Разделы
Материалы

Веганы. На вечном посту

Полный отказ от пищи животного происхождения – очень выгодная идеология в условиях экономического кризиса. Но для веганов – дело не в экономии

"Проблема не в том, чтобы иметь деньги на черную икру, а в том, чтобы находить в ней вкус", – показал однажды глубину своей мысли Андре Моруа. "Чужих яйцеклеток не едим", – отозвались бы современные веганы, вогнав в краску классика.

Идеология веганов – наиболее последовательных и строгих вегетарианцев, не употребляющих в пищу не только мяса, но и остальных продуктов животного происхождения, – не предполагает радости от гастрономии. Ведь и породистый суп из улиток с вьетнамскими блинчиками, и плебейская докторская колбаса – антигуманны в равной степени.

Приверженцы идеологического вегетарианства стоят на своем: современная пищевая промышленность – это гигантская фабрика смерти. Коров, свиней и кур месяцами истязают на фермах, чтобы жители мегаполисов вовремя получали любимые котлеты. Веганы отказываются от мяса, рыбы, яиц, молока и даже меда, поскольку считают неэтичным эксплуатировать пчел.

Идея из-под огня
Стройная брюнетка Александра Шагалова уже три года лактовегетарианка. Из всех продуктов животного происхождения она не отказалась только от молока.

– Когда научусь выжимать его из орехов, стану традиционным веганом, – обещает Саша. – А пока жую листья салата, лесные ягоды. На самочувствии такой рацион отражается благотворно, ведь питаться хорошо и питаться мясом – разные вещи. Тарелка гречки, к примеру, по энергетической ценности равна куску жирной рыбы. С той лишь разницей, что гречневой крупе не приходится испытывать боль и муки.

По словам Александры, ее отношение к мясу в любой его ипостаси в корне изменило то, что она видела, когда гостила у сестры в Израиле. Девушка рассказывает, как она попала под обстрел, устроенный боевиками.

– На моих глазах люди превращались в то, из чего еще утром готовили завтрак. Теперь шашлык мне отвратителен, как человечина на вертеле. К тому же, когда не готовишь мяса, мыть посуду гораздо легче: тарелки не пачкаются трупным жиром, – объясняет свою позицию Александра.

Истории о страданиях бройлеров, которые из-за несоответствия костей массе постоянно сидят на скрюченных лапах, вовсе не мешают юристу Максиму Трифоненко наслаждаться вкусом куриного филе. По его мнению, несколько суховатое белое мясо хорошо сочетается с нежным сметанным соусом и отлично подходит для сытного обеда.

– Я не из тех, кто считает глазунью куриными эмбрионами. Употреблять в пищу мясо и яйца не просто естественно – необходимо. В них же содержится белок, а это главный стройматериал организма. Кстати, поэтому травоеды такие бледные и хилые, – подытоживает г-н Трифоненко, расправляясь с остатками курятины.

Родители не знают
Среди противников вегетарианства немало врачей. Диетологи уверяют: переедать, конечно, не стоит, но и отказываться от животных белков – себе дороже. Вегетарианство, по их мнению, приемлемо разве что для пожилых людей, чей рацион должен состоять из овощей и фруктов. А вот молодежь, злоупотребляющая водорослями и ягодами, рискует здоровьем своих будущих детей. Кроме того, веганы нередко заменяют мясо соевыми продуктами, которые далеко не лучшим образом влияют на память. Так, специалисты Оксфордского университета обнаружили, что у любителей соевого сыра мозговая активность снижается на 20%.

Впрочем, не всегда медики столь категоричны. Для отдельных пациентов вегетарианство, а то и сыроедение, становится эффективным средством при ожирении, гипертонии или недомогании на почве хронической сердечной недостаточности.

– Мы не просто жуем сою, а грамотно и сбалансированно питаемся, – готова поспорить с любым врачом Катерина, студентка одного из столичных вузов.

Для нее веганство не просто модное хобби, а жизненная позиция. В свободное от учебы время будущий экономист-международник рисует транспаранты: "Стань вегетарианцем!", "Есть корову не хочу, хочу арбуз и алычу!". Правда, фамилию Катя просила не называть: родители не разделяют прогрессивных взглядов дочери.

– Прессуют, как могут, – сетует она. – Мама, например, готовит только мясные блюда, так что приходится питаться в кафе или у друзей. Но отказываться от своих принципов потому, что холодильник забит трупами животных, я не намерена. В селах, чтобы куры быстро набирали вес, им скармливают остатки сородичей – рубленные куриные головы, лапы. Кабанов кастрируют – это ужасно. Почему есть котов или собак считается аморальным, а свиней, интеллект которых близок к собачьему, – нормой?

Активист веганского движения Никита Воронков уверен: сомнительная репутация веганства в Украине – результат нехватки информации.

– Многие боятся, что отказ от мяса плохо отразится на здоровье. Но ведь давно доказано: человеческий пищевод, который значительно длиннее, чем у хищников, не приспособлен для переваривания животной пищи. Остатки мяса в нас фактически гниют. Растительный рацион не только не вредит, но и делает человека более спокойным, уравновешенным. Все вегетарианцы – мирные люди. Посмотрите на Пола Маккартни, Натали Портман, Джилиан Андерсен. Сознательное веганство позволит лучше себя чувствовать, жить дольше. Также оно способствует решению проблемы истощения мировых ресурсов. Ведь есть морковь и свеклу самим гораздо экономнее, чем скармливать 80% овощных культур скоту, – рассуждает сознательный г-н Воронков.


Страх моркови

Менеджер благотворительных проектов Ирина Варшик – тоже веганка. Заменить мясо бобами она решилась из-за заболевания желудка.

– Меня с детства учили, что к животным нужно относиться хорошо: не таскать за хвост котов, не пинать собак. Но при этом абсолютно спокойно кормили свиными отбивными и телячьей вырезкой. Я никогда этого не понимала, хотя верила в стереотип, что будто бы отказ от мяса подорвет здоровье, – рассказывает Ирина. – Когда начались серьезные проблемы с желудком, решила: если для меня все равно ничего не изменится, зачем есть несчастных животных? В итоге уход от трупоедения не просто не повредил, а помог перебороть болезнь, выздороветь. Мой муж тоже практически не ест мяса и рыбы. Практически – это дома, – уточняет Ирина. – Но говорит, что старается не заказывать животную пищу и тогда, когда обедает в ресторане.

Детей у четы Варшик пока нет. Впрочем, Ирина уже решила, что, когда они появятся, воспитает их в соответствии со своей идеей:

– Бенджамин Спок, между прочим, тоже был веганом, – говорит она.

Однако для большинства мясоедов аргументы популярного автора книг о детском здоровье не столь убедительны. Например, по антивеганским форумам не первый месяц кочует эмоциональная иллюстрация, на которой бледная от страха морковь обливается горькими слезами: "Овощам больно – ешьте мясо!"

О чем думает корова, когда ее ведут на эшафот скотобойни, что вспоминает утка перед обезглавливанием – человек не знает. Не известно ему и то, насколько сознание вообще свойственно животным. Ресторанный едок, сорок минут ожидающий официанта с подносом, на котором нечто ароматное и сочащееся, думает о чем угодно, но не о том, что это нечто не так давно щипало травку, блеяло и, возможно, радовалось жизни.