Разделы
Материалы

Жертва импичмента. Почему отставка Курта Волкера осложнит отношения между Вашингтоном и Киевом

Юрий Божич
Фото: Getty Images

Курт Волкер, спецпредставитель США по Украине, подал в отставку спустя день после обнародования жалобы одного из сотрудников американской разведки, касающейся содержания скандального телефонного разговора президентов Дональда Трампа и Владимира Зеленского. И как подчеркнула британская The Guardian, на фоне "появления новых сообщений об усилиях Белого дома ограничить доступ к звонкам Трампа в Россию и Саудовскую Аравию". Многие западные СМИ назвали Волкера первой жертвой импичмента. В Украине же уход этого энергичного карьерного дипломата с позицией "ястреба" в отношении Москвы считают первой потерей — не политической, а реальной. Такое мнение высказал экс-министр иностранных дел Павел Климкин. И он — не единственный, кто оценивает складывающуюся ситуацию как тревожную для Киева.

Птенец гнезда Маккейна vs Москва

О том, что Курт Волкер покидает администрацию Трампа, первой сообщила The State Press — студенческая газета в Университете штата Аризона. Это может показаться загадочным инсайдом, если не иметь в виду, что Волкер, профессиональный дипломат, представлявший президента Джорджа Буша — младшего в НАТО, — исполнительный директор Института международного лидерства Маккейна именно в Университете штата Аризона, базирующегося в Вашингтоне. Даже когда в июле 2017 года госсекретарь США Рекс Тиллерсон назначил Волкера специальным представителем по урегулированию конфликта в Украине, тот не оставил работу в институте. Парадокс, но при всей активности своих действий в Киеве и на Донбассе Волкер оставался, по сути, неоплачиваемым посланником-волонтером, трудясь в режиме неполного рабочего дня. Один бывший американский дипломат, которого цитирует издание Politico, называет частичную занятость Волкера самым странным, что было в его роли, учитывая, что "американские отношения с Украиной действительно важны".

В профессионализме и порядочности Волкера, впрочем, не сомневались даже его недоброжелатели. Москве его любить было не за что. Еще до своего украинского назначения он беспристрастно отзывался о России, которая, по его мнению, пыталась "разрушить порядок, установленный после холодной войны в Европе, меняя границы с использованием военной силы". Он был в определенном смысле "птенцом гнезда Маккейна". Поэтому, как только "подорожную" в Киев ему выписали, патрон-сенатор со стальным стержнем внутри заявил, что Курт "привносит правильный опыт и суждения, необходимые для представления Соединенных Штатов, поскольку мы продолжаем наши усилия по прекращению агрессивных действий России в Украине". Погружение в украинскую ситуацию лишь отшлифовало точку зрения Волкера на происходящее. В марте прошлого года он высказал мысль, что "республики" на Донбассе — "образования, которые созданы Россией для того, чтобы помочь замаскировать роль РФ и укрепить продолжающийся конфликт". Тогда же, говоря об аннексии Крыма, он призвал "подумать о том, как мы можем сделать нашу позицию жестче, включая последствия за поездки, торговлю и бизнес-контакты с этой территорией". А недавно, в августе текущего года, Волкер заявил: "В 2014 году Россию исключили из G8 из-за аннексии Крыма. Я бы хотел увидеть, как все это возвращается обратно. Хотел бы видеть, как Россия уходит из Крыма".

Волкер стал олицетворением поговорки о том, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. И неизвестно, для кого в большей степени — для себя, США или Украины

Понятно, как на такие реплики реагировали в Белокаменной. Тем не менее, когда стало известно об отставке Волкера (в Москве, как выразилась украинский нардеп Ирина Геращенко, начали пить шампанское), глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев на своей странице в Facebook написал: "Наверно, Курт Волкер не был в своей миссии особо циничен, скорее он искренне верил в то, что отстаивал. Но результат, как известно, ноль. Думаю, по той простой причине, что предметом его веры всегда оставались США, а не Украина". И ключевое здесь не оценка результата деятельности спецпредставителя США по Украине, а характеристика его личностных качеств персоной, которую невозможно заподозрить в симпатиях ни к Америке, ни к ее представителям.

Есть, правда, те, кто переплюнул относительную сдержанность московских суждений. Среди них Виктор Медведчук. Мнение одного из лидеров "Оппозиционной платформы — За жизнь": "Отставка Курта Волкера — результат архинепрофессионализма и откровенного вредительства спецпредставителя Госдепартамента США по вопросам Украины, который вел переговоры с помощником президента РФ Владиславом Сурковым". Но в таком заключении слишком много личного. Российские Telegram-каналы, обладающие инсайдом, давно писали о том, как Сурков пытался вытеснить Медведчука в качестве посредника в переговорном процессе между Москвой и Киевом, в том числе в деле обмена пленными. То есть Сурков Медведчуку уж никак не товарищ. Отсюда и Волкер — тоже. Чего ж тогда скупиться на эпитеты?

Метка Джулиани

В самих Соединенных Штатах врагов у Волкера, по-видимому, было немного, поскольку человек с опытом и чутьем дипломата умел держать дистанцию и откровенно не подыгрывать ни одному из политических лагерей. Несмотря на то что он поддерживал республиканцев, его уважали среди демократов. В отличие от многих видных экспертов национальной безо­пасности Великой Старой Партии, он не подписывал писем Never Trump, распространенных во время президентской кампании 2016 года. Это может свидетельствовать о его проницательных политических инстинктах. Однако если таковые были в действительности, то, вероятно, именно они удерживали его от того, чтобы стать послушным солдатом в нынешней администрации. Как подчеркнул один источник в комментарии CNN, Волкер "никогда не был полностью в поезде Трампа".

Это довольно противоречивая ситуация — работать с Трампом, видя свою роль несколько шире, чем быть членом команды и совпадать с боссом во мнении. Таким "отступникам" рано или поздно приходится платить либо за свои разногласия, либо за терпение. По данным источника The Washington Post, карьерный дипломат старался отделить государственные интересы США от личных интересов главы Белого дома. Какое-то время это ему, по-видимому, удавалось. Но потом в украинскую тематику произошло вторжение адвоката Трампа.

Одна из последних публикаций на эту тему в Politico вышла с подзаголовком: "Курт Волкер был уважаемым дипломатом, пытавшимся решить один из самых горячих конфликтов в мире. Затем он встретился с Руди Джулиани". "Он очень переживал, что Джулиани портит отношения, — рассказывал WP источник. — Там был новый президент с новым мандатом. Он нуждался в помощи Запада, особенно США. А что делал Трамп? Посылал туда Джулиани. Курт злился, что его деятельность саботируют".

Некоторые аналитики и бывшие официальные лица в Соединенных Штатах говорят, что Волкер выглядел глупо, связываясь с Джулиани. Особенно с учетом того, что личный юрист президента — частное лицо, которое не уполномочено представлять страну в контактах с иностранными правительствами. Один экс-чиновник Белого дома на условиях анонимности выразился так: "Курт, в частности, как бывший карьерный посол знает, где следует проводить черту". Ну, то есть должен знать и не переступать дозволенной границы.

Так он обычно и делал. За редким исключением. Один раз, например, выйдя за рамки своих полномочий, он высказался по поводу спора между Венгрией и Украиной в связи с принятием последней "языкового закона". Но подобных случаев единицы. Просто "фактор Джулиани" оказался самым громким. Да и то, по мнению некоторых экспертов, подобное произошло потому, что Волкер всегда старался отыскать нестандартные методы для защиты интересов своей страны.

Непростой выбор, перед которым посланник США в Украине был поставлен, описал для Politico Дэн Фрид, отставной ветеран Госдепа с 40-летним стажем, имеющий большой опыт работы в Восточной Европе и России: "Джулиани уже занимается этим, а тут украинцы говорят: "Посмотрите, что нам делать?" Ты мог бы сказать: "Не разговаривайте с Джулиани", но ты действительно дашь такой совет украинцам, зная, что отказ поговорить с ним разозлит Трампа?"

Волкеру приходилось лавировать. Неназванный сотрудник разведки, выступивший в роли информатора, пролившего свет на действия Трампа, опознал Курта как одного из чиновников, пытающихся "ограничить ущерб" национальной безопасности США от попытки Джулиани вмешаться в международную политику. Как передает The New York Times, он также советовал украинцам, как себя вести с господином Джулиани, которого так навязывал Киеву глава Белого дома.

По пути благих намерений

Похоже, права Эвелин Фаркас, специалист по России и высокопоставленный чиновник Пентагона при бывшем президенте Бараке Обаме, когда говорит применительно к Курту: "Можно спорить о том, должны ли люди устраиваться на работу в этой администрации или нет. Но есть люди с благими намерениями, которые думают, что могут продвинуть интересы США и уладить конфликт, и, я думаю, он попадает в эту категорию".

Объясню на пальцах! Владимир Зеленский и Курт Волкер во время встречи президента Украины с представителями Администрации и Конгресса США в Киеве 20 мая 2019 г.

Тем не менее сегодня Волкер стал олицетворением поговорки о том, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. И неизвестно, для кого в большей степени — для себя, своей страны или Украины. Тучи над ним сгустились, а Руди Джулиани представил ситуацию так, будто он действовал не по своей воле (читай: воле Трампа), а в интересах Госдепа. Для этого ему понадобилось всего-навсего обнародовать сообщение, якобы присланное ему Волкером 18 июля: "Отличный был завтрак сегодня. Как уже говорилось, мы здесь с Андреем Ермаком, который очень близок к президенту Зеленскому. Я предлагаю договориться о совместном звонке в понедельник — может быть, в 10 или 11 утра по Вашингтону?" Продемонстрировав это, экс-мэр Нью-Йорка сказал ведущей Fox News, имея в виду Волкера: "Он должен сделать шаг вперед и объяснить, что он сделал".

Пока никаких объяснений от самого Волкера не было. Он предпочитает хранить молчание. И обо всех его действиях и комментариях медиа узнают через своих инсайдеров. Так, человек, проинформированный о его решении покинуть пост, сообщил: Курт пришел к выводу, что невозможно быть эффективным там, куда его назначили, учитывая события последних дней. Еще один источник информации — Госдеп. Там подтверждают: просьба помочь в организации контакта исходила от Ермака. Но такого объяснения конгрессменам, раскручивающим тему импичмента Трампа, маловато. Теперь уже Волкера хотят заслушать представители трех комитетов Конгресса. На текущей неделе.

О вероятном появлении дипломата на Капитолийском холме объя­вили за несколько часов до того, как стало известно о его отставке. О чем поведает Волкер, сказать трудно. Однако скандал вокруг его фигуры начинает обрастать новыми, неприятными для него подробностями. Неутомимая редакция Politico вытащила еще один скелет из его шкафа. Издание пишет, что спецпредставитель США по Украине мог лоббировать интересы Raytheon Company, занимающейся производством противотанковых ракетных комплексов Javelin. Волкер, как выяснилось, числился не только в Институте международного лидерства Маккейна, но и в лоббистской компании BGR Group. Оба эти учреждения имели финансовые связи с Raytheon Company и предоставляли ей свои услуги. А сам Волкер поддерживал поставки Украине комплексов Javelin. И контракты по ним заключены благодаря ему. Чего тут было больше, лоббизма или радения о национальной безопасности США и Украины, — вопрос риторический. По крайней мере пока на него не начнут отвечать те, кто будет вести расследование деятельности Волкера.

Киев. После Волкера

Если его в контексте "дела об импичменте", затеянного демократами, захотят слишком уж помазать одним миром с Трампом, тогда любой шар, летящий в лузу фактов, объявят черным. И Волкеру придется нелегко. Но для Киева самое печальное то, что придется несладко Украине. Свой пост в Twitter о "первой реальной потере" и о том, что "мы ему (Волкеру. — Фокус) небезразличны", бывший глава украинского МИДа Павел Климкин завершил словами: "Это только начало". Так оно и есть. Это начало очередного этапа отношений между Киевом и Вашингтоном. Сказать наверняка, каким он будет, нельзя. Но на радужность надеяться вряд ли стоит. Некоторые аналитики в Украине допускают, что сам пост Волкера могут упразднить. "Нельзя исключать, что политическая конъюнктура приведет к ликвидации должности спецпредставителя Госдепа по Украине, — пишет эксперт Института мировой политики Евгений Магда. — Курт Волкер перейдет в категорию друзей Украины без реальных рычагов влияния на ситуацию, и это должно заставить официальный Киев активизироваться в отношениях с США. Речь идет не о визите за океан Владимира Зеленского (вряд ли это реально), а вот назначение посла и реанимация Комиссии по стратегическому партнерству — вполне реальные меры, воплощение которых в жизнь зависит от официального Киева".

Да, Украине придется выстраивать новую конфигурацию отношений с Соединенными Штатами. Во многом она будет определяться политической сейсмичностью в самом Вашингтоне — и какими темпами, и с какой амплитудой будет развиваться "дело об импичменте", под обломками которого могут быть похоронены, увы, не только фигуры американского политического истеблишмента. От того, насколько оперативно Киев сможет перестраивать свои внешнеполитические редуты, сообразуясь с тем, что творится за Атлантикой, будет зависеть в ближайшее время его успех на международной арене. Или провал. Потому что в свете последних событий Курт Волкер — при всей значительности этой фигуры для Украины — вероятнее всего, не последняя жертва на алтаре двусторонних отношений.