Радиоактивный КрАЗ. История специального самосвала для ликвидации аварии на ЧАЭС

КрАЗ-256Б1–030
КрАЗ-256Б1–030 на ликвидации аварии ЧАЭС. Фото: архив ХК "АвтоКрАЗ"

КрАЗ-256Б1–030 с одноместной свинцовой кабиной весом 3 тонны был построен специально для вывоза радиоактивных обломков четвертого энергоблока ЧАЭС, разрушенного взрывом.

В этом году аварии на Чернобыльской АЭС, случившейся 26 апреля 1986 года, исполняется 35 лет. По этому случаю Фокус вспоминает историю создания особого украинского грузовика КрАЗ-256Б1–030 — построенного на Кременчугском автозаводе специального самосвала для вывоза радиоактивных обломков разрушенного взрывом четвертого энергоблока ЧАЭС.

На ликвидации аварии работало немало разнообразной техники, включая грузовики КрАЗ. Но в первый месяц после взрыва использовались, в основном, автомобили и бульдозеры с минимальной защитой от радиации. Так, наведение понтонного моста через реку Припять для эвакуации населения города выполнили автомобили КрАЗ-255Б в составе ПМП из Киевского военного округа. Мост был возведен за семь часов — и 30 апреля по нему началась эвакуация.

А КрАЗ-256Б1–030 стал одним из специализированных автомобилей, которые ускорили устранение последствий аварии, обеспечивая должную защиту от радиации своим водителям.

Скрыть предназначение

Чернобыльская катастрофа выявила отсутствие в СССР специализированных автомобилей, которые могли бы работать в условиях высокого радиационного заражения. Перед заводами страны, включая КрАЗ, была поставлена задача в сжатые сроки разработать и построить такую технику.

Задание на проектирование и постройку партии специальных самосвалов, которые бы обеспечивали надежную защита водителя от радиоактивного излучения, поступило на завод вечером 22 июня 1986 года. Базовым автомобилем был выбран проверенный и надежный самосвал КрАЗ-256Б1 — в условиях радиационного заражения безотказность техники выходила на первый план.

Серийный КрАЗ-256Б1, который лег в основу специального самосвала для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Fullscreen
Серийный КрАЗ-256Б1, который лег в основу специального самосвала для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

Первоначальное техзадание предусматривало установку скрытой свинцовой капсулы внутри стандартной кабины — в руководстве СССР хотели скрыть предназначение машины, как ранее почти месяц тщательно утаивали от широкой общественности сам факт аварии на ЧАЭС. 

Однако такой вариант установки капсулы потребовал серьезных доработок кабины — в первую очередь, из-за сложности монтажа фильтровентиляционной установки ФВУА-100Н, которая обеспечивала внутренний микроклимат, нагнетая воздух внутрь капсулы. В итоге от "маскировки" отказались: было принято решение монтировать на раму самосвала одну только капсулу без кабины.

Конструкция КрАЗ-256Б1–030

Защитная капсула сваривалась из специальных сэндвич-панелей: наружные листы из стали толщиной 3 мм, а между ними — свинец. Толщина свинцовой прослойки на панелях пола составляла 30 мм, на боковых стенках — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутренняя обивка кабины-капсулы выполнялась из винипласта толщиной до 8 мм.

Для изготовления первого образца КрАЗ-256Б1-030, который покинул ворота экспериментального цеха завода 10 июля 1986 года, потребовалось большое количество свинца — его свозили со всех предприятий Кременчуга. А для постройки всей партии машин была организована доставка 60 т свинца из Казахстана.

Для окон кабины использовалось специальное противорадиационное стекло, которое производилось в Москве. Толщина стекла составляла 75 мм, а пластины имели размер 300х300 мм — лобовое стекло состояло из двух таких пластин. Вход в одноместную кабину осуществлялся через небольшую дверцу с правой стороны.

Каждая капсула проходила проверку на радиоактивную проницаемость на Восточном горно-обогатительном комбинате в городе Желтые Воды — это было единственное предприятие в Украине, где имели опыт работы с урановыми рудами и, соответственно, радиацией. При обнаружении мест проникновения радиации локально устанавливались дополнительные внешние накладки из свинца.

В итоге масса свинцовой капсулы превысила 3 тонны. Причем ее вес пришелся в основном на левую сторону автомобиля, поэтому потребовалось усилить левый лонжерон рамы и левую переднюю рессору. Кроме того, для крепления капсулы был добавлен специальный надрамник. Также давление в левом переднем колесе повысили со штатных 6,5 кгс/cм2 до 7,5 кгс/cм2.

Для облегчения управления потяжелевшим автомобилем, было увеличено давление в гидравлической магистрали усилителя руля. А чтобы дополнительно гарантировать водителю защиту от радиоактивного излучения за счет полной герметичности капсулы механические приводы системами управления заменили на пневматику и гидропневматику.

Какие работы выполнял спецсамосвал КрАЗ на Чернобыльской АЭС

Первые семь построенных самосвалов отправили на ЧАЭС в первой половине июля. К концу месяца завод построил еще 11 машин. Таким образом, всего было построено 18 экземпляров КрАЗ-256Б1–030, а от получения технического задания до изготовления всей партии прошло меньше месяца — на заводе была проделана титаническая работа!

Оснащенные свинцовой кабиной КрАЗы оказались в эпицентре радиоактивного пекла — этим машинам досталась самая опасная работа в зоне повышенной радиоактивности непосредственно у четвертого энергоблока.

Эти самосвалы работали в непосредственной близости от эпицентра аварии, вывозя радиоактивные обломки строительных конструкций, землю и мусор с места взрыва. Для погрузки зараженных обломков использовались роботизированные машины, однако на некоторых фото с места событий видно, что также применялись обычные экскаваторы — причем вряд ли они обладали такой же мощной противорадиационной защитой.

Также КрАЗ-256Б1–030 использовались для подвоза бетона и других стройматериалов для защитного саркофага, который строился над остатками четвертого энергоблока.

Люди и машины

Сотрудники КрАЗа, которые внесли наибольший вклад в создание уникального самосвала, были отмечены правительственными наградами СССР. Так, слесаря механосборочных работ Василя Сопина наградили орденом "Знак Почета", сварщиков Ивана Карпа и Бориса Борисова — медалями "За трудовую доблесть", слесаря Василия Копичко — орденом Трудовой Славы третьей степени, заместителя начальника экспериментального цеха Вячеслава Волчка — грамотой Верховного Совета СССР.

Дальнейшая судьба всех отправленных в Чернобыль самосвалов КрАЗ-256Б1–030 достоверно неизвестна. Считается, что после ликвидации аварии они были захоронены в специальном земляном могильнике для зараженной техники, который находится в селе Бурановка в пределах 30-километровой зоны отчуждения ЧАЭС.

Правда, одну из машин якобы отыскали недавно неподалеку от могильника. В прошлом году в соцсетях были опубликованы фото остатков самосвала — передние крылья, бампер, рама, площадка и надрамник для свинцовой капсулы. Достоверно неизвестно, являются ли обнаруженные остатки деталями КрАЗ-256Б1–030 или другого автомобиля КрАЗ, участвовавшего в ликвидации аварии.

Техническая характеристика самосвала КрАЗ-256Б1–030

  • Тип грузовой платформы — самосвал
  • Колесная формула — 6х4
  • Двигатель — дизель ЯМЗ-238
  • Коротка передач — механическая 5-ступенчатая
  • Грузоподъемность — 12 тонн
  • Максимальная скорость — 62 км/ч
  • Расход топлива — около 40 л/100 км