Разделы
Материалы

Без попа: могут ли новые исполнители собрать полный зал и продать тысячи пластинок

Фокус выяснил, кто кроме «ВВ», «Океана Эльзы» и «ТНМК» сегодня способен стать хедлайнером фестиваля, собрать полный зал на сольном концерте и продать тысячи экземпляров нового диска

В США и Великобритании нет такого института, как министерство культуры. Коммерческой частью культуры и шоу-бизнеса занимаются министерства экономики и торговли. У нас о каких-либо прибылях могут говорить лишь единицы, а проблему отсутствия самобытных и талантливых исполнителей призвано решать Министерство культуры.

Не бизнес
Речь пойдет не о шоу-бизнесе. В противном случае все опять сведется к десятку гламурных исполнителей, чьи продюсеры будут жаловаться на затраты по раскрутке и изматывающий график корпоративов. За попытками обобщенно подойти к теме популярной музыки без внимания остается целый культурный пласт, на котором эта самая культура держится. Потому что, как бы того ни хотел глянец, "поющие трусы", ротация клипов и песни под сурдинку всегда будут лишь сопутствующим товаром.

Еще 5 лет назад 50% реализованной у нас музыкальной продукции принадлежало российским исполнителям, 30% – зарубежным и только 20 отечественным. Сейчас, после квот, введенных государством на радио и ТВ, доля зарубежной музыки выросла до 50%, а доля российской поп-музыки упала до 30. При этом наши исполнители по-прежнему занимают всего 20% рынка. Особую роль играет интернет: с каждым годом доля скачанной музыки в формате MP3 возрастает.

О пиратстве, в котором долго обвиняли нашу страну, речь уже не идет: большинство исполнителей сознательно выкладывают свои песни в сеть. "Каждый раз, записывая очередной альбом, мы сталкиваемся с одним и тем же, – жалуется Антон Слепаков, солист группы "И друг мой грузовик". – Нам все время говорят, что мы отличные музыканты, что мы прекрасно звучим и отменно записаны, но у нас слишком сложная музыка, что у нас нет хитов и мы не вписываемся в рамки музыкального сообщества". По примеру британцев Radiohead, днепропетровцы выложили свой новый альбом в интернет.

В таких условиях единственным средством заработка становится концерт­ная деятельность (преимущественно клубная), а выступление на фестивалях – единственным способом продемонстрировать свое мастерство нескольким тысячам слушателей.

Альтернатива
В 90-х годах в противостоянии попсы и рок-музыки соотношение сил изменилось. Рок окончательно дискредитировал идеалы 60-х и выродился. Ему на смену пришла так называемая альтернатива. Поэтому весь ворох незаклишированной, непричесанной продюсерами и не загнанной в стойла украинской музыки можно смело назвать альтернативой.

Любой альтернативной группе затруднительно дать жанровое определение. Среди них есть как тяжелые (например, львовская "Анна"), так и танцевальные, клубные (например, столичный "Бумбокс"). Большинство наших исполнителей широко используют этнические мотивы. С одной стороны, "ВВ", "Гайдамаки", "Мандры", "ТіК", в музыке которых фольклор украшает традиционную рокерскую подачу. Баян или аккордеон, ритмика полечки, ироничная или душевная лирика. С другой – "Даха Браха", которая в оригинальной манере декларативно исполняет украинскую народную музыку.

Гораздо проще классифицировать их по языковому признаку. Кроме украиноязычных и надеющихся на международный прорыв англоязычных исполнителей, у нас много русскоязычных коллективов в подавляющем большинстве из восточных областей страны. В четвертую категорию можно выделить инструментальные группы, "птичьи" (где текст не играет никакой роли, а голос – только один из инструментов) и этнические (или псевдоэтнические, как кому удобно). К последним можно смело отнести Катю Chilly.

Заграница нам поможет
Нет пророка в своем отечестве. Местные меломаны давно трансформировали это изречение в "Нет рока в своем отечестве". Так уж исторически сложилось, что многие наши коллективы с энтузиазмом выступают в России, главным образом в Москве и Питере. И что характерно, добиваются там признания. "Океан Эльзы", "ВВ" и некоторые другие наши звезды красовались на обложках глянцевых российских журналов. Только отраженные от соседской стенки, украинские группы приобретают необходимое для существования уважение и авторитет у местного слушателя. "Ваши группы находятся вне российского мейнстрима, – сказал Фокусу питерский журналист, менеджер компании "Му-Ви" Игорь Золошев. – Нам совершенно безразлично, что они поют на другом языке и используют в музыке экзотические мелодии, главное, они обладают необходимой специфичностью, уникальностью".

Смена
Фокус
Группа Название
1. Esthetic Education
2. НеГрузовики
3. ДахаБраха
4. Перкалаба
5. Бумбокс
6. Крихітка Цахес
7. Тік
8. Димна Суміш
9. Fleur
10. Мёртвые груши