Разделы
Материалы

Валерий Литвицкий: "Давайте без воплей и соплей"

Руководитель группы советников НБУ Валерий Литвицкий рассказал Фокусу, почему Украине стоит попросить у МВФ больше

Как будут развиваться отношения с МВФ, учитывая, что Рада так и не проголосовала за оставшиеся законопроекты, входящие в антикризисный пакет?
Не надо издавать вопли и распускать сопли по поводу того, что три законопроекта пока не прошли. Украина продемонстрировала прогресс в работе с фондом, иначе он не вернул бы свою миссию. Пройдена значительная часть пути, есть практика получения первого транша кредита МВФ. И не надо впадать в истерию. Помимо законодательных путей обновления бюджетной пропорции существуют и другие. Поэтому перспектива для сотрудничества с МВФ не закрыта. Кроме того, у нас же есть 24,7 млрд. валютных резервов, мы знаем, какие платежи необходимы в ближайшем будущем, каковы объемы интервенций и сколько нам нужно во втором квартале. Оснований для опасения нет ни у Нацбанка, ни у других.

Насколько реально объединение двух траншей кредита МВФ, как того хочет правительство?
Я не очень верю в объединенный транш, но второй транш кредита должен был составлять более 1,8 млрд. долларов.

Есть очевидные причины, чтобы кредит был больше?
Программа МВФ stand-by по предоставлению Украине кредита в 16,5 млрд. долларов была утверждена еще в ноябре, а всю глубину кризиса мы поняли только недавно.

И с учетом того, что кризис глубочайший, может быть, стоит задуматься и об обновлении программы МВФ. Я бы не исключал постановки вопроса доступа Украины к большему финансированию. Кроме того, необходима практическая поддержка МВФ, учитывая, что в Украине год выборов и законодательные решения особенно затруднены для любой власти – действующей или сил, которые претендуют ею быть.

"Экономика Украины раньше других вошла в спад – есть шанс раньше других начать подниматься"

По словам Юлии Тимошенко, предыдущий транш кредита, предоставленный Украине, не потрачен. Есть ли в таком случае острая необходимость получения следующих траншей?
Интересно, а премьер уже поняла, какую глупость ее представители иногда выставляют на всеобщее обозрение? Как мы можем тратить деньги МВФ, если у нас своих было 38 млрд. долларов, осталось 24,7 млрд., из них 4,5 млрд. долларов денег МВФ. Вот когда из всего останется 4,5 млрд. долларов, тогда и будем тратить деньги МВФ. А пока тратим свои. Они же все в одном кошельке.

Одно из принципиальных требований МВФ к правительству – рекапитализация проблемных банков. Разработана ли уже окончательная схема рекапитализации?
Сама схема еще в процессе разработки. Речь не идет о десятках банков – их можно будет пересчитать по пальцам. Но в МВФ считают, что мы хорошо прошли диагностику. Кроме того, и мы, и они, считаем, что рекапитализации нет альтернативы, и ее нельзя откладывать.

Выдвинул ли МВФ какие-то новые требования к Украине во время своей нынешней миссии? Требования весьма гибкие. Сегодня средний курс на валютном рынке – 7,92. Валютная позиция хорошая, что в разговоре с МВФ немалый плюс. В 98–99-х годах кредиты выдавались только под реформы. А сейчас программа МВФ рассчитана на два года. Я хотел бы, чтобы эти два года поддержки платежного баланса за счет ресурса МВФ были использованы для структурных реформ. Мы раньше других вошли в спад – значит, у нас есть шанс раньше других начать подниматься. Поэтому нужно использовать поддержку МВФ для развертывания тех реформ, которые полдесятилетия стояли на повестке дня.

Как только миссия МВФ вернулась в Киев, доллар немного упал. Будет ли он падать и дальше?
Что будет с долларом, я не знаю, все зависит от того, как пройдет рекапитализация банков, от сотрудничества с МВФ и от того, не будет ли возобновляться порка Нацбанка со стороны неуравновешенных политиков. Если все будет хорошо, можно прогнозировать устойчивый курс доллара на том уровне, который мы наблюдаем сейчас. А что будет с гривной, зависит от того, каким образом будет пересмотрен бюджет и какова будет глубина спада экономики.