Разделы
Материалы

Катакомбы Ком-эш-Шукафа: как осел обнаружил Чудо Древнего Египта (фото)

Ася Небор-Николайчук
Фото: Clemens Schmillen/ CC BY-SA 4.0 | Вход в главную усыпальницу

В 1900 году в Александрии обнаружили древние катакомбы, которые содержали сотни захоронений разных культур. Они отличаются сочетанием стилей, когда египетские и римские мотивы переплелись воедино.

Александрия, город, основанный Александром Македонским в 331 году до н. э. на северном побережье Древнего Египта, стал центром торговли, образования и искусства. В нем сошлись египетская, греческая и римская культуры, создав уникальное сочетание культуры, архитектуры и верований, пишет Ancient Origins.

У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и интересные новости из мира науки!

В 1900 году произошел случай, который открыл скрытое чудо. Осел, проходивший по центру Александрии, провалился под землю, открыв сеть катакомб, которые не использовали с 4 века нашей эры. Вызвали археологов, и они вскоре поняли, что неожиданное открытие — это катакомбы Ком-эш-Шукафа, одно из Чудес Древнего Египта.

Датированные 2 веком нашей эры, в римский период эти катакомбы, вероятно, служили местом захоронения в течение нескольких веков, охватывая римскую, эллинистическую и раннехристианскую эпохи. Они получили название "Ком-эш-Шукафа", что означает "Курган черепков", из-за большой кучи керамических обломков на месте, оставленных родственниками похороненных в катакомбах.

Декорированный саркофаг и панно
Фото: Clemens Schmillen/ CC BY-SA 4.0

Однако эти катакомбы не являются типичными подземными усыпальницами. Вместо этого они стали уникальным сочетанием египетских, греческих и римских архитектурных элементов, что отражает разнообразную и космополитическую природу Александрии в эллинистический и римский периоды.

Эти подземные палаты ярко иллюстрируют религиозное разнообразие того времени с изображениями египетской, греческой и римской мифологии и религиозных верований в искусстве и надписях. Это разнообразие было результатом сосуществования трех разных культур в пределах города.

Первоначально предназначенные для одной семьи, катакомбы имеют пышно украшенный зал, высеченный в скальном массиве города. Три массивных каменных саркофага размещены по бокам камеры, которые, как полагают, использовали для захоронений через проходы, проходящие снаружи.

Египетская сцена похорон с Анубисом в египетском стиле (вверху) и миф о похищении Персефоны в греческом стиле (внизу)
Фото: Public Domain

Со временем катакомбы расширились, вместив еще около 300 захоронений через шахты в скальных стенах. Подсчитано, что эти катакомбы активно использовались около двух веков, со 2 по 4 век нашей эры, а третий уровень оставался недоступным из-за затопления.

Катакомбы Ком-эш-Шукафа отличаются своим уникальным художественным стилем. Это одно из последних крупных сооружений, посвященных религии Древнего Египта, времен, когда величие этой цивилизации уходило в небытие. Искусство в этих катакомбах не похоже на знаковые египетские пирамиды и храмы; зато, кажется, что греко-римский каменщик создал его из памяти и догадок.

Например, на центральных панелях гробницы изображен бог Анубис, но он одет в римскую солдатскую одежду и выполнен в определенно римском стиле. Саркофаги украшены гирляндами и головами греческих богов из мифологии, контрастирующими с египетскими элементами. На одной стене изображена сцена похорон Анубиса в классическом египетском стиле, а рядом — полностью греческая сцена похищения Персефоны. Это уникальное сочетание искусств, драгоценный остаток древней системы верований Древнего Египта.

Поэтому катакомбы Ком-эш-Шукафа являются свидетельством культурного разнообразия и исторического богатства Александрии римского периода. Они позволяют заглянуть в сложное взаимодействие искусства, архитектуры и религиозных верований в древнем космополитическом городе. В 1979 году эти катакомбы внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что показывает их культурную важность и необходимость их сохранения.

Ранее Фокус писал о том, что ученые показали лицо фараона Рамсеса II перед смертью и в расцвете сил.

А также мы рассказывали о фаюмских портретах возрастом 2 тысячи лет. В Амстердаме началась выставка портретов мумифицированных людей, которые нашли в городе Фаюм.