От Петра Алексеевича до Петра Алексеевича. От девичьего монастыря до пушечного двора и храма современного искусства — таков путь киевского Арсенала
Настойчивое внимание первых лиц Украины и России. Их стремление переплюнуть Европу, не сходя с места. Грандиозные планы, долгие стройки, говорящие пушки, кричащие музы. Несколько веков длится история, превратившая территорию Вознесенского девичьего монастыря в "Мыстецький арсенал". Ее каменному воплощению — сохранившейся по сей день старой крепости исполнилось 230 лет.
Мы мирные люди. Несмотря на желание властей использовать Арсенал в мирных целях, с конца XIX ст. и до начала XXI ст. в нем всегда было место для оружия
Свято место пусто не бывает. Самое свежее тому подтверждение дал президент Петр Порошенко. В здании "Мыстецького арсенала" разместился предвыборный штаб на тот момент фаворита избирательной гонки. А потом состоялся тронный банкет. После инаугурации новый гарант пригласил гостей в старую крепость и щедро угостил украинскими натурпродуктами — домашней колбасой, рыбой, салом, виноградом, яблоками, коньяком, водкой, шампанским.
Сам Петр Алексеевич в стенах Арсенала символизировал ход истории, ее способность сворачиваться в кольца и гипнотически улыбаться. Старая крепость началась с другого Петра Алексеевича — Великого. Российский император когда-то положил глаз на девичий Вознесенский монастырь, расположенный напротив Киево-Печерской лавры. И решил устроить на его территории пушечный двор. Пушек на Руси, как и пороха, по мнению царя, всегда было "зело мало". Прозвище нынешнего президента — Порох в этом свете как минимум интригует. Как и его заявление: "Я хочу не войны, а мира". Параллелей с латинским высказыванием "хочешь мира, готовься к войне", которое часто слышали из уст Петра Великого, не увидит разве что слепой пацифист.
Именно как место, где Российская империя будет готовиться к войнам, был задуман киевский Арсенал. При этом в его судьбе поучаствовали несколько выдающихся дам.
Петра творенье
Первой женщиной, приложившей царственную руку к появлению Арсенала в Киеве, была императрица Елизавета Петровна. Любительницу светских развлечений и роскошных нарядов обожали военные. За щедрые субсидии и внимание к жизни солдат (Елизавета посещала казармы и лично следила за выполнением своих указов) служивые охотно поддерживали ее в дворцовой политике. Указ 1750 года о сооружении в Киеве большого "магазейна" (арсенала) — не только воплощение в жизнь мечты Петра, но и очередной отклик самодержицы на просьбы приближенных офицеров. Решая вопрос о создании арсенала, Елизавета настаивала на его масштабе: "Магазейн такой обширности потребует, чтоб в случае нужды вся полевая и осадная артиллерия могла вместиться".
Вплотную к реализации проекта приступили лишь через 34 года после высочайшего указа. Здание киевского Арсенала было заложено в 1784-м. До того он существовал как Печерская (старая) крепость — склад для оружия и амуниции на территории бывшего Вознесенского девичьего монастыря.
Есть Порох. Президентский банкет в царских стенах — событие глубоко символичное
От монахини до призрака один храм
Еще по приказу Петра I монахинь во главе с игуменьей Марией Магдалиной переселили на Подол. По слухам, было много недовольных. Вознесенский монастырь слыл местом богатым — его спонсировал сам гетман Мазепа, сын Марии Магдалины. Мощный патронат, менеджерский талант игуменьи и Киево-Печерская лавра напротив обеспечивали Вознесенке устойчивое процветание. По одной из версий, Мазепа, курировавший киевскую фортификацию и опасавшийся обострений в отношениях с российскими властями, буквально заставил мать переехать. Слухи о недовольных монахинях переросли в легенды о недовольных призраках. Отчасти эти легенды подпитаны результатами раскопок в подземельях Арсенала. Археологи обнаружили в казематах крепости могилы послушниц из Вознесенки. Предположительно одно из погребений принадлежит Марии Магдалине. Как игуменья со своими духовными дочерьми оказалась на старом месте, если должна была покоиться на кладбище Флоровского монастыря на Подоле, — загадка. Мистически настроенные краеведы считают, что перенеслась после смерти, тоскуя по каменной Вознесенской церкви. Храм строили под непосредственным руководством Марии. Почти до конца XVIII века он служил Арсеналу верой и правдой.
Правильный план
Конец церкви положил визит следующей дамы, с именем которой связано рождение Арсенала. Речь идет о Екатерине Великой и ее "Положении о Киевской арсенальной команде". Документ вдохнул новую жизнь в проект.
В 1787 году императрица навестила Киев. Подивившись грамотной фортификации Печерской крепости и количеству пригородов, высочайшая гостья самого города так и "не могла доискаться". С помощью двух генералов (Миллера и Шувалова) Екатерина разработала новый "правильный план" киевского градостроительства. Здание "магазейна", которое только начинали возводить, было отмечено в нем особо. Императрица нежно назвала его своим "фарфоровым Арсеналом", выдала пару ценных указаний строителям и поручила столичным архитекторам создание подробного макета. По слухам, этот макет видел в Петербурге венесуэльский политик Франсиско Миранда и был поражен "соразмерностью и великолепием" всех его деталей.
Вознесенскую церковь решили разрушить. На ее месте под руководством того же Ивана Миллера поставили новое здание из светло-желтого — "фарфорового" — местного кирпича. В Киеве появился первый архитектурный шедевр в стиле классицизма. "Против Врат Лаврских красуется двухэтажное величественное своею простотою здание Арсенала, кругом здания устроены очень красивые группы из пушек и пирамиды из ядер", — записала в дорожном дневнике императрица. Отметив изысканные рустики и прочую архитектурную красоту, самодержица утратила интерес к объекту. И тем самым положила конец "бабьему веку" в истории киевской крепости номер один. Строительство заканчивал Павел I, широким жестом отсчитавший крупную сумму на завершение работ. 25 мая 1803 года военные и мастера киевского Арсенала могли бы шумно отпраздновать последний день строительства Печерской крепости и свой переезд в новые стены двухметровой толщины.
На войне как на войне
До Первой мировой Арсенал исправно удовлетворял милитаристские нужды страны. Строгая военная иерархия: в начальниках — генерал, в солидных чинах — офицеры. Армейская дисциплина в рядах оружейников. Растущий престиж завода и хорошая, по местным меркам, оплата труда. XIX век — звездный час "магазейна", прославившегося, как и мечтал Петр I, на всю Европу. Здесь изготавливали и ремонтировали пушки, делали холодное оружие, снаряды, шили военную амуницию. Поводов проверить продукцию Арсенала на крепость хватало. Борьба с наполеоновской Францией, войны с Турцией и Ираном, присоединение Финляндии и Северного Кавказа, участие России в Греческом восстании 1821-го. Киевские "гарматы" сыграли не последнюю роль в Бородинской битве, их высоко ценил полководец Михаил Кутузов.
Вкладу арсенальцев в победу на русско-турецких фронтах даже поставили своеобразный памятник. В 1833-м "для устрашения всякаго врага" у стен завода появились шесть пирамид из трофейного турецкого оружия. Выращенные стараниями четырех (от Петра до Павла I) императоров, местные оружейники получали награды на международных выставках. "Приятно пройтись по обширным залам, из которых два с лишком по семидесяти сажен: их поддерживают тридцать шесть столбов, которые, как и стены, кругом унизаны оружием: одних ружей восемьдесят тысяч", — писала дама, впечатленная экскурсией по заводу.
Ломать и строить. Новым культурным измерением старый Арсенал обязан экс-президенту Украины Виктору Ющенко
Конец истории
Сохранить все это на века не получилось. К 1909 году Печерская крепость утратила свою оборонительную функцию. Тремя годами позже на территории завода был построен корпус в стиле модерн, который по сей день красуется на улице Московской. На заре XX века — неслыханное легкомыслие. Никакого модерна на объекте стратегической важности быть не должно. Появление модного здания означало безоговорочную капитуляцию старой крепости перед наступлением нового века. И конец военного могущества Арсенала.
Виной тому были не только новые веяния, но и бестолковый менеджмент. Противоречивые указания сверху (Арсенал подчинялся напрямую Петербургу), воровство снизу, желание сэкономить на содержании рабочих (на заводе широко использовался детский труд) — все это постепенно подкосило толстостенное имперское детище. Из Питера один за другим сыпались указы о переориентации "магазейна" на изготовление станков и фабричных машин и о спешном переучивании мастеров в специалистов широкого профиля. Не желая выполнять унизительные распоряжения, Арсенал покидали квалифицированные офицеры. Роковой 1917-й застал предприятие не в лучшем виде. Во время Октябрьского переворота завод переходил из рук в руки — хранившиеся в нем запасы оружия не давали покоя ни красным, ни белым. После установления советской власти в здании обосновался оборонный завод, занимающийся починкой артиллерии, изготовлением сельхозтехники и бытовых товаров. Ходили слухи о запасах оружия, хранившегося в казематах Арсенала. Возможно, именно эти запасы окончательно и погубили дело. В 1941 году, во время взрыва Успенского собора, юго-восточная часть завода была полностью разрушена. Говорят, сдетонировали боеприпасы, те самые, секретные.
Служу Советскому Союзу
Переориентированный после Великой Отечественной на изготовление оптики (знаменитый на весь СССР фотоаппарат "Киев" делали в Арсенале), приборов навигации и других полезных вещей, завод немного послужил развитому социализму и по прямому назначению. В 1962-м предприятие перешло на ремонт ракет и изготовление оборудования для космонавтики. Здесь чинили противотанковые управляемые снаряды, радиолокационные станции и приборы управления зенитным огнем. При поступлении на работу все подписывали договор о "неразглашении", за нарушение условий которого полагался расстрел. Территорию охраняла смена в 30 вооруженных стрелков. В царских стенах кипела таинственная жизнь секретных лабораторий. Престиж предприятия рос, сотрудники получали нестыдные зарплаты, в засекреченных цехах ковались суперценные местные кадры.
Новый ренессанс Арсенала закончился так же тривиально, как и первая волна его славы. Говорят, однажды персоналу выдали по отгулу и посоветовали не выходить на работу. Правительственная комиссия стала изучать вопрос о признании передовика оборонной промышленности банкротом. На дворе был 2003 год.
Новая жизнь на новом посту
Через три года на здание внимательно посмотрел экс-президент Украины Виктор Ющенко. Результатом стали новые мечты о "европейском уровне" — на этот раз культурном. 22 мая 2006-го президентским указом старая крепость превратилась в новый Арсенал — "Мыстецький".
Стеклянные заводские мансарды пошли на слом. Крышу завода и водосточные трубы по-богатому покрыли медью. Пока формировалось новое лицо столицы, эта медь спасла от голодной смерти сотни бездомных. За килограмм цветного металла в сезон можно было выручить около 50 гривен. С желающими поживиться за счет крыши "самого амбициозного культурного проекта Украины" охрана не справлялась. "Медные короли" научились обезвреживать даже камеры видеонаблюдения, установленные в мертвых зонах бывшего завода. Пока снаружи бурлила реальность нулевых, внутри Арсенала экспонировалось актуальное искусство. Название первой же выставки — "З глибин" сшило оба пространства в единую картину украинской действительности. С тех пор так и повелось. В "Мыстецьком арсенале" кипит культурная жизнь. У его стен ночуют бездомные и просят подаяние лаврские нищие. В общем все, как в жизни.
Лариса Даниленко, Фокус