днях оттуда вышел Егор Фирсов, по информации Фокуса, его примеру готовы последовать еще минимум пять депутатов из "внутренней оппозиции".
"Должен засвидетельствовать, что у нас уже 100% политический кризис коалиции и правительства. У правительства Яценюка нет 226 голосов для принятия важных законов по евроинтеграции, развития страны и экономики. Что делать? Искать выход без ультиматумов, я другого пути не вижу", — заявил после очередного раунда переговоров лидер фракции БПП Юрий Луценко, подчеркнув, что досрочных выборов его политсила не боится.
Даже если стороны найдут зыбкий компромисс, причин нынешнего кризиса он не разрешит
Поиск выхода осложняет отсутствие единой площадки для переговоров. Консультации параллельно проходят и на заседаниях совета коалиции с участием глав фракций и спикера, куда иногда приглашают премьера, и на заседаниях "семерки" (в составе президента, премьера, спикера, главы МВД, секретаря СНБОУ, главы АП и главы фракции БПП), куда иногда приглашают и других фигурантов политического кризиса, например, народного депутата Игоря Кононенко. Принимаемые двумя площадками решения нередко между собой не согласовываются.
Момент истины для правительства должен наступить 16 февраля, когда Яценюк представит в Верховной Раде отчет о деятельности Кабмина. Его главная цель — получить иммунитет от отставки на целый год, а на такие уступки в БПП пока не согласны. В качестве компромиссного варианта там рассматривают возможность оставить премьера в кресле до осени. От своей генеральной цели убрать Яценюка на Банковой не отказываются. Проблема в том, что ни один из его возможных сменщиков пока не набирает нужных 226 голосов за и на нынешней коалиции точно придется поставить крест.
- Читайте также: Хождение по мукам. Станет ли отставка Абромавичуса катализатором подковерной борьбы за власть
В любом случае, даже если на следующей неделе стороны найдут зыбкий компромисс, причин нынешнего кризиса он не разрешит. Абсолютное недоверие и борьба за должности и влияние между премьером, президентом и лидерами фракций коалиции надолго оставит досрочные парламентские выборы на повестке дня.