Разделы
Материалы

Можно ли "перепрыгнуть" землетрясение: что будет, если пролететь над зоной толчков

Тая Китова
Фото: firestock.ru | Что ощущают люди в самолете, пролетая над землетрясением

Исследователи рассказали, удастся ли человеку защититься от землетрясения, если подняться над ним на высоту около 9 000 метров.

Не секрет, что землетрясения возникают глубоко в недрах Земли и проявляются на поверхности планеты в виде толчков. Большинство из них происходят вблизи границ разломов тектонических плит, однако в редких случаях землетрясения могут проходить вдали от них. Но можно ли "перепрыгнуть" землетрясение, или что произойдет, если вы будете пролетать над ним на высоте 9 000 метров? Ученые дали ответ, пишет IFLScience.

Ученые отмечают, что ответ на этот вопрос может оказаться немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!

Землетрясения и воздух

В зависимости от ситуации землетрясение может привести к некоторым последствиям, даже если вы находитесь высоко в облаках над ним. По словам ученого из Лаборатории реактивного движения Калифорнийского технологического института Атиллы Комджати, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать взаимосвязь между землей и атмосферой.

Когда земля дрожит, это вызывает крошечные атмосферные волны, способные распространяться вплоть до ионосферы — области, расположенной на высоте до 1000 километров над поверхностью планеты. Таким образом землетрясения действительно может вызвать некие атмосферные возмущения, даже высоко над поверхностью. Ощутите ли вы это на борту самолета? Нет.

Землетрясения высвобождают сейсмические волны, имеющие формы волн давления (P) и волн сдвига (S). S-волны могут распространяться лишь через твердые среды, тогда как P-волны могут передвигаться через другие среды, например, жидкости и газы. Простыми словами, они способны перемещаться в земную атмосферу, и когда это происходит, они становятся звуковыми волнами частотой ниже 20 Гц. Для человека этот показатель является нижним порогом слуха, а потому нам едва ли удастся их услышать.

Чем дальше двигают волны по воздуху, тем больше они ослабевают. Этот процесс также известен как затухание — процесс, благодаря которому вещи звучат тише, чем вы дальше находитесь от них. Это также процесс, который ослабляет солнечный свет, когда он проходит через слои атмосферы или другие среды, такие как океан.

Таким образом люди в самолете, пролетающем над землетрясением, даже самым сильным, не почувствуют его влияния. К тому времени как волны пройдут через недра Земли, а затем воздух, они чрезвычайно уменьшатся и в конце концов будут подавлены собственным шумом и движением самолета.

Опасность все же есть

В то же время, по словам пилота Рона Вагнера, некоторая опасность для самолетов во время землетрясения все же есть, но она другого рода.

Пилот рассказал, что управлял самолетом во время землетрясения, которое помешало управлению: оно вызвало отключение электроэнергии на наземной базе, что привело к проблемам с навигационными приборами самолета, а также способностью пилота общаться с авиадиспетчером. Кроме того потеряла сигнал радара, а потому сотрудники диспетчерской службы больше не могли отслеживать передвижение борта.

Пилот также рассказал, что все эти проблемы были непродолжительными и самоустранились, как только включилось аварийное электроснабжение наземной базы.

Ранее Фокус писал о том, может ли сильный снегопад вызвать землетрясение: что выяснили ученые.