Новый министр иностранных дел Украины Петр Порошенко пообещал лично заняться решением как минимум трех главных задач внешнеполитического ведомства. Фокус выяснил, что ему может помешать
Назначение Петра Порошенко в МИД многие эксперты назвали реваншем. Причем сразу за две давние обиды: когда-то они с Юлией Тимошенко были врагами – теперь же за его назначение отдал голоса и БЮТ; когда-то президент отдалил от себя кума Петра – сегодня предложил его кандидатуру парламенту. Кроме того, Порошенко сразу предстал в новом качестве компромиссной фигурой – хотя голоса "за" дала ему только коалиция, Партия регионов и коммунисты этому не мешали.
Пока эксперты сошлись в одном: любой глава МИДа лучше, чем никакого, все равно во внешней политике такой новичок мало на что повлияет. "Возможности главы этого ведомства ограничены: руководит внешней политикой президент, а ее основы определяет парламент", – говорит директор международных программ Центра Разумкова Валерий Чалый. Однако некоторые проблемы Порошенко придется все же решать лично.
Размораживание отношений с Россией
После того, как в минувшую пятницу российский президент Дмитрий Медведев не пожелал провести специальную встречу с Виктором Ющенко, сославшись на домашние дела, даже оптимистам стало ясно, что Россия предпочла бы говорить в Украине с кем-то другим.
Порошенко в этом смысле не самая раздражающая кандидатура, в России он даже ведет собственный бизнес – владеет кондитерскими фабриками. По нынешним временам это почти дипломатия.
"Отношения с Россией должны стать более прагматичными и равноправными, менее эмоциональными, – высказывает Петр Порошенко свое мнение об общении с северным соседом. Он уже назвал РФ самым важным стратегическим партнером.
Наверняка приятно было россиянам также услышать его заявление о ПРО – уже в день своего назначения Порошенко отметил, что никаких противоракетных комплексов на территории Украины не будет. И это после того, как заместитель министра обороны США Александр Вершбоу назвал Украину в числе возможных площадок для размещения противоракетных радаров.
Скептики, правда, говорят, что один Порошенко украинско-российские отношения не улучшит. "Сейчас ни один министр не в силах кардинально изменить отношения с северным соседом", – говорит политолог Андрей Ермолаев. С другой стороны, добавляют оптимисты, точно не ухудшит.
Замедленная реакция дипломатов
Не только отечественные, но и зарубежные эксперты часто признают, что украинский МИД проигрывает соседним державам информационные кампании, и вообще – не умеет себя подать, а заодно, значит, и защитить интересы украинцев. Примеров – сколько угодно: от перепалок с Россией до нашумевшего летнего решения Чехии требовать с въезжающих украинцев справку об отсутствии венерических заболеваний.
"Иногда мы чувствуем, что против нашего государства развязана информационная война, и мы проигрываем ее", – признал проблему Порошенко.
Он, конечно, говорит, что знает, как ее решить – МИД, по его замыслу, должен стать более коммуникабельным.
Вопрос, однако, в том, успеет ли ведомство разговориться и разом выиграть все проигранные информационные бои до выборов президента. Ведь ровно столько, вероятно, продержится Порошенко на своей нынешней должности: за новым президентом придет и новый Кабмин со своим главой внешнеполитического ведомства.
Нищета посольств
"Для встречи делегации я каждый раз вынужден думать, где взять деньги на полбака бензина, чтобы поехать в аэропорт", – жаловался прессе посол Украины в Китае Юрий Костенко.
На крайнюю бедность указывают сейчас почти во всех украинских представительствах за рубежом. Экс-регионал Тарас Чорновил предположил даже, что часть посольств Украине вскоре вообще придется закрыть.
"Действительно, дипломатический корпус нужно спасать. Ситуация чрезвычайно сложная: ограничены телефонные звонки, не финансируются расходы на бензин, продаются машины", – согласился Петр Порошенко. Он уже посчитал, что более-менее приличное существование посольств обойдется в 15 млн. грн. и пообещал провести их через бюджет.