Разделы
Материалы

Украина сможет создать собственное ядерное оружие в течение 5 лет

Проект под таким названием в 1942 году запустили США с целью получить атомную бомбу. У них, как известно, вышло. Фокус задался вопросом, сможет ли Украина создать собственное ядерное оружие

14 лет назад Украина отказалась от доставшегося ей в наследство от СССР ядерного оружия: 16 ноября 1994 г. Верховная Рада приняла закон "О присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия". Взамен страна получила гарантии безопасности от США и России. Ветры перемен, веющие в последнее время, навевают мысли: а не поспешным ли шагом была сдача ядерной дубинки и сможем ли мы ее выточить заново?

Нужно обогащение
Недавно премьер-министр Тимошенко заявила, что "мы будем развивать свой ядерно-топливный цикл в тех пределах, которые позволяют международные обязательства Украины". Если следовать этим обязательствам, то ядерного оружия нам не видать никогда. В принципе, из Договора о нераспространении, сославшись на чрезвычайные обстоятельства и предупредив за три месяца мировое сообщество, можно выйти когда угодно. Но за 40 лет действия Договора (он был принят 1 июля 1968 г.) из него вышла только Северная Корея. Однако государству, живущему в условиях полного чучхе, не страшны эмбарго и клеймо страны-изгоя. Украине же, стремящейся интегрироваться в ЕС, есть что терять. Так что отбросим политическую составляющую вопроса и рассмотрим, насколько создание Украиной ядерного оружия возможно технически.

У нас есть внушительные запасы урановой руды, залежи которой простираются от Желтых Вод в Кировоградской области до Гуляй-Поля в Запорожской. Но содержание применяющегося в атомном оружии урана-235 (им, кстати, был начинен уничтоживший Хиросиму "Малыш") в нашей руде – 0,7%.

– Содержание урана-235 в ядерном топливе для АЭС должно составлять 4–5%, а для создания ядерного оружия необходимо довести его содержание до 80%, – рассказывает Ольга Кошарная, кандидат химических наук, ведущий эксперт Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова. – Но Украина не владеет технологией обогащения урана. Нет у нас и радиохимических заводов для переработки отработанного топлива АЭС.

Замкнутый ядерно-топливный цикл, который предполагает обогащение урана, имеют США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Израиль. Под вопросом – Северная Корея: там заявили, что успешно провели испытание ядерного оружия, но эксперты МАГАТЭ так и не поняли, что это было. В принципе, можно было бы выпросить технологию обогащения у какой-либо из упомянутых стран – тем более что в свое время Китай поделился такой технологией с Пакистаном, а США – с Израилем. Но вряд ли сейчас кто-то пойдет на то, чтобы разделить с нами свои атомные умения. Даже за деньги (по словам Ольги Кошарной, стоимость необходимой документации – $2–3 млрд.). Впрочем, есть вариант с пакистанцем д-ром Ханом, создателем тайной сети торговли ядерными технологиями.

То есть, напрягшись, создать производство по обогащению урана мы сможем. Но неизбежно возникнет проблема с персоналом.

Дело техники
– В Советском Союзе специалистов, радиохимиков и по разделению изотопов трансурановых элементов готовили в Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева, в Томском политехническом институте, в некоторых университетах, – говорит Ольга Кошарная. – В Украине таких специалистов не готовят, и, учитывая состояние нашей науки, они вряд ли появятся в обозримом будущем.

В современном ядерном оружии используется плутоний-239, промышленного производства которого в Украине тоже нет. Для его получения необходим реактор-наработчик, где обогащенный уран-235 облучается и превращается в плутоний-239 (стоимость реактора – около $1,5млрд.). Плутоний можно выделить и из отработанного топлива АЭС. Соответствующий завод по получению плутония и доведения его до оружейной чистоты – это еще миллиарда три долларов. На стадии выделения плутония-239 образуется масса жидких радиоактивных отходов, которые надо где-то хранить. Хранилища – одна из серьезнейших проблем.

– В России огромные необжитые пространства. Предприятия ядерного цикла – в толще скал. Под землей – целые озера радиоактивных отходов. А куда это все девать у нас, при нашей плотности населения? – рассуждает эксперт Центра Разумкова.

Но так или иначе технически создание замкнутого ядерно-топливного цикла, а стало быть, и собственного ядерного оружия в Украине возможно. Кстати, Леонид Кучма на обсуждении в Верховной Раде законопроекта по Договору о нераспространении ядерного оружия сказал, что для получения полного цикла производства ядерного оружия Украине требуется $150–200 млрд. и 10 лет.

Бомба на кухне

Руководитель проектов Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец в принципе согласен с бывшим президентом Украины. Расхождения – лишь в сроках создания ядерного оружия.

– Создание атомной бомбы в Украине в технологическом плане – вопрос решаемый, – уверен Сергей Згурец. – Несколько лет назад мы участвовали в оценке такого проекта: при миллиардных расходах на создание ядерного оружия ушло бы не менее пяти лет. Точную сумму затрат назвать тяжело, поскольку она зависит от типа бомбы – либо для ее создания используется обогащенный уран, либо отработанный плутоний из реактора. Кроме этого, необходимо сформировать научную школу, поднять сырьевую базу, построить центрифуги, где-то испытать боеприпас, создать для него носители. На самом деле цикл не так уж и сложен, но вопрос заключается в целесообразности такого шага. Наличие ядерного оружия не дает реальных выгод. Вместе с тем политические риски, изоляция и всевозможные санкции со стороны других государств гарантированы. Рациональнее потратить деньги не на атомную бомбу, а на нормальные самолеты и системы ПВО.

А вот химик-технолог, инженер Леонид Лавренов считает, что создать в Украине ядерное оружие – проще простого:

– Современный уровень знаний позволяет собрать атомную бомбу если не на кухне, то в гараже. Необходимая для обогащения урана центрифуга – высокоточное устройство, но на сегодняшний день не такое уж и сложное в изготовлении. Раньше создание центрифуги, совершающей более ста тысяч оборотов в минуту, было сложной задачей. Сегодня это не проблема: в спортивных машинах с турбонаддувом турбины вращаются со скоростью 150 тысяч оборотов. Что касается сырья, то этого добра у нас хватает – в Украине урана не меньше, чем в Китае.

Как рассказал Фокусу на условиях анонимности человек, долгое время проработавший в Министерстве обороны, если что – проблем с созданием ядерного оружия в нашей стране не возникнет:

– Ума хватает, все технологии есть. Если поставят задачу, то при хорошем, бесперебойном финансировании ядерное оружие можно создать за пару лет.

Стратегических ракет в Украине давно нет. От приводивших в ужас весь западный мир СС-18 "Сатана" остались разве что токсичные твердотопливные блоки, хранящиеся и ждущие утилизации в Павлограде. Но, по мнению собеседника Фокуса, они и не нужны:

– Средством доставки ядерного оружия может быть обычный артиллерийский снаряд, я уж не говорю о тактических ракетах и авиабомбах.

Кстати, на вооружении украинской армии есть крылатые ракеты средней дальности с радиусом действия до 500 километров. Их запросто можно оснастить ядерными боеголовками – были бы эти самые головки. Но все-таки самое главное – головы, в которые ничего такого не придет.

Немирный атом


Добыча урановой руды
В Украине добыча начата на Новоконстантиновском урановом месторождении в Кировоградской области в августе 2008 г.

Обогащение урана
В Украине нет нужных мощностей. Топливо, закупаемое в России и Сша для АЭС, недостаточно обогащено для использования в атомном оружии
Устройство атомной бомбы
Средства доставки ядерных зарядов


Межконтинентальная ракета


Ракеты и шахтные установки были демонтированы, боеголовки переданы России
Крылатая ракета

Украина имеет крылатые ракеты средней дальности радиуса действия до 500 км
Авиация

Ту-160 - стратегический ракетоносец. Переданы России либодемонтированы, последний уничтожен в 2001 г.
Артиллерия крупного калибра

Создание технологически возможно. Орудия с маломощными ядерными зарядами состоят на вооружении сил НАТО