Хотят ли русские войны? Что стоит за угрозами Козака о "начале конца Украины"
Представитель Кремля Дмитрий Козак пообещал "начало конца Украины" — если противостояние на Донбассе перейдет в горячую фазу. Эксперты отмечают, что сама Россия эту горячую фазу давно и старательно готовит.
Российские и пророссийские СМИ все чаще пишут об обстрелах и бомбардировках жилых районов на Донбассе. Об активизации проукраинских радикалов внутри РФ и о том, что Украина готовит масштабное наступление на востоке. Целей у этой информационной кампании может быть две: запугать украинцев и заставить Киев пойти на уступки — а попутно самим провести полноценную подготовку к войне, заручившись поддержкой психологически взвинченного населения.
Страх номер 1: "убивают детей, убивают мирных"
4 апреля так называемая "Народная милиция ЛНР" написала в Telegram, что ВСУ якобы сбросили взрывное устройство с БПЛА у реки Северный Донец, из-за чего мирный житель получил осколочные ранения.
Та же "Народная милиция ДНР" сообщила и об обстреле жилых районов под Донецком. Согласно сообщению, ВСУ якобы открыли прицельный огонь из СПГ-9 по жилым кварталам и выпустили шесть боеприпасов. Затем пошли сообщения о том, что 59-я бригада ВСУ при помощи беспилотника сбросила бомбу на населенный пункт Александровское. Как заявила "Народная милиция", из-за взрыва погиб 5-летний мальчик, его бабушка с ранениями доставлена в больницу.
В интернете появились фото погибшего ребенка. Подтверждений тому, что беспилотник над Александровским появился с украинской стороны нет, но Сеть уже полна негодованием.
"Перепутать ребенка с солдатом, даже с плохой с оптикой — невозможно. Это говорит, что офицеры ВСУ отдали осознанный приказ на убийство детей", – пишет военно-пропагандистский Telegram-канал War Gonzo.
О гибели ребенка резко высказался в своем Telegram-канале председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин:
"Сегодня погиб пятилетний мальчик. А президент страны, отдавший приказ, даже не принес соболезнования его близким и не пообещал разобраться в случившемся. Считаю необходимым, чтобы ПА ОБСЕ и ПАСЕ, где любят сотрясать воздух, дали этому оценку и потребовали объяснений от руководства Украины. Необходимо обсудить вопрос исключения этой страны из Совета Европы".
Информация о гибели малыша вызывает естественное возмущение и подогревает настроения. О том, что могла иметь место провокация, задумываются не все. Поселок Александровский, где жил погибший мальчик, находится в 15 км от линии разграничения и примерно в 60 км от Донецка.
"В ОРДЛО и на российских федеральных каналах активно раскручивается миф, что ВСУ могут воевать даже с детьми и убивать их, — говорит Фокусу один из блогеров, который с 2014 года следит за ситуацией на оккупированных территориях. – Уже давно понятно, что россияне ищут какой-то весомый, в их понимании, повод для проведения военной операции – локальной или более широкомасштабной, и ради этого готовы нагнетать максимально".
Блогер обращает внимание на то, что так называемые журналисты, работающие в ОРДЛО, сначала перепутали название населенного пункта – Александр Сладков написал, что инцидент произошел в Александровке, а лишь потом поправил – в Александровском. Далее включилась армия его коллег – Семен Пегов, Дмитрий Стешин, Александр Коц. Они разнесли новость в телеграм-каналах: "беспилотник сбросил боеприпас на жилой дом". После – на российских каналах появился тезис: "русские люди, которые живут на Донбассе, должны жить в России", и, наконец, телеведущая Ольга Скабеева в программе "60 минут" вынесла тему о погибшем ребенке на федеральные каналы. В этот момент становится понятно, что в Александровском действительно погиб мальчик. На его похороны поехала Татьяна Монтян, юристка и Youtube-блогер, а после вышла статья в издании "Страна" с заголовком "Соседи слышали звук дрона – отец погибшего на Донбассе рассказал подробности трагедии".
"Новости" о том, что ВСУ убивает мирных в ОРДЛО появляются последний месяц. В конце марта уже говорили, что "украинский снайпер убил кормившего кур пенсионера". Однозначно, мы ждем какого-то серьезного "прилета" по мирным, и возможно, накануне пасхальных праздников. И это будет не просто новость, а картинка – появится видео. Россияне сейчас понимают, что в историю об убийстве ребенка они вложили много ресурсов, но она не сработала так, как они ожидали", – говорит блогер.
Страх №2: внутренний враг и "украинские кураторы"
На фоне обострения ситуации на Донбассе ФСБ сообщает о борьбе с террористами в России. Теперь это не законспирированные исламские фанатики. Как передает ТАСС, 3 апреля суд в Барнауле арестовал мужчину, который якобы намеревался взорвать мечеть по заданию националистической организации под названием "Этническое национальное объединение" (ЭНО). Задание подрывнику якобы было дано следующее: "совершить поджог, либо иные устрашающие население действия".
В ходе обысков у задержанного ФСБ неудавшегося террориста изъяли взрывчатку, инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, экстремистскую литературу, фотоматериалы и свидетельства контактов с неким "украинским куратором".
По данным ФСБ, задержанный сознался в преступлении и заявил, что сам связался с националистами и получал от них задания. "ФСБ задержала украинского националиста, планировавшего подрыв мечети", — пишет РИА Новости.
В середине марта в Геленджике, как сообщал ТАСС, задержали организатора ячейки украинского молодежного радикального неонацистского сообщества "М.К.У.".
Обыватель в России, слушая новости, понимает: украинские радикалы близко, уже фактически среди нас — готовят теракты и беспорядки.
Страх №3: "Украина стягивает войска к фронту"
В Telegram разгоняют информацию о передислокации войск и техники ВСУ к линии фронта. War Gonzo пишет, что к Донецку якобы собираются перебросить 4 тысячи военных, и сейчас количество бойцов в районе Кураховки увеличилось на целый батальон. Канал также заявил о большом скоплении техники ВСУ в районе Красноармейска и о переброске на Донбасс бойцов "Правого сектора", которые, по информации канала, "запугивают людей".
"Военные приготовления ВСУ в 2021 г. имеют много общего с началом вооруженной агрессии Украины против Донбасса в 2014 г. В Краматорск пришел очередной состав с военными грузами, в том числе 4 вагона 120-мм минометных мин ТР (3-843 А) с фосфорным зарядом, применение которых запрещено Женевской конвенцией. Что свидетельствует о намерениях ВСУ применить химическое оружие против населения ЛДНР", – делает выводы "Неофициальный Бессонов".
Опрошенные Фокусом военные специалисты считают такие заявления российской пропагандой.
"Для проведения военной операции необходимо завозить боекомплекты, горюче-смазочные материалы, проводить усиление группировок. Но этого всего не наблюдается. Более того, количество сил на Донбассе рассчитано для позиционной войны, ударной группировки, чтобы вести активные боевые действия, нет", – объясняет военный эксперт Михаил Жирохов.
Еще один, едва ли не самый главный признак — подготовка медиков к вероятному конфликту. Военный аналитик Игаль Левин, перечисляя предвестники полномасштабных боевых действий, говорит: "Госпитали. Это самый главный признак. Перед началом боевых действий, особенно такого масштаба, начинают разворачиваться полевые госпитали. Чего мы не наблюдаем сегодня. Да, военные подразделения РФ, которые перебрасывают к границам Украины, расквартировываются на местах. Но не происходит развертывания больших полевых госпиталей, подготовки гражданских больниц в приграничной зоне и тд. По крайней мере, мы не наблюдаем этого в СМИ".
Этот же тезис справедлив и в отношении ВСУ — если бы Украина в настоящий момент готовилась к войне, развертывание полевых госпиталей и формирование медицинских бригад невозможно было бы не заметить. Это, впрочем, не означает, что Украина не готовится к возможному нападению. Эксперты говорят, что ВСУ стали реализовывать план Б – план обороны на случай наступления с оккупированных территорий. Поэтому на вторую и третью линию перебрасывают артиллеристские системы и средства огневого поражения.
"Военные понимают, что ни на какие боевые действия наша армия сегодня не способна. Таких возможностей, как у азербайджанской армии, в которую за пятнадцать лет влили несколько сотен миллиарды долларов, нет", – продолжает Михаил Жирохов.
Страх №4: НАТО готово воевать за Украину
Несколько Telegram-каналов сообщили о прибытии в Украину самолетов из США и Турции. Канал "Записки охотника" написал, что из США с дозаправкой в испанской Севилье в аэропорт Львова якобы прибыл военно-транспортный борт С-17 с "неким военным грузом". MilitaryMaps утверждает, что в Украину прилетел также самолет из Турции. "Неофициальный Бессонов" заявляет, что над Донбассом летал разведывательный аппарат США.
Канал "Оперативная линия" добавил, что командование 6-го оперативного флота официально подтвердило намерения ракетного крейсера "Monterey" из группы авианосца США "Dwight D. Eisenhower" (CVN-69) как можно скорее оказаться в Черном море для "слежения" и "сопровождения" со стороны сил Черноморского флота.
"В Черном море довольно представительная компания собралась — два испанских фрегата и ракетный крейсер США", – отмечают авторы.
"Воевать за Украину, которая не входит в Альянс, никто не будет. В функции НАТО не входит защита третьих стран, – говорит Павел Лакийчук, руководитель программ безопасности Центра глобалистики "Стратегия ХХI". – На территории Украины нет баз НАТО с техникой, боеприпасами, не развита логистика. Другое дело, что Украина присоединилась к программе расширенного партнерства с НАТО и поэтому может рассчитывать на помощь – обмен разведывательной информацией, взаимодействие штабов, информационно-консультативную поддержку. Это позволит нам лучше узнавать соперника, чтобы значительно быстрее среагировать в случае угрозы.
Ныне по перемещению американской и британской разведывательной авиации заметно, что Причерноморье и Восток Украины в сфере интересов НАТО. Кроме того надо помнить, что НАТО – это союз влиятельных государств, которые способны решать вопросы политически".
Страх №5: еще и Турция!
Еще одна "допустимая угроза", которая также обсуждается в рамках психологической накачки — появление в Черном море уже не просто крейсеров, а авианосцев и возможное содействие Турции союзу Украина-НАТО. Недавно председатель парламента Турции Мустафа Шентоп напомнил, что у президента страны технически есть право выходить из международных соглашений. В частности, Реджеп Эрдоган при желании может выйти из Конвенции Монтре и милитаризировать морские проливы, пропустив авианосцы НАТО в Черное море. Это заявление тут же разместил Телеграм-канал "Kotsnews".
Сюда же можно добавить новость о согласовании проекта нового канала в обход Босфора — выдвигаются допущения, что на него конвенция Монтре точно не распространяется и военные корабли, независимо от тоннажа и вооружения, смогут проходить по воле Турции.
Объяснения на высшем уровне
Главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак 30 марта предупредил, что Российская Федерация продолжает накапливать войска у границ с Украиной: вблизи Луганской и Донецкой областей, а также в аннексированном Крыму. В Крыму же зафиксированы десятки единиц артиллерии калибра 152 мм. А в Ростовской, Воронежской, Брянской областях замечены передвижения 53 батальонных тактических групп.
Россия объясняет, что это проводятся военные учения "Запад 2021" и что эти перемещения "никого не должны волновать". Однако на территории "ЛДНР" уже сформировалось некоторое количество населения, которое получило паспорта РФ. Соответственно, есть вероятность, что Россия при любом инциденте предпримет попытку продвинуть войска вглубь — под предлогом защиты своих новых граждан.
Можно даже предположить, что этот сценарий уже потихоньку реализовывается. 8 апреля (в день, когда президент Украины Владимир Зеленский выехал в зону ООС) заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак высказался, откровенно угрожая Украине.
По словам представителя Кремля, начало боевых действий может вынудить Россию "встать на защиту своих граждан" на Донбассе — что якобы станет "началом конца Украины".
СНБО Украины тем временем работает над вариантами реагирования на возможные провокации. А президент Украины Владимир Зеленский в Facebook написал так: "Игра мускулами в формате военных учений и возможные провокации вдоль границы – это традиционное дело России".
Игра мускулами, которая может выйти из-под контроля
Комментарий эксперта
Чем на самом деле опасна такая ситуация — когда население психологически готово к началу военных действий, а на границе сосредоточены , объясняет военный аналитик Игаль Левин.
"Количество переброшенных к украинской границе войск РФ недостаточно пока для полномаштабного вторжения. Но вполне достаточно для войсковой операции на конкретном участке — например, для попытки продвижения на Мариуполь, побережье или север зоны ООС. Действительно, сейчас идет игра мускулами: Кремль хочет заставить Киев "прогнуться", извиниться, признать ошибки и т.д. Киев на уступки не идет — Москва продолжает играть мускулами и продолжает наращивать группировку войск. И вот это самое важное. Ключевые слова — "продолжает наращивать группировку войск".
Чем больше военных сосредоточено вдоль линии границы, объясняет эксперт, тем выше вероятных ситуаций, когда все может выйти из-под контроля. Опасность не в том, что напряжение переходит в какую-то новую стадию — оно именно увеличивается. И может случиться так, что все будет зависеть от случая, чем от осознанно отданного кем-то приказа.
Например:
- В результате серии провокации или реального обстрела гибнут не один ребенок, а целая семья или много детей.
- У некого полевого командира сдают нервы, он открывает массовый обстрел
- С противоположной стороны гибнет несколько солдат (а может быть, тоже гражданских).
- Россия понимает, что дела плохи и вводит на Донбасс тактическую группу. В ходе успешного боя ее разбивают.
- Чтобы "не ударить в грязь лицом", РФ задействует другие тактические группы и артиллерию.
Происходит цепная реакция… ВОЙНА.
Это лишь пример цепочки событий, итогом которой могут стать полномасштабные боевые действия. И взрывоопасным звеном здесь являются именно тактические группы, войска РФ, размещенные у границ Украины.
"Этим и опасны все эти переброски, — поясняет Левин. — Чем больше готовых к войне частей, при активном, пусть и вялотекущем фронте, тем выше шансы на большую войну. И я еще раз подчеркну: именно ШАНСЫ, а не четкая грань, мол, тут война — да, начнется, а тут — нет".