Разделы
Материалы

"Запад безумно опаздывает": почему F-16 продают Аргентине вместо Украины

Татьяна Катриченко
Фото: Getty Images | 16 апреля, члены аргентинской делегации осматривают один из самолетов F-16, которые Аргентина покупает у Дании, на авиабазе Скридструп

Западные партнеры обещали: самолеты F-16 должны появиться в Украине в первой половине 2024 года. Зато страна, которая первой заявила о передаче истребителей — Дания, продает часть имеющихся у нее F-16 Аргентине. Почему вместо усиления Украины в войне против России, европейцы решают помогать другому государству, и когда же первые крылья будут в Украине, разбирался Фокус.

F-16 для Аргентины

"Аргентина получила самолеты, которые предполагалось передать Украине", "Дания продает часть самолетов F-16, которые должны были защищать украинское небо". Под такими заголовками несколько дней назад появились публикации в украинских медиа. Они — реакция на то, что Аргентина заключила соглашение с Данией на 300 миллионов долларов на 24 самолета F-16. Их Копенгаген планирует заменить на современные образцы — F-35 Lightning II Lockheed Martin.

Первоисточник информации о соглашении по самолетам — видеозапись комментариев президента Хавьера Милея и министра обороны Луиса Петри о покупке, которое обнародовано в соцсети X. "С этими новыми самолетами мы делаем трансцендентный шаг в нашей оборонной политике", — сказал Петри. И добавил: "С сегодняшнего дня, аргентинцы, у нас снова есть силы с неба, которые защищают нас". О соглашении, которое предусматривает еще и четырех авиационных тренажеров, восьми двигателей и запасных частей для самолета в течение пяти лет, сообщило и министерство обороны Дании.

На действия Дании отреагировали в мире, в частности, немецкий депутат Норберт Рьоттген написал: "Петру Павлу (чешскому президенту) удалось самостоятельно закупить и собрать средства на 800 тысяч и более снарядов для Украины. Как это возможно, что остальные лидеры не могут скоординировать действия и купить эти 24 F-16 в Дании? Это не шутка. Европейская безопасность под угрозой".

Аргентина подписала контракт на покупку 24 датских боевых самолетов F-16

На самом деле, о передаче самолетов Аргентине стало известно еще в марте 2024 года. Тогда уже шла речь о датах подписания соглашения. Но значительно раньше, в середине 2023 года, когда только образовалась так называемая авиационная коалиция для Украины, уже была информация о продаже F-16 Буэнос-Айресу.

В августе 2023 года профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия" Алексей Гарань и исполнительный директор Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива Петр Бурковский подготовили материал "Какое решение позволит Аргентине укрепить безопасность, сэкономить средства и прекратить геноцид в Украине" для одного из ведущих аргентинских изданий. В нем отмечали: Аргентина как важная страна Латинской Америки и член "большой двадцатки" является ценным партнером в мире, где ряд крупных государств стремится разрушить безопасность и международное право, и может получить самолеты из Европы.

"Однако эти подержанные самолеты нужны Украине сейчас на поле боя, чтобы освободить свои оккупированные территории и спасти наших людей от военных преступлений, наших детей от депортации в Россию. Это еще один, украинский и эмоциональный аргумент, с которым мы обращаемся к аргентинскому обществу", — настаивают авторы материала.

"Когда мы писали статью, хотели донести главную идею: F-16 надо передать Украине, а у Аргентины есть возможность получить самолеты, и даже с лучшими возможностями, ведь мы просили не последнюю модель, — говорит в комментарии Фокусу сейчас профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия", научный директор фонда "Демократические инициативы" Алексей Гарань. — Сейчас мы видим, что разные страны заявляют о возможности передачи их нам, обучение продолжается и завершается. Думаю, летом мы можем ожидать применения F-16 в Украине. Но Запад безумно запаздывает. Это касается не только авиации. Мы начинаем получать авиацию, не самой современной модели, только на третий год войны. Но хуже всего, что не хватает имеющихся систем ПВО, артиллерийских снарядов. Кроме самолетов, Запад бросился искать и это. В этом контексте важна инициатива чешского президента о сборе артиллерийских снарядов для Украины, и поиск систем ПВО. Оказалось, все есть. Вопрос: почему это нельзя было сделать раньше? Да Запад много помогает, но почему это нельзя было делать вовремя? Ведущие страны, США и Германия, в частности, все время боялись передавать современное оружие, потому что не хотели эскалировать конфликт с РФ. У них это до сих пор остается в голове".

Сложная геополитическая игра

Тем не менее эксперты говорят, в случае с Аргентиной Украина стала частью сложной геополитической истории, в которой фигурирует еще и США и Китай.

Дело в том, что в последнее время аргентинские воздушные силы активно искали варианты обновления авиапарка — до недавнего времени имели только 20 самолетов в неудовлетворительном состоянии, поэтому стремились получить новые или модернизированные — рассматривали не только подержанные американские F-16, но и китайско-пакистанские JF-17 Thunders. Китай предлагал Аргентине не просто поставить 15-20 новых истребителей, но говорил о дальнейшем расширении заказа, предоставлении полного пакета вооружения, дополнительных систем и оснащения, и все за счет долговременных кредитов. Но вмешались США — Вашингтон ни при каких условиях не хочет пускать Китай на континент, поэтому решил передать свои F-16, бывшие в употреблении и из Дании.

По данным украинского военного портала Defence Express и со ссылкой на неофициальную информацию о запросе от Агентства военного сотрудничества министерства обороны США (DSCA) сразу речь шла о продаже до 38 подержанных F-16 из Дании в Аргентину общей стоимостью 338 млн.

"Главная проблема для Украины в том, что F-16 из Дании были ресурсом для усиления. И предельный его размер — 44 истребителя в целом, из которых 30 в летном состоянии. Поэтому на самом деле и в Копенгагене вполне могут отстаивать свои интересы в виде усиления самолетами именно Украины, как минимум для собственной безопасности и поддержки объявленного вектора, а не решения не своих заокеанских проблем", — писали в сентябре 2023 года эксперты издания.

Сейчас в Defence Express говорят, что из новых сообщений можно сделать вывод: Украина может получить меньшее количество этих самолетов на этом этапе. Однако это не означает, что с передачей около двадцати самолетов Аргентине исчерпывается лимит.

"Мы видим, что была создана коалиция стран, которая составила ориентировочные расчеты предоставления истребителей. Но, насколько я помню, Дания не объявляла, что передаст все самолеты Украине, — отмечает в разговоре с Фокусом шеф-редактор информационно-консалтинговой компании Defense Express Валерий Рябых, — Да и потенциал наших партнеров относительно возможностей передачи тех или иных самолетов Украине значительно выше, чем мы можем оценивать и сейчас обсуждать в этом контексте. Еще есть США, где F-16 большое количество, по состоянию на 2018 год их было изготовлено более 4 тыс. Конечно, не все они летают. Но то, что самолеты стоят на вооружении десятков стран в мире, свидетельствует, что более 2 тыс. из них находятся в операционном пригодном состоянии. F-16 постоянно проходят модернизацию, и самолет последнего поколения имеет те же параметры, и использует те же параметры и авионику, как и F-35. Западные партнеры точно знают потребность Украины в самолетах и участвуют в планировании обеспечения на фоне наших реальных потребностей. Появление в Украине F-16 входит в один из важнейших приоритетов для стран НАТО и США, это то, что очень влияет на безопасность в регионе, возможности самого Альянса и не может меняться очень быстро. Вопрос продажи же самолетов Дании в Аргентину мог также быть продиктован их техническим состоянием и временем, которое требуется на восстановление".

Авиационная коалиция и ее обещания Украине

Напомним, еще в августе 2023 года Дания анонсировала передачу самолетов F-16, которые в распоряжении страны, воздушным силам Украины. Копенгаген запланировал обновление своего военного авиапарка. В ответ на это в сентябре 2023 года компания Lockheed Martin поставила Королевским ВВС Дании первые четыре Lightning II. Тогда говорили, что первые шесть истребителей Украина получает под новый 2024 год, еще восемь — в течение 2024 года, а в 2025-м — еще пять.

Вместе с Данией F-16 Украине пообещали Нидерланды, Норвегия и Бельгия. Именно эти страны и образовали так называемую авиационную коалицию для Украины.

"Leoppard2A1, Taurus и F-16 СЕЙЧАС" — немецко-украинская группа активистов требует от Германии увеличения военной поддержки Украины
Фото: Getty Images

В частности, в официальных комментариях Нидерландов говорилось о том, что страна должна передать 24 самолета. Они должны быть обновлены, с новейшим вооружением. Срок зависит от подготовки пилотов и технического персонала.

Норвегия пообещала также более 20 F-16, а также необходимое для их обслуживания оборудование и запасные части.

Для передачи всех этих истребителей Украине разрешение должны предоставлять США, ведь F-16 американского производства. И некоторые указанные страны это разрешение получили.

Также о своем намерении передать самолеты заявляла Бельгия, но сразу предупредила, что в 2024 году ожидать их от нее не стоит. А также Греция, которая позже сказала, что не будет этого делать. Возможно, она передаст самолеты других моделей, которые Греция планировала списать.

Поэтому пока остается неизвестным, когда и сколько их европейские страны могут передать Украине самолетов. По данным издания The New York Times, Украина может получить до июля только шесть из примерно 45 истребителей F-16, обещанных западными странами. Но будет ли их достаточно для выполнения тех боевых задач, которые стоят перед украинскими вооруженными силами? Украинские чиновники неоднократно заявляли, что достаточное количество западных истребителей в Украине может изменить ситуацию на поле боя, ведь Россия имеет "полное преимущество в небе" на оккупированных территориях. В ВСУ же заявляют: передача даже малого количества, скажем, 2 эскадрильи (до 18 самолетов), может повлиять на ситуацию.

"Важно еще и другое — введение в строй этих самолетов может быть очень серьезным процессом, особенно на фоне возможностей РФ, которые она показывает по нанесению ударов по критической инфраструктуре по Украине", — отмечает Валерий Рябых.

Он говорит, что не надо быть теоретиком военного дела, чтобы понять, что в условиях, когда страна не защищена от ударов российских ракет, появление подобных истребителей на аэродромах страны может быть сигналом для новых целей. Международные партнеры хотели бы, чтобы переданные Украине самолеты были защищены.

"То есть надо создать условия, которые бы обеспечивали относительно безопасное использование на территории Украины. Речь идет о получении дополнительных систем ПВО и уничтожении средств разведки противника, — продолжает он. — Уже сейчас видим, что уничтожено средство разведки в Брянской области, которое могло обнаруживать цели на 700 км вглубь Украины. Удар по Джанкою в Крыму — тоже уничтожение ПВО противника. Это можно рассматривать как меры по созданию условий для появления этих самолетов. Не исключаю, что трудности и задержки связаны с желанием наших партнеров, чтобы эти самолеты стали действенным средством для решения задач, стоящих перед ВСУ, а не просто мишенью для РФ. К тому же эти самолеты должны быть органической частью системы противовоздушной и противоракетной обороны с одной стороны, а с другой — они необходимы срочно для поддержки войск на поле боя, потому что прошлогодний опыт показал, что ведение сухопутных действий оперативного и оперативно-стратегического масштаба практически невозможны".

Подготовка пилотов и привлечение иностранцев и привлечение иностранцев

Сейчас украинские пилоты проходят обучение на F-16. Они проходят не только в странах условной коалиции, но и в США, Великобритании и Румынии. Некоторые уже получили необходимые знания.

"Привлечены как боевые летчики, так и курсанты, — говорит шеф-редактор информационно-консалтинговой компании Defense Express, — Эта программа максимальная, растянутая во времени и пространстве, касается не только пилотов, но и технического персонала. Уже есть несколько эскадрилий. Также украинское законодательство позволяет привлекать в ВСУ иностранных граждан. Нет большой разницы между тем или иностранец служит в сухопутных войсках, или он может служить в воздушных войсках. На всех этапах помощи Украине именно зарубежные пилоты участвовали в подготовке наших летчиков и подготовке снаряжения. Эти специалисты говорили, что кроме иностранных летчиков-волонтеров, которые помогают со снаряжением, есть большое количество людей, которые могли бы потенциально приобщиться к защите нашей страны, как летчики самолетов. Такую возможность тоже нельзя исключать, особенно при наличии стимулов — вознаграждения, которое бы соответствовало сложности задачи".

Кроме иностранных пилотов к защите Украины могли бы быть привлечена система аэродромов в соседних странах, это бы тоже ускорило процесс использования F-16 в войне в защиту Украины. Так думает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар.

"Когда украинцы на разных уровнях обращаются к НАТО, они просят создать воздушный зонтик, защитить небо над западом Украины, — отмечает он, — Эта идея пока была отвергнута, чтобы "не втягивать НАТО в войну с Россией". Но время меняется, не в целом Альянс, а отдельные страны могли бы имплементировать те идеи, которые ранее озвучивались. Особенно с учетом прецедентов залетания ракет и дронов в воздушные пространства Польши или Румынии. Эти страны могли бы заявить: мы стремимся защитить свою территорию, поднимая истребители. Они их и так поднимают, но могли бы еще и реагировать на угрозу. В случае разрешения с украинской стороны, определенная зона в полосе от севера до юга может патрулироваться авиацией так называемой коалиции решительных. А может быть договорено о патрулировании значительно большей зоны, в частности, территорию на западе Украины. Россия будет иметь предупреждение, что все, что будет вылетать с их стороны в эту зону — будет уничтожаться".