Инженеры разработали специальные накладки на шасси и закрылки
Агентство аэрокосмических исследований Японии провело испытания доработанной версии накладок на стойки и дверцы шасси и закрылки, с помощью которых можно существенно снижать аэродинамический шум заходящего на посадку самолета. Об этом пишет N+1.
Предварительный анализ результатов исследований показал значительное снижение аэродинамического шума самолета. В ближайшее время исследователи намерены завершить анализ и представить полные данные об уменьшении шумности самолетов.
Новые приспособления, испытанные японцами, представляют собой специальные накладки на стойки шасси и кромки закрылков. На стойках шасси такие накладки закрывают щели между элементами конструкции и улучшают обтекание воздушным потоком. Накладки на нижней части закрылков выполнены таким образом, чтобы снизить вероятность возникновения турбулентного потока. Накладки на кромках закрылков в верхней части имеют вихрегенераторы. Они нарушают ламинарное течение воздуха и предотвращают образование пограничного слоя с медленным течением.
Кроме того, накладки на закрылки немного уменьшают зазор между торцами этих элементом и крылом. Благодаря накладкам на закрылки удается несколько улучшить аэродинамические характеристики закрылков и немного уменьшить угол их выпуска при сохранении общей эффективности крыла. Испытания первой версии накладок состоялись в октябре прошлого года и показали, что такие приспособления могут снизить аэродинамический шум самолета. Доработанные накладки несколько отличаются своими размерами, числом вихрегенераторов и формой.
Новые накладки были установлены на самолет Cessna Citation Sovereign. Испытания доработанных элементов проводились в сентябре-октябре текущего года. В общей сложности самолет выполнил 17 полетов, в ходе которых измерения его шума производились с земли 222 раза. Замеры уровня шума производились для опытового самолета как без накладок, так и с ними.
Согласно предварительным данным уровень аэродинамического шума закрылков благодаря накладкам удалось снизить на три децибела, а шасси — на четыре децибела. Согласно заявлению японского агентства, использование новых накладок для шасси и закрылков самолетов или оптимизация этих элементов на новых самолетах позволит снизить общий уровень аэродинамического шума заходящих на посадку летательных аппаратов по меньшей мере на четыре децибела.
В формировании шума самолета аэродинамический шум занимает второе место после звуковых колебаний, производимых вентиляторами и компрессорами реактивных авиационных двигателей. Многие современные исследования направлены на снижение шумности именно авиационных двигателей. В частности, одни исследователи рассматривают возможность изменения конструкции вентилятора и уменьшения скорости его вращения, а другие — размещения двигателей над U-образным хвостовым оперением, чтобы его шум отражался вверх, а не вниз, к наблюдателю.