Разделы
Материалы

От Гамбии до Норвегии. 6 стран, делающих успехи в борьбе с глобальным потеплением

Фото: amphotora/Getty Images

Парижское климатическое соглашение поставило перед миром благородные цели, но пока он далек от их достижения. Тем не менее, некоторые государства уже сегодня делают успехи на пути к ним. Что это за страны, и чем они могут похвастаться, рассказывается в материале Los Angeles Times

Перед началом саммита по вопросам климата в Нью-Йорке генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил участников: "Приходите не с речами. Приходите с планами". Сама цель данного события и заключалась в том, чтобы побудить страны серьезно отнестись к климатическим изменениям. На недостаток внимания к проблеме указала и шведская активистка Грета Тунберг в своем нашумевшем выступлении.

Такой посыл можно понять – пока что международные усилия не выглядят достаточными. Спустя четыре года после подписания Парижского соглашения, обещания стран сократить выбросы парниковых газов остаются слишком слабыми, чтобы достичь цели документа – ограничить глобальное потепление на отметке "значительно ниже" 2˚С. Более того, новые оценки ученых гласят, что для выполнения этой задачи усилия по сокращению вредных выбросов нужно как минимум утроить. В противном случае к концу века температура на Земле вырастет на 2,9-3,4˚С.

Но это не значит, что никакого прогресса нет вовсе. Несколько стран уже сумели сократить свои выбросы, а другие добились значительных успехов в отдельных областях. И вот несколько примеров.

Индия

Индия занимает второе место в мире по численности населения и третье по выбросам парниковых газов. Но она входит и в другой список. Индия – одна из немногих стран, которые продвигаются по пути выполнения своих обязательств в рамках Парижского соглашения.

Успех страны во многом определен активным использованием солнечной энергии. Еще в 2010 году здесь была инициирована Национальная солнечная миссия, целью которой было довести уровень мощности энергии, получаемой от нашего светила, до 20 ГВт к 2022 году. К этому результату Индия пришла еще в 2018-м и теперь намерена идти дальше: к 2030-му году обеспечить до 40% потребностей страны в электроэнергии за счет альтернативных источников.

Индия достигла этого путем реализации ряда программ, например, обязав коммунальные предприятия покупать солнечную энергию. Падение цен на солнечные панели, низкая стоимость рабочей силы и стимулирование конкуренции в данной отрасли также сыграли свою роль. В совокупности эти факторы сделали солнечную энергию Индии самой дешевой в мире.

Впрочем, как отмечают эксперты, стране еще предстоит много работы. Большая часть электроэнергии по-прежнему поступает от угольных электростанций, и в эксплуатацию продолжают вводиться новые (хоть и в меньшем количестве, чем планировалось до "солнечного бума"). Тем не менее, основа для быстрого распространения возобновляемых источников энергии здесь имеется.

К другим странам, активно повышающим уровень использования альтернативных источников, относятся: Марокко, Германия, Япония и США (в частности, Калифорния)

Норвегия

Как и другие скандинавские страны, Норвегия серьезно относится к изменению климата. Она взяла на себя обязательство сократить вредные выбросы на 40% к 2030 году и стремится достичь "нулевого баланса" выбросов к 2050-му. Но самое большое достижение Норвегии – активные усилия по очистке транспортного сектора.

По состоянию на 2017 год на электромобили и гибридные авто приходилась половина продаж новых машин в стране. А в марте этого года доля одних только "электричек" достигла 60%. Правительство хочет, чтобы к 2025 году она выросла до 100%.

Власти Норвегии предоставляют щедрые льготы для электромобилей (например, для их владельцев отменены некоторые из весьма немалых налогов) и обеспечивают специальные стоянки для подобных авто в городах. Кроме того, страна инвестирует в инфраструктуру зарядных станций, а большую часть электричества получает за счет гидроэнергетики.

Однако для достижения климатических целей Норвегии придется бороться со своими промышленными выбросами и сделать свою экономику независимой от нефти – основного экспортного товара на данный момент.

На пути к переходу на транспорт с низким уровнем выброса СО2 Норвегия не одинока. Китай также вложил в это значительные средства. Это крупнейший рынок электромобилей в мире, и 99% всех электрических автобусов планеты бегает по дорогам именно этой страны. Частично мотивация Китая определяется желанием улучшить качество воздуха в городах и стимулировать внутренние инновации.

По словам Никласа Хене, партнера в NewClimate Institute, от политики правительств этих стран выгоду получит весь остальной мир: вместе со спросом "технологии становятся дешевле, и другие страны могут последовать их примеру".

Великобритания

Многие эксперты называют Великобританию лидером среди развитых государств. Ее выбросы парниковых газов неуклонно снижались с 1990 года, и в настоящее время сократились более чем на 40% – до уровня, невиданного с начала XX века. Этого более чем достаточно, чтобы внести свой вклад в выполнение обязательств ЕС по Парижскому соглашению. (В Украине выбросы в 1990-2014 годах сократились более чем на 60% — Фокус).

Однако, что действительно отличает Великобританию, так это ее твердая климатическая политика. "Одно дело иметь цель, а другое – иметь законодательную базу для ее достижения", – говорит Тарин Франсен, старший научный сотрудник программы глобального климата во Всемирном институте природных ресурсов.

Еще 2008 году в стране был принят всеобъемлющий Закон о климатических изменениях, который направил ее на путь декарбонизации экономики. Он включал комплекс мер от постепенного прекращения использования угля до повышения стандартов энергоэффективности зданий. Возможно, самое важное в документе, говорят эксперты, это то, что он устанавливает как краткосрочные, так и долгосрочные цели по сокращению выбросов.

Кроме того, в стране была создана независимая научная комиссия для определения целей и оценки продвижения страны к их достижению, которая, по словам Хене, "стабильно работает при разных правительствах".

Действительно, несмотря на политический хаос, который переживает в последние годы Великобритания, ее климатические устремления оставались неизменными. В 2019 страна приняла закон, обязывающий свести выбросы к нулевому балансу к 2050-му году. Таким образом, она первой в мире взяла на себя юридическое обязательство сделать это.

Гамбия

Гамбия – маленькая страна, и она не играет особой роли в содействии изменению климата. Для сравнения, один только Лос-Анджелес за несколько месяцев производит выбросов больше, чем вся Гамбия за год.

Но, как и многие бедные страны, это западноафриканское государство пострадает от глобального потепления из-за повышения уровня моря, засухи и других явлений. Кроме того, ей уже приходится заниматься собственными проблемами развития, ведь около половины ее населения живет в бедности.

Тяжелое положение развивающихся стран (и трудности, с которыми они сталкиваются при быстрой декарбонизации) было камнем преткновения на международных климатических переговорах с тех пор, как они начались в 1990-х годах. В настоящее время существует консенсус, что бедные государства не должны придерживаться тех же показателей, что и богатые. Вместо этого ожидается, что каждая страна сделает все возможное для решения климатических проблем.

В своем парижском обещании Гамбия обязалась замедлить темпы роста своих выбросов. К 2030 году они будут на 2,7% ниже, чем были бы, не возьми она на себя эти обязательства.

Согласно Climate Action Tracker, Гамбия – одна из немногих стран, чьи планы отвечают максимальной цели Парижского соглашения удержать глобальное потепление в пределах 1,5˚С. И это несмотря на то, что у нее количество вредных выбросов возрастет.

При этом страна не отказывается от экологических инициатив. В настоящее время здесь строится солнечная электростанция, которая позволит увеличить энергоснабжение на 20%. В прошлом году правительство Гамбии разработало план восстановления больших площадей лесов, мангровых зарослей и саванн, которые будут поглощать углекислый газ.

Швейцария

По части решения климатических проблем одним из неизменных лидеров является Швейцария. Вредные выбросы в этой стране снижались с 1970-х годов.

Швейцария одной из первых ввела налог на выбросы СО2 (самой первой была Швеция в 1990 году). Сбор был введен в 2008 году, и по состоянию на 2018-й составлял $96 за тонну углекислого газа. Большая часть бюджетных поступлений от этого налога (около $300 млн) возвращается гражданам, в том числе в виде субсидий работникам в отраслях, на которых негативно сказывается климатическая политика. Около трети идет на повышение энергоэффективности зданий и разработку экологически чистых технологий.

Швейцария имеет в своем арсенале и другие инструменты, в том числе торговую схему, которая позволяет загрязнителям платить другим за сокращение выбросов парниковых газов, если они могут сделать это дешевле. Она также может похвастаться завидной сетью общественного транспорта.

И все же в настоящее время швейцарцы не в состоянии выполнить свое парижское обязательство сократить выбросы до 230% ниже уровня 1990 года к 2020-му или добиться сокращения на 50% к 2030-му.

Коста-Рика

Может Коста-Рика и крошечная страна, но недостаток в размерах она компенсирует амбициями. Как Великобритания и Норвегия, она взяла на себя обязательство достичь нулевого баланса выбросов к середине столетия. А в феврале был опубликован подробный проект того, как это сделать.

Следуя данному плану, Коста-Рика сможет выполнить свою часть международной работы по ограничению глобального потепления в пределах 2˚С. Более того, этого будет почти достаточно для достижения цели в 1,5˚С.

Коста-Рика уже занялась некоторыми секторами, которые производят наибольшее количество выбросов. 80% энергии страна получает от гидроэнергетики, а большую часть остального черпает из возобновляемых источников. В Коста-Рике также удалось обратить вспять тенденцию вырубки лесов, которая господствовала здесь в 1960-х и 70-х годах. С тех пор страна более чем удвоила свой лесной покров.

Большая часть выбросов в настоящее время поступает от транспорта, но власти надеются увеличить долю электромобилей, а в итоге и вовсе сделать общественный транспорт основным способом передвижения. Они рассчитывают, что к 2035-му году автобусный парк будет на 70% электрифицированным, а между городами люди будут передвигаться при помощи системы электропоездов. Кроме того, Коста-Рика планирует и дальше увеличивать лесной покров.

По материалам Los Angeles Times