Разделы
Материалы

БЮТ и ПР бросились в обьятия друг к другу по нужде

В объятия друг к другу БЮТ и ПР бросились не от хорошей жизни – нужда заставила. Надолго ли этой нужды хватит, они не знают сами

– Союз между Партией регионов и БЮТ надо было создать еще осенью 2007-го (после досрочных перевыборов Верховной Рады. – Фокус). Мы ждали этого два года! Мы не Кения и не Гондурас – наша страна уже пять с половиной лет находится в состоянии политической, экономической и финансовой войны. Ее способны остановить только две главенствующие силы – ПР и БЮТ, – так комментирует главную политическую новость – возобновившееся сотрудничество между Партией регионов и БЮТ депутат-регионал Василий Грицак.

В таком духе на этой неделе высказывался не он один – обе фракции, свернули дежурную критику в адрес друг друга и заговорили комплиментами.

Но само по себе это еще не тянуло на сенсацию – в предыдущие два года такое действительно бывало (в последний раз до коалиции дело почти дошло осенью 2008-го). Гораздо интереснее, что впервые за это время стороны исподволь признали то, о чем давно говорили в Секретариате президента: да, они пишут новую версию Конституции, по которой власти хватит двоим. Тезисы из документа на этой неделе озвучил регионал Нестор Шуфрич, один из узкого круга людей, допущенных к переговорам.

По поводу самого скандального пункта – отмены всенародных выборов президента и избрания его в парламенте он сказал: "Этот вопрос еще не решен". Так наконец то, что два года было тайным в отношениях двух политсил, начало становиться явным, и главное – очень вероятным. В Секретариате президента в очередной раз назвали происходящее антиконституционным мятежом.

Тем временем "мятежниками" в значительной степени двигали в основном мотивы самосохранения – экономический кризис и страх перед выборами.

Сердце и мозг
– Чтобы понять, почему ПР и БЮТ может получиться сейчас, надо сказать, почему этот союз не получался раньше – прошлой осенью, например. А дело было в том, что тогда обе политсилы верили, что друг без друга могут обойтись. Теперь они в это уже не верят, – рассказывает Фокусу один из влиятельных регионалов.

Прошлой осенью ситуация в целом была следующей: дело застопорилось как раз на процедуре избрания президента. Янукович на парламентские выборы не соглашался, он полагал, что без проблем победит и сам (немало надежд в связи с этим возлагалось в его кругу на кризис, который погубит рейтинг Юлии Тимошенко), эту уверенность вселял в него бизнесмен Дмитрий Фирташ. Ринат Ахметов пытался поладить скорее с президентом, чем с Тимошенко. В итоге сторонником объединения выступала едва ли не единственная группа внутри ПР – группа Андрея Клюева, но ее усилий оказалось недостаточно. В то же время не гнала лошадей и Тимошенко – опасалась негативной реакции избирателей.

Таким образом, навстречу начинавшемуся экономическому кризису две силы отправились порознь. И вот сейчас жизнь их свела снова.

– Теперь группа Ахметова – Колесникова склонилась в пользу союза с БЮТ. Клюевы оказались не одинокими, и дело пошло, – говорит источник в ПР. – Почему? Ну, скажем, всем показалось, что так будет выгоднее: если переговоры закончатся успехом, часть власти можно получить уже сейчас, притом мирно, а не через полгода (после плановых президентских выборов. – Фокус) и с неизбежной дракой.

Рассуждения нашеукраинца Владимира Стретовича в комментарии Фокусу выглядят еще более любопытными:

– На самом деле стороны руководствуются тем, что никто не хочет идти на выборы, кандидатам в президенты просто не с чем выходить к людям, тут еще и кризис. К тому же деятели, которые находятся в политике 10–12 лет, поняли, что уже игроки не те, да и тренеры тоже, – нужно менять команды и игроков. Поэтому политики решили прибегнуть к прагматично-политическому подходу: чтобы сохранить власть, проще договориться.

Между тем кризис, как и ожидалось, ударил по Тимошенко – самые разные, и прежде всего внутренние, не для прессы, социсследования фиксируют падение ее популярности. Кроме того, по информации Фокуса, ей сейчас сложно найти общий язык с потенциальными спонсорами кампании, ведь удерживать их одними обещаниями перспектив невозможно – премьеру на слово не очень верят. "Тимошенко дошла до того, что, пользуясь статусом главы Кабмина, стала устраивать важные для ее бизнесменов зарубежные деловые встречи. В частности, брала с собой в международные поездки близких ей представителей Индустриального союза Донбасса. Но до выборов ее рейтинг мог упасть настолько, что никакие спонсоры уже не помогли бы", – рассказывает источник Фокуса.

В личных разговорах Тимошенко жаловалась, что не будет ей покоя, даже если она победит на выборах, ведь придется воевать с оппозицией в виде регионалов, и это – после изнурительной дорогостоящей кампании.

Неудивительно, если окажется, что похожие слова произносили и в кругах регионалов.

В конечном счете накануне самой решающей в их жизни гонки и у ПР, и у БЮТ накопилось достаточно страхов, чтобы дрогнуть и пойти на сближение. Выходит, что выборов, связанных с ними затрат и передела страны они опасаются больше, чем возможного негодования избирателей в отношении их союза.
"Сердце против нее, но мозг – за, – лаконично выразился в комментарии Фокусу по поводу широкой коалиции самооборонщик Владимир Арьев.

– Если такой союз состоится, он продемонстрирует, что у всех сдали нервы. Это будет союз под лозунгом "спасайся, кто может!" – смеясь, добавляет он.

Портфели и деньги
В кулуарах парламента всю неделю спорили, кому из двоих "брачующихся" этот союз нужнее. Но всем было понятно, что обоим придется ради него основательно поступиться интересами.

Партия регионов, например, готовилась "сдать" своего лидера Виктора Януковича – он всегда высказывался за всенародное избрание президента (имея в виду, разумеется, себя). Но совместные с БЮТ изменения Конституции предусматривали для него только декоративный пост парламентского президента. "Лидер против, но уламываем", – всю неделю сообщали регионалы.

– Мы постараемся убедить Виктора Януковича, чтобы он поддержал изменения в Конституцию. Хотя, конечно, он по праву может быть избран всенародно, право на сатисфакцию он имеет еще с 2004 года, когда у него украли победу, – заявил Фокусу Нестор Шуфрич.

Правда, параллельно имела место и другая версия, согласно которой региональная бизнес-элита с легким сердцем отправляла Януковича в "слабые", парламентские президенты. "Ахметов опасается, что если Януковича изберут всенародно, он станет слишком самостоятельным, неподконтрольным", – сообщил собеседник Фокуса.

Умерили обе силы и свои правительственные аппетиты – портфели министров договорились делить четко пополам, как и вице-премьеров. Источники Фокуса в числе кандидатов на эти должности называют, в частности, нынешних переговорщиков – Андрея Клюева и Бориса Колесникова. Неслучайно всегда противился возможному союзу ПР и БЮТ глава Минтранса Иосиф Винский – его кресло, по данным Фокуса, отходило регионалам в первых рядах – в числе 10 министерств (вместе с Министерством обороны, Минюстом, Минуглепромом).

Примечательно, что кое-какие портфели регионалы могли бы получить прямо сейчас, не дожидаясь изменений Конституции, ведь голосов для снятия любого действующего министра у них с БЮТ достаточно.

Второй шаг в сближении БЮТ с ПР – удовлетворение бизнес-запросов политической силы Януковича. Тут Юлии Тимошенко, по некоторым данным, пришлось посулить основательные уступки лично Ринату Ахметову. В частности, ему обещан доступ к нефтегазоносному Черноморскому шельфу (в течение прошлого года Тимошенко добилась отстранения от разработок компании Vanco Prickerchenska, частично принадлежащей как раз Ахметову). Другому влиятельному регионалу – Борису Колесникову, как уверяют некоторые собеседники Фокуса, в случае союза двух была обещана возможность сменить главу оргкомитета по Евро-2012 Ивана Васюныка.

Депутат Стретович называет нынешние договоренности "междусобойчиком" в переделе власти и бизнес-интересов крупных политических игроков. "У нас будет править эдакая "Единая Россия", – проводит он аналогию с российской партией власти.

Кстати, о России. Некоторые собеседники Фокуса ищут первопричины возобновившихся переговоров между БЮТ и ПР именно там. Мол, внезапная подвижка в создании политического альянса появилась сразу после майского визита Юлии Тимошенко в Кремль. В этом контексте союз двух сил предстает одной сплошной уступкой Москве.

Без выбора
Если Партия регионов и БЮТ изменят Конституцию, парламентские выборы отодвинутся минимум до 2014 года. Правда, и в ПР, и в БЮТ официально отрицают наличие такого пункта в своих планах. Но неофициально говорят: очень может быть, надо же дать избирателям время привыкнуть к новому союзу. Если это получится, то в течение пяти лет (с учетом отмененных всенародных выборов президента) у украинцев не будет возможности влиять на центральную власть.

Однако при ближайшем рассмотрении время – враг не только свободе выбора, но и самому союзу, причем уже в ближайшие полгода.

– Слабое место в том, что изменения в Конституции – не молниеносны, они вводятся минимум в два захода, с большим перерывом в несколько месяцев; потом, если они внесены, предстоит непростое голосование за президента в парламенте. На всех этих этапах вероятность "кидка" друг друга очень велика, – говорит Фокусу один из парламентских юристов.

Основания? Да какие угодно. От простого "передумали" до конфликта между олигархами за предполагаемые после выборов сферы влияния или внутрипартийных проблем (уже сейчас в БЮТ и ПР есть недовольные возможным объединением, их голосов в решающий момент может не хватить).

– Любая коалиция априори конфликтна, – философствует по этому поводу юрист-бютовец Сергей Власенко. – В создании объединения всегда заложен конфликт из-за любой несогласованности.
В данном случае, огорчаться ли из-за этого избирателям или, наоборот, радоваться, – большой вопрос.

Угроза или спасение
Хорошо или плохо, что две крупнейшие политсилы "сообразят страну на двоих"? Мнения разделились

1. Леонид Кравчук
Первый президент Украины
Вместе ПР И БЮТ наладят "эффективную систему власти", дадут возможность работать президенту, правительству и парламенту, не пересекаясь в своих полномочиях

2. Дмитрий Табачник
Нардеп от ПР
Коалиция "способна объединить страну", ее восток и запад

3. Игорь Жданов
Президент центра "Открытая политика"
Прекратятся "политические войны" и политическая система наконец стабилизируется

4. Сергей Власенко
Нардеп от БЮТ
Вместе легче преодолевать экономический кризис

5. Виктор Ющенко
Президент Украины
Меняя Конституцию, ПР и БЮТ узурпируют власть, лишают "людей права выбора"

6. Владимир Литвин
Спикер
Украина окажется в политической изоляции, за рубежом "позитивной оценки подобные новации не получат"

7. Николай Кульчинский
Нардеп от НУНС
Будут сворачиваться "демократические права и свободы украинцев", появится цензура

8. Арсений Яценюк
Бывший спикер
Страна может быть переформатирована "под двух политиков".

Страшное дело
Движущей силой сотрудничества Блока Тимошенко и регионалов в значительной степени стали их политические страхи:

БЮТ
– падение рейтинга премьера (по разным данным – до 10% за последние полгода)

Партия регионов
– Виктора Януковича, стань он всенародно избранным президентом, партии было бы трудно контролировать

Общие для обоих
– Необходимость огромных, по кризисным временам, затрат на всенародные президентские выборы (до $1 млрд. с кандидата)
– По внутрипартийным опросам, во втором туре президентских выборов и Янукович, и Тимошенко могут проиграть, если придется бороться с кандидатом от третьей силы
– Предчувствие тяжелой президентской гонки и угроза нового витка политвойны после всенародных выборов президента. Лучше мирно поделить все сейчас.

Перекресток трех дорог
Сейчас есть минимум три варианта развития политических событий и, следовательно, будущего страны

1. ПР и БЮТ договорятся
Изменения Конституции, отмена всенародных выборов президента

2. ПР и БЮТ не договорятся
Всенародные выборы президента – ориентировочно зимой, досрочные выборы Рады – весной

3. Вмешается президент (уйдет в отставку и/или распустит Раду)
Досрочные двойные выборы сломают планы ПР и БЮТ

Законные обоснования
Проект совместной Конституции ПР и БЮТ – как снежный человек: все о немслышали, но мало кто видел. Вот основные пункты предполагаемого документа

Конституция Украины
Президент избирается парламентом; контролирует силовиков – СБУ, военных. Не может отменять постановления правительства

Премьер сильнее президента, определяет внешнюю и внутреннюю политику; назначается партией – победительницей выборов.

Судьи выбираются, частично определяются жеребьевкой.

Губернаторы больше не назначаются президентом, выбираются большинством местных советов (то же – с начальниками райадминистраций).

Парламент избирается в два тура,партия – победитель второго тура автоматически получает большинство мандатов – 226.

Выборы Рады откладываются до 2014 года.

Спикер парламента назначается от оппозиции.

Наталья Бублий