Первый разговор по телефону, который новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский провел с президентом РФ Владимиром Путиным, длился около 20 минут. Фокус разбирался, сможет ли установленный контакт разморозить минский процесс и придать жизнь Нормандскому формату
"11 июля президент Украины Владимир Зеленский провел телефонный разговор с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Ключевым вопросом стало освобождение пленных военных моряков. Также речь шла о возвращении других украинских граждан, которые удерживаются на территории РФ. Кроме того, стороны обсудили продолжение переговоров в Нормандском формате", – такое сообщение появилось на сайте президента Украины в 19:35.
Кремль продемонстрировал большую оперативность. На сайте президента России сообщение о разговоре, в котором нашлось место важным деталям, появилось в 19:10. Отсюда мы узнаем, что "телефонный разговор состоялся по украинской инициативе", "обсуждались вопросы урегулирования на юго-востоке Украины и совместной работы по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц", "достигнута договоренность о продолжении этой работы на уровне экспертов".
Украинские СМИ в большинстве своем ограничились пересказом скудных официальных данных, взятых на президентском сайте. Российская пресса, напротив, превзошла в подаче новости обилием дополнительных фактов пресс-службу администрации президента РФ, ссылаясь на слова пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова. Так, агентство ТАСС в 18:57 опубликовало новость о том, что "лидеры обсудили вопросы урегулирования ситуации на юго-востоке и совместной работы по возвращению удерживаемых с обеих сторон лиц".
Без эмоций
Примечательно, что в тот же день ТАСС тремя часами ранее сообщал, что Путин назвал интересным предложение Зеленского о расширении Нормандского формата с участием лидеров Франции, ФРГ, США и Великобритании. Однако президент РФ намерен говорить с президентом Украины "о чем-либо" только после окончательного проведения парламентских выборов и формирования нового украинского правительства.
В заявлении Путина говорится: "РФ готова к переговорам по Украине в любом формате, однако встреча должна быть проработана, а в Киеве должно быть сформировано правительство… Нoрмандский формат и встречи на высшем уровне должны быть хорошо подготовлены… В-третьих, я не знаю, как реагируют на это приглашение другие участники предложенного формата".
Слова Путина можно считать ответной реакцией на видеообращение к российской стороне через Facebook, записанное Зеленским 8 июля. В нем речь идет о предложении не проводить телемосты с участием граждан, а "встретиться в Минске при посредничестве США, Великобритании, ФРГ и Франции, чтобы обсудить, чей Крым и кого там нет в Донбассе".
12 июля украинская пресса ничего нового о телефонном разговоре Зеленского с Путиным не сообщала. Российские СМИ в то же время продолжали цитировать Пескова. В частности, ТАСС отмечает, что "факт первого контакта президентов важен сам по себе, а эмоциональные оценки состоявшейся беседы вторичны", "что сейчас не стоит обсуждать эмоциональные оттенки и тональности". О том, что "прагматичный" разговор продлился 20 минут, сообщил снова пресс-секретарь Путина.
Немаловажно в настоящем контексте заявление президента Европейского совета Дональда Туска, сделанное им во время саммита Украина-ЕС 8 июля: "ЕС неуклонно будет поддерживать территориальную целостность Украины, не признает аннексии Крыма, а будет применять санкционные меры относительно России до момента выполнения ею Минских соглашений".
Фокус спрашивает руководителя Центра международных исследований Дипломатической академии им. Геннадия Удовенко Андрея Веселовского, о чем свидетельствует телефонный разговор двух президентов и получает такой ответ: "Четырьмя днями ранее Зеленский сказал Путину, что нужно поговорить в Минске, а не с простыми гражданами, и Путин на это положительно реагирует. Мол, нужно встретиться, готов ко всем форматам, но не знаю, готовы ли США и Великобритания, давайте узнавать… Ничего подобного за последние пять лет не было. Был унизительный троллинг. Сейчас есть основания считать, что РФ ищет выхода из ситуации. Очевидно, что каким-то способом – мы этого не узнаем – возможно, через "третьи руки", наш президент ответил Путину: "Давайте перейдем к конкретике!"
Морской узел
Веселовский рассказывает Фокусу, что контакт между Зеленским и Путиным мог устанавливаться непосредственно через администрации президента, но не исключается и участие третьей стороны, к примеру, дипломатов обеих стран в ООН. По его словам, к переговорам на высшем уровне, как правило, стороны готовятся заблаговременно. В некоторых странах проводятся даже соответствующие тренировки, моделирование ситуаций.
"Определяется цель, которой нужно достичь. Для Украины главный элемент – освобождение моряков. Это правильный выбор, потому что моряки – гиря на шее Путина. Каждый день он все больше входит в конфронтацию с международными организациями, – делится с Фокусом нюансами дипломатической работы Веселовский, добавляя, что для США и Великобритании освобождение моряков также является главным вопросом повестки дня. – Для РФ – это номер один, потому что она - крупное морское государство, которому нужен выход. Соответственно, разговор по этому вопросу необходим. Международный суд ООН завершил все процедуры, военные украинские моряки будто бы осуждены и теперь могут быть будто бы помилованы…"
Веселовский утверждает, что Зеленский выбрал правильную позицию, действуя "точечно и поступательно" в деле установления диалога с РФ. "Он выбрал приоритет, показал, что не разбрасывается на двадцать вопросов одновременно, что власть сперва добьется освобождения пленных моряков, а затем будет двигаться дальше".
Кроме того, напоминает дипломат, бывший президент Петр Порошенко проводил переговоры с Путиным много раз, но не в текущем году.
"У них разговоров не было, потому что Путин огласил Порошенко персоной нон-грата, он стал его врагом. Из-за этого в международных переговорах сложился бетонный консенсус, а его быть не должно в принципе, – заключает Веселовский, отмечая важность назначения нового министра иностранных дел. – Верховная Рада сделала все возможное, чтобы министра иностранных дел не было как можно дольше. Теперь голосование за кандидатуру состоится в сентябре. Мы затормозили наши международные отношения усилиями парламента на четыре месяца".
Технический регламент
Положительные сигналы в телефонном разговоре президентов Украины и РФ обнаружил руководитель отдела по международным отношениям Реанимационного пакета реформ Василий Бабич. Он обращает внимание Фокуса на существующую взаимосвязь в цепи событий на международной арене, в частности, на факт возвращения в состав Парламентской Ассамблеи Совета Европы российской делегации, предшествующий выходу Путина на прямой диалог с Украиной.
"Это шаг международного сообщества навстречу РФ, но она в нормальной системе международного права должна была бы выполнить в любом случае без каких-либо уступок решение международного трибунала ООН по морскому праву в Гамбурге, – делится с Фокусом наблюдениями Бабич. – Очевидно, что Украине нужно устанавливать коммуникацию".
Эксперт не исключает того, что после формирования нового Кабинета министров начнется подготовка к встрече президентов в Нормандском формате. "Налаживание на техническом уровне минимальной коммуникации заложит основу переговорам в Нормандском формате сначала на уровне внешнеполитических советников с перспективой возобновления диалога в формате глав МИД, а в конечном итоге – переговоров на самом высоком уровне глав государств и премьер-министров стран Нормандской четверки", – считает Бабич.
Дипломат Василий Филипчук, напротив, не торопится с выводами. Он видит позитив в том, что первый контакт президентов состоялся, однако называет негативным моментом то, что диалог состоялся спустя два месяца после президентских выборов.
"Без прямого диалога в принципе ничего невозможно достичь: ни урегулирования конфликта в целом, ни решения текущих проблем", – утверждает Филипчук в разговоре с Фокусом, напоминая, что в настоящее время трехсторонняя контактная группа в Минске занимается техническими вопросами переговорного процесса.
Кроме того, подчеркивает Филипчук, Кремль нынешняя ситуации вполне устраивает, поскольку РФ уже вышла из пика наиболее жесткого давления со стороны международного сообщества после аннексии Крыма и конфликта на Донбассе. "Они могут себе позволить длительное время игнорировать ситуацию. Поэтому со стороны Украины должно быть комплексное предложение, которое бы побудило стороны к активному переговорному процессу", – говорит Фокусу Филипчук, добавляя, что первые прогнозы о том, как будет развиваться ситуация с Нормандским форматом можно будет сделать по завершении парламентских выборов, когда будет объявлен состав нового правительства.