Полковник Максим Комисаров рассказал Фокусу, чем разминирование зоны АТО отличается от разминирования Югославии, чем удивляют наших саперов боевики и как правительства США и Канады поддержали украинских воинов
Зона АТО. Участок дороги от пункта А к пункту Б. Ничего не предвещает неприятностей: на горизонте нет ни блокпостов бандформирований, ни подозрительных машин. Боевики давно отступили, поэтому путь выглядит вполне безопасным. Доверитесь этой дороге — и поездка может стать для вас последней.
Максим Комисаров как никто другой знает о том, какой "уберашунг" может ждать неосторожного путника на непроверенном саперами участке, ведь разминированием территорий и объектов в зоне АТО полковник занимается еще с июня 2014-го. Дорогу между Красным Лиманом и Райгородком боевики "украсили" парой МОН-100 (противопехотная осколочная мина направленного поражения. — Фокус). На участке, соединяющем Селезневку и Семеновку, припрятали 16 фугасов. Полковник Комисаров лично принимал участие в разминировании этих территорий и своими глазами видел все вышеперечисленные "сувениры".
КТО ОН
Начальник Управления экологической безопасности и противоминной деятельности, полковник
ПОЧЕМУ ОН
Во время исполнения служебных обязанностей неоднократно принимал участие в разминировании важных объектов и уничтожении обнаруженных боеприпасов, за личную храбрость, самоотверженность и мужество награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени
В чем причина массового применения мин в военном конфликте в Донбассе?
— Основная причина популярности мин — низкая стоимость их производства. Кроме того, мины до сих пор являются довольно эффективным оружием. Минно-взрывные заграждения способны остановить движение противника, нанести значительные потери личного состава и техники, я уже не говорю о том, что это действенный деморализующий фактор.
Относительная дешевизна создания и установки мин "компенсируется" затратами на очистку загрязненных территорий. "Генеральная уборка", которая предстоит нашему государству, потребует значительных средств и ударит по экономике страны.
Сколько территории уже очищено от мин и сколько еще "загрязнено"?
— С начала боевых действий группы разминирования проверили и очистили около 14 000 га территорий. Около 7 тыс. кв. км освобожденных территорий все еще загрязнены взрывоопасными предметами. На временно неконтролируемых территориях в обследовании нуждаются около 14 тыс. кв. км.
Разминирование — это сезонная работа?
— Работы по разминированию ведутся круглый год, но наиболее эффективный период для проведения таких работ — с мая по ноябрь.
Можно ли говорить о том, что интенсивность минирования территории противником уменьшилась? Или у наших саперов сегодня работы больше, чем, скажем, было в 2014-м?
— Объем работы саперов с каждым днем только увеличивается, потому что противник продолжает минировать территории. Кроме того, обстрелы с неконтролируемых территорий не прекращаются, а большое количество боеприпасов не срабатывает. Обезвреживание таких снарядов — тоже работа саперов.
Мины, установленные противником, стандартные или какой-то "хендмейд"?
— Бандформирования используют как мины промышленного производства, так и самодельные взрывные устройства. Сепаратистов совершенно не заботит будущее этой территории. Только так можно объяснить бессистемность установки мин и минных полей, отсутствие какого-либо учета или фиксации.
Как вам известно, Женевская конвенция запрещает установление мин типа ОЗМ-72 в неуправляемом варианте (противопехотная выпрыгивающая мина. — Фокус.). Тем не менее наши саперы часто сталкиваются с установленными противником противопехотными минами с использованием растяжек.
В вашей практике были какие-нибудь необычные случаи, связанные с разминированием?
— Процесс разминирования — это всегда необычный случай, особенно если противник использовал самодельные взрывные устройства. С этим мы столкнулись при осмотре здания городской администрации в Славянске. Там группу саперов поджидали разные небезопасные "сюрпризы". К примеру, на входе в одно из подвальных помещений стоял обыкновеннейший стул. Но только попробуй сдвинуть его с места — контакты электросети замкнулись бы, произошел бы взрыв. По такому же принципу была заминирована и картонная коробка в актовом зале. В этом самом здании мне удалось обнаружить и обезвредить 4 самодельных взрывных устройства.
Как видите, благодаря внимательности и тщательной работе саперов удалось избежать гибели гражданского населения.
Обеспечены ли наши саперы всем необходимым для разминирования?
— Большинство наших групп разминирования вынуждены работать с оборудование еще советского производства. Оно устарело, и саперам необходимо использовать более современные технологии.
Сейчас, к примеру, мы испытываем острую необходимость не только в средствах защиты военных, задействованных в выполнении работ по разминированию, но и в транспорте с противоминной защитой, в средствах для разведки и очистки акваторий и водоемов.
Значительную помощь Украине оказали правительства Канады и США, которые закупили и передали нам снаряжение, оборудование, а также роботизированные системы TALON IV поколения и PackBot 510 MKII на суму около 4,5 миллиона долларов для использования при разминировании и борьбе с самодельными взрывными устройствами.
Достаточно ли среди наших саперов опытных, "боевых" специалистов?
– Да, многие наши специалисты имеют боевой опыт разминирования. Они работали как на территории Украины, так и за границей, в Ливане, Ираке, Югославии, Анголе, Афганистане, Косово.
Чем разминирование зоны АТО отличается от разминирования Югославии или Ирака?
— Существенной разницы в технологии разминирования нет. Однако если в Югославии разминирование проводилось в более спокойной обстановке, то в зоне АТО, где продолжаются боевые действия, разминирование очень часто сопровождается обстрелом со стороны противника. Это не способствует ускорению очистки загрязненных территорий.
- Читайте также: Сжечь мосты. Как разрыв коммуникаций между людьми сыграл на руку "зеленым человечкам"
Сколько понадобится времени на то, чтобы полностью разминировать зону АТО?
— Исходя из международного опыта, на разминирование зоны АТО потребуется до 10 лет. О более точных сроках пока говорить рано, их можно будет назвать после проведения обследования территорий.
Фото: из личных архивов