Разделы
Материалы

Местные выборы на Донбассе: шесть вопросов к команде президента Владимира Зеленского

Настя Рейн
Фото: apostrophe.ua

Избирательная кампания на оккупированных территориях невозможна без нового законодательства

"Выборы на Донбассе состоятся", – уверенно заявил президент Владимир Зеленский в своем видеообращении к народу, которое было опубликовано вечером 3 октября. Ранее стало известно о том, что Украина подписала протокол с "формулой Штайнмайера". Но, как известно, в этом документе не идет речь о передаче Украине контроля над российско-украинской границей и выведении с оккупированных территорий незаконных вооруженных формирований. Потому многие специалисты считают, что провести выборы в таких условиях невозможно. Кроме того, перед запуском избирательной гонки Украине придется решить огромное количество сложных и болезненных вопросов. В том числе на законодательном уровне. Фокус разбирался в самых противоречивых вопросах возможных выборов.

Вопрос 1: Как будут голосовать внутренне перемещенные лица?

По данным Минсоцполитики по состоянию на август 2019 года официальное количество внутренне перемещенных лиц в нашей стране составляет порядка полутора миллиона человек. Это граждане Украины, которые имеют право голосовать на местных выборах на Донбассе.

"Но как им это сделать, если зарегистрированы они на оккупированных территориях, а проживают на подконтрольных Украине? – говорит экс-заместитель главы ЦИК Евгений Радченко. – Неясно также, смогут ли вернуться на Донбасс люди, которые ранее оттуда уехали. Каким образом им предоставлять право голоса? Ведь кто-то из них уже зарегистрирован по новому месту жительства и, скорее всего, не успеет получить новую регистрацию…"

Евгений Радченко считает, что судьба выборов во многом будет зависеть от нового закона об особом статусе Донбасса. Слишком много вопросов, которые нужно урегулировать до проведения избирательной компании. А существующее сегодня украинское законодательство ответов на них не дает.

В свою очередь, политолог Игорь Попов уверен: решить названные проблемы не так уж и сложно. Просто надо дать право переселенцам обратиться в соответствующие органы местного самоуправления на Донбассе с документами (свидетельство о регистрации на неподконтрольной территории) и при желании проголосовать на малой родине.

"Думаю, что можно будет найти компромисс по включению временно перемещенных лиц в реестр избирателей на местных выборах на Донбассе, – считает Игорь Попов. – Тогда желающие вернуться и проголосовать проголосуют".

Вопрос 2: Смогут ли жители неподконтрольных территорий свободно сделать свой выбор?

"В условиях информационной дезинформации, которая широко распространена на временно оккупированной территории, сделать свой выбор свободно избиратели не смогут, – считает

экс-заместитель главы ЦИК Магера. – Какие у нас гарантии, что они не будут действовать под влиянием внешних факторов: давления, угроз, запугивания? Ведь во время выборов, согласно Минским соглашениям, на этой территории по-прежнему будут оставаться незаконные вооруженные формирования, а украинской полиции не будет".

Он также напоминает, что выборы должны состояться в соответствии не только с Конституцией и избирательным законодательством Украины, но и с учетом

международных документов. В частности, принципов ОБСЕ и кодекса Венецианской комиссии. А все эти документы основываются на принципах свободного волеизъявления. В противном случае выборы не будут признаны состоявшимися.

Вопрос 3: Как будут формироваться списки избирателей?

На протяжении всего военного конфликта на неподконтрольных Украине территориях отсутствовали органы Государственного реестра избирателей Украины. Соответственно установить, сколько граждан должны проголосовать, очень сложно. Особенно если учесть, что дома части переселенцев были уничтожены во время военных действий. А у некоторых из тех, кто проживает на неподконтрольной территории, отсутствуют украинские паспорта.

"Списки избирателей придется составлять заново, – отмечает Евгений Радченко. – Пока неясно, по какой процедуре".

Все эксперты считают: для того, чтобы наладить более-менее нормальную работу реестра избирателей, потребуется полгода. Кроме того, необходимо провести перепись населения.

Вопрос 4: Что будут делать местные партии?

За прошедшие пять лет на неподконтрольных территориях Украины в "ЛДНР" сформировались свои политические силы и партии. Принять участие в выборах они не смогут, поскольку по закону не являются украинскими политическими силами и не зарегистрированы в Минюсте.

"Но не исключено, что будут внесены соответствующие изменения в украинское законодательство. и таким образом решат вопрос, – предполагает Игорь Попов. – Либо лица с тех территорий попросту купят несколько украинских партий. Переименуют их во что-то созвучное с тем, что у них сейчас есть, и обратятся в Минюст. Другой вопрос, должна ли Украина позволять им это делать?"

Эксперт подчеркивает, что, вероятно, Украине придется вносить изменения в избирательное законодательство. Потому что сейчас в законе о выборах сказано: если ты не самовыдвиженец, значит, обязан быть выдвинутым от всеукраинской партии. Этот вопрос должен быть урегулирован и в новом законе об особом статусе Донбасса. Неясно также, как будут формироваться комиссии представителями от политсил (как участковые, так и территориальные). Этот момент тоже надо предусмотреть на законодательном уровне.

Вопрос 5. Как будут финансироваться выборы?

Остается открытым и вопрос финансирования местных выборов с украинской стороны. Напомним, что, согласно отечественному законодательству, средства для выборов могут использоваться только в национальной валюте. Поэтому необходимо, чтобы на неподконтрольных территориях возобновился оборот гривни.

А также начали работать украинские банки. Но на это потребуется время.

"Государственный бюджет, может, и успеет выделить средства на проведение выборов. А люди, которые должны будут наполнить избирательные фонды партий или кандидатов, скорее всего, нет. Они же физически должны внести средства на счета партий, а вносить некуда. Во-первых, там нет оборота гривни. Во-вторых, на оккупированных территориях не работают банковские учреждения. Есть и другие предусмотренные законом моменты, без которых провести выборы нельзя. Например, согласно действующему законодательству агитация может финансироваться только в безналичной форме. Но каким образом?" – говорит Радченко.

Вопрос 6: Как будут охранять и считать бюллетени?

Непонятно также, как можно будет признать выборы состоявшимися, если представители украинской власти и наблюдатели от политических партий не смогут приехать на оккупированные территории? Логично предположить, что за выборами будут наблюдать представители международных организаций, в том числе ОБСЕ. Однако смогут ли они присутствовать на каждом избирательном участке?

"Нас будут ставить перед фактом, что вот такое количество людей проголосовало. А как реально будут обстоять дела, неизвестно. То есть можно туда, например, отправить пять миллионов избирательных бюллетеней, но неизвестно, что там с этими бюллютенями будет происходить. Это очень рискованные вещи", – считает Андрей Магера.

Еще один открытый вопрос: кто будет охранять избирательные участки и обеспечивать сохранность бюллетеней во время их доставки с избирательного участка? Ведь, судя по всему, украинской полиции на Донбассе не будет…

"Украинская власть в силу своей необразованности (я очень мягко говорю) сама попала в эту ловушку – поддержала идею проведения выборов на Донбассе. Знаете, одно дело отступить и обмануть Россию, и совсем другое дело – обмануть Германию и Францию. Там такие вещи не проходят. Если сказали – делайте. Ситуация для президента Зеленского будет очень сложной", – говорит Андрей Магера.

Однако политолог Игорь Попов уверен, что на самом деле все обстоит не так уж и плохо.

"С моей точки зрения, выборы на Донбассе провести элементарно. От украинской стороны будет достаточно подписания "формулы Штайнмайера" и молчаливого согласия со стороны ЦИК. Потому что роль ЦИК в местных выборах методическая и консультативная. А все остальное сделают местные организаторы. Думаю, что они согласятся провести выборы по любому украинскому закону. Неважно, действующему сейчас или новому. При этом формальные требования, которые сейчас звучат в украинском политикуме, – допуск украинских партий, допуск украинских СМИ, допуск наблюдателей, – будут выполнены, но не будут иметь никакого электорального эффекта. Потому что после пяти лет засилья Российской пропаганды проукраинские партии голосов на оккупированных территориях не получат.

Все, сказанное выше, – лишь малая часть вопросов, которые предстоит решить Украине, для того чтобы выборы на Донбассе были признаны. Удастся ли это сделать, пока неясно.