Разделы
Материалы

Село и министры. Выселят ли Кабмин из Киева и когда Зеленский переедет с Банковой

Серафима Таран
Копия Здания Кабинета министров Украины в парке миниатюр

В ближайшие два года Кабмин планирует перенести некоторые органы власти из Киева в регионы. Но идея деконцентрации власти нравится не всем. И не совсем понятно, как ее реализовывать.

В конце марта в Офисе президента (ОП) вспомнили о предвыборном обещании Владимира Зеленского перенести центральные органы исполнительной власти (ЦОИВ) из Киева в регионы.

"Власть должна видеть проблемы на местах, а не из окон своих киевских кабинетов. Это поднимет благоустройство в регионах и даст шанс трудоустройства на местах", — говорилось в предвыборной программе будущего главы государства.

Для команды Зеленского "квартирный вопрос" возникает не первый раз. Весной 2019-го президент мечтал отдать здание на Банковой, где располагалась Администрация президента, Национальному художественному музею, а сам с командой — переехать в Украинский дом на Европейской площади в столице, чтобы избавиться от гнетущей атмосферы и заодно разгрузить Киев от пробок из-за президентского кортежа.

Разработкой плана переезда занималась приближенная к Андрею Богдану, тогдашнему главе президентской канцелярии, строительная компания. Архитекторы подготовили проект нового современного пространства со стеклянными стенами в большинстве кабинетов, местом для коворкинга, фонтаном со спецэффектами и даже площадью для митингов. На переезд планировали потратить около года времени и 300 млн грн неких европейских грантов. Но в последний момент аргументы против перевесили. Богдан сообщил, что переезд не состоится, так как нет технической возможности в короткий срок обеспечить новое здание специальной связью и безопасностью. Так Зеленский остался на Банковой, но имиджевая мечта "разгрузить столицу" от засилья чиновников никуда не исчезла.

Эксперты оценивают переезд в регионы ЦОИВ в сотни миллиардов гривен. В Кабмине не хотят об этом говорить. Но не исклю­чают экономию для бюджета за счет инициативы 

Теперь выбор пал на центральные органы исполнительной власти. К ним помимо министерств относят многочисленные службы, агентства, инспекции, бюро. В беседе с Фокусом министр Кабмина Олег Немчинов уточняет, что четкого плана и сроков, куда и какие ЦОИВ переносить, нет. Чтобы запустить процесс, нужно внести изменения в закон о Кабмине, они позволят размещать ЦОИВ не только в столице, но и в регионах. Если Верховная Рада поддержит правки, правительство предложит сценарий реализации проекта.

"Оптимально было бы начать деконцентрацию с размещения в регионах инспекций и агентств, которые создали в 2019–2020 годах и которые еще не приступили к своим обязанностям", — говорит Фокусу Немчинов.

Среди таких учреждений может оказаться Бюро экономической безопасности, указ о его создании Зеленский подписал в конце марта нынешнего года. Бюро получит полномочия Службы безопасности и Налоговой милиции в сфере экономических преступлений. 

По словам Олега Немчинова, если проект по перемещению ЦОИВ станет успешным, очередь может дойти и до министерств. Для этого придется реструктуризировать их функционально, создав директораты, которые займутся формированием политики министерства, и подразделения, которые будут реализовывать эту политику. "Если наши министерства станут органами, которые только формируют политику, можно говорить об их переезде", — резюмирует Немчинов.

Во сколько такой переезд обойдется налогоплательщикам, в Кабмине не подсчитывали. По словам министра Кабмина, в разных ведомствах насчитывается от 30 до нескольких тысяч работников, поэтому каждый случай переезда будут рассматривать отдельно. Он считает, что на этом деле порой можно будет сэкономить, так как цена недвижимости и уровень оплаты труда в регионах ниже столичных.

Порвать с прошлым  

Вопрос о разгрузке центра столицы и перенесении административных и правительственных зданий в регионы обсуждают много лет. Об этом Фокусу говорит политолог Владимир Фесенко. По его словам, во власти всегда есть люди, считающие, что перенести правительственный квартал из центра столицы нужно не только для того, чтобы разгрузить Киев, но — символически, с точки зрения разрыва с прошлым.

Среди свежих предложений в апреле 2020-го в Верховной Раде зарегистрировали законопроект о перемещении Конституционного Суда Украины из столицы в Харьков. Специалисты оценили, что на переезд понадобится 1,3–1,5 млрд грн и от трех до пяти лет. Автор законопроекта Галина Третьякова, депутат от "Слуги народа", считает, что Харьков — юридический центр страны. Но судьям идея не понравилась. Звучали возмущения, что в Харькове будет сложно укомплектовать штат, так как мало кто из специалистов захочет переезжать из столицы. Документ о перемещении КСУ до сих пор лежит на рассмотрении профильного комитета Верховной Рады.

Исходя из прогнозируемой стоимости переезда КСУ, нетрудно посчитать, что отправка в регионы других ЦОИВ обойдется украинцам в сотни миллиардов гривен. Единственный, кто по-прежнему мог бы это сделать за счет анонсированных европейских грантов, — Офис президента.

"Уверен, что ближе к окончанию первого срока Зеленского он решит переехать с Банковой, — утверждает политолог Фесенко. — Накануне новых выборов он почти наверняка захочет показать, что сумел выполнить хотя бы часть имиджевых обещаний".

В ОП после первой неудачной попытки с переездом рассуждать на эту тему отказываются. Но, учитывая, что Зеленский почти наверняка будет баллотироваться на второй срок, у здания на Банковой все еще остается шанс стать украинским Лувром или пятизвездочным отелем, как об этом в 2019 году говорил первый помощник президента Сергей Шефир, ранее работавший сценаристом "Студии Квартал-95". 

Дорого и бессмысленно

Эксперты к инициативе Кабмина о переезде ЦОИВ относятся скептически, так как не видят в этом никакого управленческого смысла. Да и кому из столичных чиновников захочется из Киева уезжать в областные центры, если это отразится на их зарплатах и уровне жизни. Владимир Фесенко уверен, что как только начнутся подготовка и обсуждение, кого и куда перевести, это приведет к масштабному сопротивлению.

"Логика сосредоточения понятна. Всегда существует проблема межведомственной координации, быстрого взаимодействия ОП с министрами. Когда нужно встретиться, то это занимает пару часов. Но что, если все они находятся в разных городах? Тогда придется согласовывать все за несколько дней, а это уже проблематично", — рассуждает политолог.

Теоретически можно было бы рассредоточить министерства по окраинам либо в пригородах Киева — Вышгороде, Борисполе, Броварах. Или построить отдельный административный квартал в столичном районе Теремки. Такой подход не создал бы больших коммуникационных проблем, но освободил бы город от пробок. Но все это будет иметь практический смысл, если речь, по словам политолога Андрея Золотарева, пойдет о перезагрузке государства и демонтаже старой надстройки. Для этого, говорит эксперт, придется принять новую Конституцию и выстроить наново архитектуру власти — все с чистого листа. Вот тогда-то можно не только переносить ведомства из Киева, но и подумать о создании новой столицы.