Когда запретят УПЦ МП: почему специальный закон — не "волшебная таблетка"
Народные депутаты пытаются запретить деятельность религиозных общин, которые могут иметь центр влияния из Москвы. На пути принятия окончательного решения стоят то риски неполучения американской финансовой помощи, то возможная резонансная реакция противников такой политики. Фокус разбирался, какие нормы содержит законопроект, почему его не выносят в зал и когда это может произойти.
На днях представители отдельных фракций решили блокировать парламентскую трибуну, требуя поставить на рассмотрение правительственный законопроект № 8371 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности в Украине религиозных организаций", который и называют сокращенно "о запрете деятельности Московского патриархата". Его проголосовали в первом чтении еще 19 октября прошлого года, а 5 марта 2024 года Комитет ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики финализировал документ и подготовил его ко второму чтению, изменив его название. Теперь его предлагают рассматривать как Закон "О защите национальной и общественной безопасности, прав и свобод человека в сфере деятельности религиозных организаций". Впервые решение поддержали 267 народных избранников. Сейчас в зале снова собирают голоса, чтобы не было провального голосования.
Закон предлагает внести изменения в ряд законов Украины, чтобы исключить деятельность в Украине религиозных организаций, которые управляются из стран, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины и распространяющих враждебную пропаганду. Речь идет не только о РФ, но и, возможно, других государствах. Например, Беларусь, которая участвовала в полномасштабном наступлении. Авторы документа отмечают: реализация будет способствовать укреплению национальной безопасности в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций.
И хотя в законопроекте на самом деле речь не идет о запрете или даже ограничении одной церкви, все понимают, что упорядочить государство действительно стремится деятельность именно Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Таким образом или побуждают священнослужителей перейти в Православную церковь Украины, или создать новую, без влияния из Москвы.
От толерантности к ограничениям
Об ограничении деятельности УПЦ МП в Украине говорят не первый год. Правда, до конкретных действий не доходило. По разным причинам. Но самая главная — не желание раздражать тех, кто поддерживал близкие связи с Русской православной церковью, ее отдельными представителями, и мог бы влиять на общественное мнение в Украине.
Зато и сама церковь не хотела трансформироваться. После начала войны России против Украины священнослужители не разорвали связи с российской церковью, а с начала новой волны агрессии УПЦ МП не выступила с осуждением. Как реакция на тишину прозвучали обвинения в поддержке агрессии. И только в мае 2022 года собрался собор УПЦ МП, на котором был якобы изменен устав и заявлено о полной независимости и самостоятельности от Русской православной церкви (РПЦ). Документы о таком решении долгое время не обнародуются, а РПЦ и в дальнейшем считает УПЦ МП своей частью, поддерживая тесные связи с приходами в Украине.
И результаты такой поддержки демонстрируют в СБУ. С начала полномасштабного вторжения России в Украину и до февраля 2024 года было открыто более 70 производств против "священнослужителей" УПЦ МП. Их обвиняют в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, пропаганду войны или коллаборационистскую деятельность. Уже вынесено 22 приговора в отношении этих лиц. Кроме того, введены санкции в отношении функционеров УПЦ МП и руководителей РПЦ, в частности, патриарха Кирилла (Михаила Гундяева) и митрополита псковского Тихона. Последние также объявлены в розыск.
Параллельно с ограничительной работой СБУ работали и народные депутаты. Сразу после полномасштабного вторжения в марте 2022-го в парламенте появилось несколько инициатив по запрету деятельности представителей российской церкви в Украине. Среди предложений был и запрет Московского патриархата на территории Украины, и запрет РПЦ в Украине и религиозных организаций, входящих в ее состав.
Однако все они не давали эффективного решения. Дело в том, что в Украине невозможно запретить на законодательном уровне религиозное объединение, ведь они не являются юридическими лицами. У церкви юридическое лицо — каждый отдельный приход. То есть если и запрещать, то надо каждый из них. Как вариант — можно было бы признать всю идеологию так называемого "русского мира" враждебной Украине, криминализировать ее поддержку, определить организации, которые занимаются пропагандой.
Нет единого решения о запрете русской церкви
И частично государство решило пойти таким путем. Проект закона предусматривает, даже если в уставе религиозной общины нет и слова о связи со страной-агрессором, но в их действиях есть такие признаки, любой гражданин сможет обращаться в Государственную службу Украины по этнополитике и свободе совести с заявлением. Ее представители будут уполномочены вынести предписание. И в случае, если деятельность не прекращается в течение 30 дней, — обратиться в суд, чтобы запретить такую деятельность. Этот путь может быть долгим, ведь судебный процесс может длиться годами, а до реального запрета от момента принятия закона могут пройти годы.
Глава Госслужбы Виктор Еленский повторяет: закон не направлен на запрет УПЦ МП, как предлагал кое-кто из депутатов и как это коммуницируется в медиа. Речь идет лишь о том, что Украина хочет не позволить религиозным организациям быть в подчинении центров, которые ведут войну против Украины.
"От УПЦ МП не требуют менять доктрину, каноническое право, календарь, литургический язык или становиться частью другой церкви. Им лишь говорят, что они не должны быть частью церкви, которая ведет войну против Украины", — отмечает он. Те же, кто протестует, фактически признают, что имеют руководящий центр в Москве.
В УПЦ МП выступили против законопроекта. По мнению представителей церкви, действия парламента — нарушение прав человека и преследование церкви. Руководство этой церкви настаивает, что еще с мая 2022 года церковь действительно является независимой от Москвы и пообещала обжаловать закон, если его примут.
Кроме того, в парламенте также есть противники принятия законопроекта. Не поддерживают запрет нардепы бывшей ОПЗЖ и часть "Слуг народа", заявляя, что закон нарушает Европейскую конвенцию по правам человека и Конституцию. Среди них: Сергей Левочкин, Максим Бужанский, Артем Дмитрук и еще несколько десятков парламентариев. Так в конце прошлого года по инициативе нардепа от провластной фракции "Слуга народа", одного из крупнейших сторонников УПЦ МП, Артема Культенко, заместитель председателя провластной фракции Андрей Мотовиловец обратился к спикеру Руслану Стефанчуку с требованием отправить правительственный проект на Венецианскую комиссию. Но впоследствии Мотовиловец отозвал свою подпись, сказав, что хотел бы оставаться нейтральным в решении этого вопроса.
"Мы исходим из того, что Венецианская комиссия не является парламентским ГНЭУ (Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады Украины) или главным юридическим управлением, что мы туда должны отправлять все. Мы используем этот механизм, когда есть действительно сложные законопроекты", — тогда сказал Мотовиловец.
"Задание со звездочкой": собрать 226 голосов
"Первое чтение осенью проходило очень трудно, спикер сказал, что голосов нет. И для того, чтобы переломить ход событий, народный депутат от "Слуги народа" Александр Аликсийчук и заместитель председателя фракции Юлия Клименко собирали мокрые подписи — 226 автографов, чтобы публично доказать председателю Верховной Рады, что это не так, — говорит Фокусу лидер общественной инициативы "Голка", которая мониторит деятельность парламента, Ирина Федорив, — Мы думали, что ко второму чтению все будет подготовлено быстрее. Но нет".
Федорив замечает, что сначала была задумка "патриотическое голосование" до 24 февраля. "Мол, бабах — мы это запретили. Но бабах не получился, потому что комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики, который возглавляет Никита Потураев, прорабатывал все правки. В частности, учитывались нормы альтернативного законопроекта Николая Княжицкого, который входит в профильный комитет", — добавляет она.
В конце концов в начале апреля 2024 года комитет вышел с поддержкой № 8371, рассмотрев 1256 предложений и поправок в целом. В результате законопроект претерпел изменения. Какие — более месяца узнать не удавалось, ведь документ не появился на сайте парламента. Также из-за этого его нельзя было выносить для рассмотрения в зал.
В Аппарате ВР объясняли необнародование длительными процедурами согласования. В конце концов после запросов представителей профильного комитета он был опубликован. "Как нам объяснили, ждали, пока Конгресс США примет пакет помощи для Украины. У республиканцев же есть свое видение, которое сформировано частично ФСБ в рясах — они же не спят, организовывают за немалые деньги лоббизм даже в США", — говорит Ирина Федорив.
Действительно, в марте 2024 года Верховная Рада получила несколько писем с предупреждением о возможном введении санкций в случае принятия законопроекта. Одно из них от международных адвокатов УПЦ МП компании Amsterdam & Partners LLP, которая является ее юридическим советником. Она же является защитником украинского бизнесмена Вадима Новинского, который всячески поддерживает УПЦ МП.
В парламенте эти письма расценили как беспрецедентное вмешательство во внутренние дела Украины и давление на народных депутатов Украины, руководство Верховной Рады Украины, как отмечает депутат Никита Потураев. Он убежден: законопроект должен быть вынесен в зал.
Однако с залом опять не так все просто. "Все зависит от главы фракции "Слуга народа" Давида Арахамии и его заместителя Андрея Мотовиловца. В это время очень сложно собрать 226 голосов за любой законопроект. А им необходимо их собирать для десятков инициатив, в частности, президентских по евроинтеграции, национальной безопасности. Собрать 226 сейчас — это не те, что были у них на старте парламента этого созыва. Это каждый раз теперь задача со звездочкой. И чем дальше — тем сложнее. И № 8371 — лишь один из документов, далеко не первоочередной", — объясняет эксперт.
Именно поэтому в парламенте во второй раз начался сбор подписей — планируют найти не менее 240, чтобы побудить руководство ВР вынести документ на голосование во втором чтении. Регламент не требует такого шага, но к нему решили прибегнуть, чтобы убедиться, что голосов не хватит и будет запас.
"Общественный вес этого законопроекта большой. Парламент не имеет права ни на холостой выстрел при принятии этого законопроекта, ни на нарушение регламентных норм", — отметил председатель Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук на брифинге.
Сейчас голоса готовы давать представители различных групп и фракций. Уже прозвучали заявления о готовности голосовать от "Слуг народа", "Европейской солидарности", "Батькивщины", групп "Доверия" и "За будущее".
В ответ на общественный запрос
Сейчас заместитель Председателя Комитета гуманитарной и информационной политики Евгения Кравчук отмечает, что законопроект № 8371 уже готов к рассмотрению во втором чтении. "В него внесли 1300 правок, поэтому на рассмотрение этого документа Верховной Раде придется потратить день–два, если парламентарии будут ставить свои правки на учет", — уточняет она. Поэтому чтобы проголосовать законопроект, необходимо найти правильное время, чтобы вынести документ в сессионный зал, ведь тогда надо отложить другие важные инициативы, в частности евроинтеграционные. "То есть все должно быть правильно спланировано, чтобы было результативное голосование и законопроект во втором чтении набрал более 226 голосов", — пояснила Кравчук.
Федорив отмечает, что решение парламента будет в любом случае скорее политическое, чтобы показать государству, гражданам, у которых есть запрос на ограничение русской церкви, что центральный орган власти — парламент — видит проблему и готов ее решать.
"Но закон не будет магической таблеткой, которая решит этот вопрос. Это инструмент для долгого пути и борьбы. Внутренней борьбы, потому что решение запрещать подобные структуры — очень сложные, их должны принимать в отдельных случаях. Но это точно дело не международного уровня, а внутренне украинское, национальной безопасности. Поэтому ни о каких выводах Венецианской комиссии не может идти речи, чтобы себе не намечтали отдельные депутаты", — добавляет Ирина.
Эксперты говорят, что во время подготовки к первому чтению неотложность можно было объяснить и на примерах многочисленных обвинений и подозрений со стороны СБУ в адрес представителей УПЦ МП. Сейчас государство решило выполнить решение о сносе незаконного МАФа в Киеве. После можно было посмотреть, как реагирует общество — большинство поддерживало такие действия, не осуждало. Резонанс побуждает народных депутатов действовать.
По данным опроса КМИС, результаты которого были обнародованы в мае 2024 года, 83% украинцев убеждены, что государство в той или иной степени должно вмешаться в деятельность УПЦ МП (в декабре 2022 года таких было 78%, в мае 2023 года — 85%). При этом 63% украинцев, по данным КМИС, поддерживают полный запрет Украинской православной церкви Московского патриархата в стране. В декабре 2022 года такое решение поддерживали 54% украинцев, а в мае 2023 года — 66%.
Сейчас, по прогнозам, закон "о запрете УПЦ МП" могут рассмотреть на следующей пленарной неделе. А она — в начале июня.