Разделы
Материалы

Радиоактивный КрАЗ. История специального самосвала для ликвидации аварии на ЧАЭС

Вадим Добровольский
КрАЗ-256Б1–030 на ликвидации аварии ЧАЭС. Фото: архив ХК "АвтоКрАЗ"

КрАЗ-256Б1–030 с одноместной свинцовой кабиной весом 3 тонны был построен специально для вывоза радиоактивных обломков четвертого энергоблока ЧАЭС, разрушенного взрывом.

В этом году аварии на Чернобыльской АЭС, случившейся 26 апреля 1986 года, исполняется 35 лет. По этому случаю Фокус вспоминает историю создания особого украинского грузовика КрАЗ-256Б1–030 — построенного на Кременчугском автозаводе специального самосвала для вывоза радиоактивных обломков разрушенного взрывом четвертого энергоблока ЧАЭС.

На ликвидации аварии работало немало разнообразной техники, включая грузовики КрАЗ. Но в первый месяц после взрыва использовались, в основном, автомобили и бульдозеры с минимальной защитой от радиации. Так, наведение понтонного моста через реку Припять для эвакуации населения города выполнили автомобили КрАЗ-255Б в составе ПМП из Киевского военного округа. Мост был возведен за семь часов — и 30 апреля по нему началась эвакуация.

На ликвидации аварии использовались, в том числе, стандартные КрАЗы с кустарной свинцовой защитой кабины. Обратите внимание на человека на фото — у стен разрушенного энергоблока ЧАЭС он находится без какой-либо защиты за исключением респиратора
Тягач КрАЗ 255 доставляет очередную силовую балку для строительства саркофага. Отсутствие защиты кабины объясняется, видимо, тем, что машина не работала в наиболее жесткой по излучению 5-километровой зоне от эпицентра взрыва
Автокран на шасси КрАЗ производит сбор ящиков с радиоактивными отходами неподалеку от разрушенного четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС
Экскаватор Э-305 на шасси КрАЗ-255 роет котлован для дома, зле предназначенного для сноса и захоронения дома, зараженного радиацией в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Беларусь, 1988 год

А КрАЗ-256Б1–030 стал одним из специализированных автомобилей, которые ускорили устранение последствий аварии, обеспечивая должную защиту от радиации своим водителям.

Скрыть предназначение

Чернобыльская катастрофа выявила отсутствие в СССР специализированных автомобилей, которые могли бы работать в условиях высокого радиационного заражения. Перед заводами страны, включая КрАЗ, была поставлена задача в сжатые сроки разработать и построить такую технику.

Задание на проектирование и постройку партии специальных самосвалов, которые бы обеспечивали надежную защита водителя от радиоактивного излучения, поступило на завод вечером 22 июня 1986 года. Базовым автомобилем был выбран проверенный и надежный самосвал КрАЗ-256Б1 — в условиях радиационного заражения безотказность техники выходила на первый план.

Серийный КрАЗ-256Б1, который лег в основу специального самосвала для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

Первоначальное техзадание предусматривало установку скрытой свинцовой капсулы внутри стандартной кабины — в руководстве СССР хотели скрыть предназначение машины, как ранее почти месяц тщательно утаивали от широкой общественности сам факт аварии на ЧАЭС. 

Первый вариант скрытой установки защитной капсулы внутри стандартной кабины
Первый вариант скрытой установки защитной капсулы внутри стандартной кабины

Однако такой вариант установки капсулы потребовал серьезных доработок кабины — в первую очередь, из-за сложности монтажа фильтровентиляционной установки ФВУА-100Н, которая обеспечивала внутренний микроклимат, нагнетая воздух внутрь капсулы. В итоге от "маскировки" отказались: было принято решение монтировать на раму самосвала одну только капсулу без кабины.

Конструкция КрАЗ-256Б1–030

Защитная капсула сваривалась из специальных сэндвич-панелей: наружные листы из стали толщиной 3 мм, а между ними — свинец. Толщина свинцовой прослойки на панелях пола составляла 30 мм, на боковых стенках — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутренняя обивка кабины-капсулы выполнялась из винипласта толщиной до 8 мм.

Для изготовления первого образца КрАЗ-256Б1-030, который покинул ворота экспериментального цеха завода 10 июля 1986 года, потребовалось большое количество свинца — его свозили со всех предприятий Кременчуга. А для постройки всей партии машин была организована доставка 60 т свинца из Казахстана.

Для окон кабины использовалось специальное противорадиационное стекло, которое производилось в Москве. Толщина стекла составляла 75 мм, а пластины имели размер 300х300 мм — лобовое стекло состояло из двух таких пластин. Вход в одноместную кабину осуществлялся через небольшую дверцу с правой стороны.

Первый экземпляр КрАЗ-256Б1–030
Из-за задержек поставок противорадиационных стекол первый построенный автомобиль и семь следующих не было боковых окон

Каждая капсула проходила проверку на радиоактивную проницаемость на Восточном горно-обогатительном комбинате в городе Желтые Воды — это было единственное предприятие в Украине, где имели опыт работы с урановыми рудами и, соответственно, радиацией. При обнаружении мест проникновения радиации локально устанавливались дополнительные внешние накладки из свинца.

В итоге масса свинцовой капсулы превысила 3 тонны. Причем ее вес пришелся в основном на левую сторону автомобиля, поэтому потребовалось усилить левый лонжерон рамы и левую переднюю рессору. Кроме того, для крепления капсулы был добавлен специальный надрамник. Также давление в левом переднем колесе повысили со штатных 6,5 кгс/cм2 до 7,5 кгс/cм2.

Боковое окно из 75-миллиметрового противорадиационного стекла появилось на последних 10 машинах из партии
Масса свинцовой капсулы превысила 3 тонны
Вход в кабину-капсулу осуществлялся с правой стороны через небольшую дверцу

Для облегчения управления потяжелевшим автомобилем, было увеличено давление в гидравлической магистрали усилителя руля. А чтобы дополнительно гарантировать водителю защиту от радиоактивного излучения за счет полной герметичности капсулы механические приводы системами управления заменили на пневматику и гидропневматику.

Какие работы выполнял спецсамосвал КрАЗ на Чернобыльской АЭС

Первые семь построенных самосвалов отправили на ЧАЭС в первой половине июля. К концу месяца завод построил еще 11 машин. Таким образом, всего было построено 18 экземпляров КрАЗ-256Б1–030, а от получения технического задания до изготовления всей партии прошло меньше месяца — на заводе была проделана титаническая работа!

Оснащенные свинцовой кабиной КрАЗы оказались в эпицентре радиоактивного пекла — этим машинам досталась самая опасная работа в зоне повышенной радиоактивности непосредственно у четвертого энергоблока.

Эти самосвалы работали в непосредственной близости от эпицентра аварии, вывозя радиоактивные обломки строительных конструкций, землю и мусор с места взрыва. Для погрузки зараженных обломков использовались роботизированные машины, однако на некоторых фото с места событий видно, что также применялись обычные экскаваторы — причем вряд ли они обладали такой же мощной противорадиационной защитой.

Также КрАЗ-256Б1–030 использовались для подвоза бетона и других стройматериалов для защитного саркофага, который строился над остатками четвертого энергоблока.

Люди и машины

Сотрудники КрАЗа, которые внесли наибольший вклад в создание уникального самосвала, были отмечены правительственными наградами СССР. Так, слесаря механосборочных работ Василя Сопина наградили орденом "Знак Почета", сварщиков Ивана Карпа и Бориса Борисова — медалями "За трудовую доблесть", слесаря Василия Копичко — орденом Трудовой Славы третьей степени, заместителя начальника экспериментального цеха Вячеслава Волчка — грамотой Верховного Совета СССР.

Дальнейшая судьба всех отправленных в Чернобыль самосвалов КрАЗ-256Б1–030 достоверно неизвестна. Считается, что после ликвидации аварии они были захоронены в специальном земляном могильнике для зараженной техники, который находится в селе Бурановка в пределах 30-километровой зоны отчуждения ЧАЭС.

Могильник возле села Бурановка с захороненной техникой. На переднем плане — один из КрАЗов, участвовавших в ликвидации аварии
Остатки якобы одного из самосвалов КрАЗ-256Б1–030 возле села Бурановка. Фото: Facebook/Українські автомобілі

Правда, одну из машин якобы отыскали недавно неподалеку от могильника. В прошлом году в соцсетях были опубликованы фото остатков самосвала — передние крылья, бампер, рама, площадка и надрамник для свинцовой капсулы. Достоверно неизвестно, являются ли обнаруженные остатки деталями КрАЗ-256Б1–030 или другого автомобиля КрАЗ, участвовавшего в ликвидации аварии.

Техническая характеристика самосвала КрАЗ-256Б1–030

  • Тип грузовой платформы — самосвал
  • Колесная формула — 6х4
  • Двигатель — дизель ЯМЗ-238
  • Коротка передач — механическая 5-ступенчатая
  • Грузоподъемность — 12 тонн
  • Максимальная скорость — 62 км/ч
  • Расход топлива — около 40 л/100 км