Разделы
Материалы

Алфавит Апаршина. Как в команде Зеленского собираются реформировать структуру армии по стандартам НАТО

Максим Мухин
Фото: Ministry of Defense of Ukraine via Flickr

Советник новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского по вопросам безопасности и обороны Иван Апаршин планирует в кратчайшие сроки решить проблему перевода системы органов военного управления на J-, G-, S- структуры. Фокус разбирался, что скрывается под буквами латинского алфавита

Большинство стран-членов НАТО использует так называемую континентальную систему органов военного управления. Эта система совпадает со структурой Верховного штаба союзных держав Европы (Supreme Headquarters Allied Powers Europe – SHAPE). Так, для названия типов военных штабов принят единый стандарт обозначения. Традиционно для обозначения штаба армии используется заглавная буква G (сокращение от немецкого Grosse). Сегодня так обозначается подразделение штаба вооруженных сил в структуре Генштаба. Буква J применяется для обозначения объединенного (Joint) штаба, который включает в себя штабы вооруженных сил, авиации и флота. S – используется для обозначения штабов уровнем ниже, на уровне батальона. Для штабов военно-воздушных сил используется буква А, а военно-морских сил – N. Для передовых или развертываемых штабов – F, объединенных штабов нескольких стран – С, штабы миссий военных операций Организации объединенных наций – U.

Каждый штаб имеет типовую структуру, которая включает девять управлений/отделений и обозначается цифрами от 1 до 9. Управление кадров – 1, управление разведки – 2, оперативное управление – 3, логистика – 4, управление планирования – 5, связь – 6, образование и подготовка –7, бюджетное управление и финансы, управление ресурсами – 8 и военно-гражданское сотрудничество (CIMIC) – 9. Перечень задач и обязанностей сотрудников каждого управления описан в документе FM 101-5 "Staff Organization and Operations", который находится в открытом доступе. Например, управление разведки в структуре Генштаба обозначается – J2, а планирования – J5, кадровое управление штаба вооруженных сил Украины – G3.

Война и мир

Глава представительства НАТО в Украине Александер Винников рассказывает Фокусу, что использование совместных штабных структур обязательно во время боевых миссий альянса. В мирное время их использование важно для эффективного планирования и успешного выполнения операций. Кроме этого, использование общих штатных структур является предпосылкой для совместимости сил.

"Стоит отметить, что введение совместных штабных структур соответствует согласованному принципу "Командование и управление НАТО" (обозначается C2) – единства командования. Этот фундаментальный принцип командования и управления обеспечивает необходимую согласованность для планирования и выполнения операций и обычно отображается в деятельности всех сил, действующих под единым командующим, который обеспечивает централизованное военное командование и децентрализованное управление такими структурами. Четко сформулированные полномочия, обязанности и подотчетность вместе с эффективными и применимыми на практике системами управления усиливают единство командования", – говорит Фокусу Винников.

По его словам, почти все страны-члены НАТО используют такие совместные штабные структуры в мирное время. Это обеспечивает оперативную совместимость, особенно для сил альянса. Использование совместных командно-штабных структур также касается другого согласованного принципа "Командование и управление" (С2) – четкой вертикали подчинения.

"Иерархическая структура С2 должна быть четко определенной и понятной для всех уровней командования. Четкая вертикаль подчинения усиливает интеграцию между силами и помогает предотвратить недоразумения, потому что указывает командующим, кому они подчиняются, и с кем они сотрудничают горизонтально и вертикально в командной цепи. Чем четче является структура подчинения, тем эффективнее и результативнее является процесс принятия решений", – объясняет Винников Фокусу.

Форма и содержание

Военный эксперт Института Евро-Атлантического сотрудничества Игорь Козий утверждает, что в настоящее время система органов военного управления в Украине является гибридом советской и натовской. Для примера, в структуре Генштаба ВСУ, которая размещена на сайте Министерства обороны, департаменту Главного управления разведки присвоено сокращение J2. Это соответствует структуре, применяемой в НАТО, но не отвечает содержанию – ГУР до сих пор находится в структуре министерства.

"У нас проводят реформирование по форме, а не содержанию. Ряд структур в Генштабе дублирует функции Минобороны и наоборот. Здесь нет и близко четкой структуры, стандартизированной в штабах НАТО", – предупреждает Фокус Козий.

По его мнению, названные Апаршиным сроки оперативного перехода на J-, G-, S- структуры оптимистичны, но мало достижимы.

"Я думаю, что если в один президентский срок мы уложимся, это будет хорошо. Можно быстро назвать и переформатировать структуру, но подготовить кадры – очень сложно. Каждый служащий Генштаба должен четко знать свое место в структуре, свои полномочия и обязанности, а также взаимодействие со штабами уровнем ниже", – подчеркивает эксперт.

Отметим, что перевод украинской армии на J-структуру является основной задачей государственной программы развития вооруженных сил Украины на период до 2020 года.