Среди ясного неба. Репортаж с места катастрофы малайзийского Боинга-777
В годовщину крушения малайзийского Боинга-777 корреспондент Фокуса побывал в тех местах, куда упали обломки лайнера
Пресс-центр так называемой Донецкой народной республики отказал нескольким украинским СМИ в аккредитации с формулировкой "до особого распоряжения правительства". Мне повезло чуть больше: я въехал на неконтролируемые Украиной территории за неделю до ужесточения правил. Паспорт с киевской пропиской на территориях "республик" уверенности в себе не прибавляет. На одном из первых блокпостов, услышав, что я журналист из Киева, аж присвистнули от неожиданности.
— Из Киева? — заметно оживился бородатый автоматчик. — Сейчас будем разговаривать.
Взяв в руки паспорт, он медленно перелистывал страницы, подолгу изучая каждую запись.
— Ну и как впечатления? — поднял взгляд на меня.
— Да вот для того и еду, чтобы все увидеть своими глазами.
Бородач молча вернул паспорт. Осмотрев багажник, бросил:
— Езжайте.
Схема падения малайзийского лайнера. Обломки обнаружены возле трех населенных пунктов, в которых побывал наш корреспондент
Город
Донецк. Сначала мне кажется, что здесь мало что изменилось: прохожие, транспорт, рестораны и магазины — все как будто на месте. Но уже в километре от центра город выглядит опустевшим. На некоторых улицах закрыты практически все магазинчики, аптеки и банки. Даже одинокие прохожие попадаются не часто. Народ собирается разве что на остановках — троллейбусы и маршрутки ходят исправно, но редко.
Чем ближе к аэропорту, тем больше поврежденных обстрелами домов. Частично разрушенные здания есть и в других районах. Рабочие коммунальных служб в оранжевых жилетах перемещаются группами — то тут, то там они наводят чистоту на пустынных бульварах и в парках.
Каждый вечер эхо разносит по городу глухие звуки. "Может, миномет, а может, и орудие", — рассуждает парень, сидя с подругой на скамейке в парке. Вокруг — многоэтажки, и определить источник звука практически невозможно. Иногда канонада усиливается и мешает уснуть по ночам. Тревожней всего на рассвете, когда снаряды начинают разрываться в городе.
Повсюду непривычно много людей в камуфляже: они ходят по улицам, водят машины, сидят в ресторанах и занимают очереди в магазинах. С одиннадцати вечера до утра в Донецке комендантский час. По улицам перемещаются патрули, а такси останавливают на блокпостах между районами — проверяют, кто, откуда и куда едет в ночное время.
"Тела, багаж и личные вещи падали прямо во дворы"
На следующий день меня разбудил телефонный звонок: знакомый донецкий таксист сообщил, что в полпятого был обстрел, предложил выехать на место. Еду. Полуразрушенный дом в Киевском районе — в паре километров от знаменитого донецкого аэропорта. Снаряд пробил огромную дыру в стене. Дом населен в основном пенсионерами. Чудом никого из них не задело.
— Что те, что эти — все уроды! Одни стреляют из города, другие обстреливают в ответ, — в отчаянии кричит пожилой мужчина.
Он стоит в клубах пыли посреди того, что еще несколько часов назад было имуществом его семьи, и пытается вытащить из кучи свежего хлама какой-то предмет. Затем бросает это занятие, обводит взглядом журналистов и выдает:
— Это прекратится, когда Россия перестанет поставлять сюда оружие. Оно здесь в ларьках не продается.
— Тише ты, уймись, — успокаивает его жена.
Она опасается, что супруг, разгорячившись, наговорит лишнего. Между тем несколько иностранных журналистов, заинтересовавшись, подходят поближе.
— Он сейчас не в себе, не обращайте внимания, — просит их женщина.
Мужчина умолкает и вновь принимается разбирать завал из вещей, искореженных взрывом. Смотреть на чужую беду тяжело, да и цель поездки у меня иная — посетить места падения боинга. Именно так — места, а не место, потому что обломки лайнера упали возле трех населенных пунктов.
Рассыпное. Кабина
Кабина самолета была найдена возле поселка Рассыпное
Дорога до Тореза — это час езды на автомобиле. На выезде из Донецка пересекаем несколько блокпостов. Боевики заняты своими делами, кажется, проходящий транспорт почти не замечают. На самом деле угрюмо всматриваются в салон и провожают взглядом.
На трассе за городом выдыхаю с облегчением. Летом в этой части Донбасса очень живописно: мимо проносятся поросшие зеленью терриконы, пруды, желтые поля пшеницы, уходящие за горизонт. После Тореза дорога ощутимо хуже — автомобиль движется со скоростью черепахи, объезжая выбоины и ямы. Но это не последствия боев — местные дороги, как это часто бывает в украинской глубинке, много лет не ремонтировали.
Еще несколько малолюдных поселков, поля, брошенные полуразвалившиеся постройки посреди пустырей— и мы на месте. Поселок Рассыпное. Год назад над ним был сбит лайнер рейса MH17. Тела, багаж и личные вещи падали прямо во дворы. На окраину Рассыпного упала и кабина самолета.
Бывший глава поселкового совета Рассыпного Олег Мирошниченко вспоминает:
— Я выехал на место буквально сразу. Летчик находился в кресле, пристегнутый ремнями. Остальные тела были разбросаны рядом.
Мы беседуем на детской площадке возле клуба. У здания местной администрации бывший председатель чувствует себя неуютно — чиновника сместили с должности за неделю до нашей встречи. Бывший горный инженер Мирошниченко руководил селом тринадцать лет.
— Сейчас власть взяли военные, — коротко поясняет он.
Оглядываясь по сторонам, Мирошниченко говорит, что не сумел найти общего языка с новыми властями в районном центре Торезе. Конфликт возник из-за его инициативы установить памятный знак на месте падения кабины боинга.
— На сорок дней после катастрофы я предложил установить крест. В районе меня не поддержали — сослались на то, что в самолете были люди разных вероисповеданий и православный крест будет неуместен, — вспоминает Мирошниченко, сидя на лавочке напротив детских качелей и горок.
Но крест все-таки установили.
— Как только крест появился, люди понесли цветы и мягкие игрушки. Место памяти нужно самим людям — тяжело такое держать в себе. Многие из местных не оправились до сих пор, — сложив руки на коленях, тихо говорит бывший чиновник.
— Некоторые СМИ обвинили местных жителей в том, что они забирали ценные вещи себе. Были такие случаи? — спрашиваю я.
— В жителях Рассыпного я уверен. Если в первые минуты кто-то что-то и подобрал, то потом наверняка вернул в организованные МЧС пункты сбора, — уверяет Мирошниченко, вздыхает и продолжает: — Дело в том, что буквально через пару часов сюда съехалось очень много людей, даже казаки из Луганской области приехали. Гарантировать, что никто из пришлых ничего не увез, я не могу.
Бывший председатель вновь оглядывается, разводит руками и дает понять, что разговор окончен.
Петропавловка. Осколки
Передняя часть фюзляжа возле поселка Петропавловка
Глава поселка Петропавловка Наталья Волошина встречает нас на крыльце здания местной администрации. Ровно год назад с этого же места она наблюдала, как огромный лайнер разваливается на куски.
— Если честно, то я тогда очень испугалась, что обломки летят прямо на село, — медленно подбирая слова, говорит Волошина.
Вспоминая год, прошедший с прошлого июля, она как будто сдерживает рыдания.
— Да простудилась я, горло болит,— отмахивается Волошина от дальнейших расспросов, не желая выдавать свои эмоции.
Проходим в ее кабинет, заставленный фикусами в человеческий рост. Рабочий стол украшает необычный предмет. Его нижняя часть — стеклянный куб, в верхней — металлической — угадываются две человеческие фигуры, протянувшие друг другу руки. Этой композицией Волошина гордится — ее в знак благодарности вручил глава группы голландских экспертов, исследовавших место катастрофы.
Спустя неделю после падения малайзийского боинга в Петропавловке начались боевые действия. По словам Волошиной, бои в округе не прекращались более пяти месяцев.
— За это время у нас были сильно повреждены более 40 домов, многие жители выехали, — констатирует женщина.
Сама она тоже оказалась в сложной ситуации: не ушла с должности после установления "ДНР".
— На территории Украины меня объявили предателем, — она закрывает лицо ладонями.
— Но вы же могли уйти, уехать, в конце концов?
— Я не могла уехать, я ответственна перед жителями Петропавловки. Кто-то должен был организовывать подвоз продуктов, лекарств, ремонтировать электросети и восстанавливать подачу воды. Я больше года не виделась со своей матерью, живущей на неоккупированной территории. Там же живет и учится моя дочь, которая на себе испытала пренебрежительное отношение к переселенцам из Донбасса.
Пока Волошина произносит свой эмоциональный спич, мой взгляд непроизвольно останавливается на двух флажках "ДНР" у нее на столе— рядом с подаренной голландцем скульптурой.
Грабово. Хвост
Хвостовая часть самолета найдена возле поселка Грабово
Глава местной власти в селе Грабово Владимир Бережной на встречу приезжает не сразу. Пока мы ждем его у въезда в село, рассматриваем табличку, прибитую к столбу в поле у дороги:
Остановись и помолись,
почувствуй бег минут,
здесь боинг пал…
И в страшный миг он чью-то
жизнь забрал.
Вскоре появляется автор. Из разговора выясняется, что бывший водитель-дальнобойщик, поклонник Владимира Высоцкого Бережной иногда тоже берет в руки гитару. Вместе направляемся в здание поселкового совета.
— В Грабово, слава богу, сейчас тихо, — с видимым удовлетворением говорит Бережной и усаживается в кресло.
Над его головой на самом видном месте в кабинете — портрет Тараса Шевченко.
— А что было осенью, зимой? — интересуюсь я.
— Линия фронта здесь недалеко проходила. До Никишино — 10 километров, до Дебальцево — 20. К нам прилетело только три снаряда. Никто не пострадал.
Глава поселкового совета уверяет, что Грабово уберег от жертв своевременно проведенный крестный ход.
— Люди видели, что хвост самолета падал в направлении села. Над поклонным крестом, установленным на въезде, обломок развернула какая-то сила, — активно жестикулируя, Бережной показывает, как невидимая стена защитила жителей Грабово.
Такой же версии придерживается и настоятель местной православной церкви отец Сергий. Высокий бородатый мужчина, опоясанный тесьмой, явно рад гостям.
— За четыре дня до падения боинга мы провели крестный ход — в том месте, где установлен поклонный крест. Это и спасло, — безапелляционным тоном говорит священник.
Мы стоим на пригорке у церкви, ее двери распахнуты. Священник торжественно объясняет, что отныне крестный ход 17 июля станет ежегодной традицией. Говорит, что формат панихиды он долго обсуждал с местным церковным начальством. Те решили, что панихида должна быть посвящена упокоению душ всех жертв войны, в том числе и авиакатастрофы.
— Пассажиры этого самолета тоже погибли из-за войны. Так получается, — присев на скамью, добавляет священник.
"Как только крест появился, люди понесли цветы и мягкие игрушки. Место памяти нужно самим людям — тяжело такое держать в себе"
Тут же пускается в воспоминания прошлого года, когда он вывозил дочь из-под обстрелов в Горловке. Долго рассуждает о войне и мире. Внезапно делает вывод: виноваты во всем американцы, дескать, это они рассорили народы.
— А как же Россия? Не считаете, что есть огромная доля ее ответственности? — мягко возражаю я.
— Я могу о церкви сказать. Православная церковь — это та организация, которая стремится к миру, — слегка прищурившись, меняет тему священник.
До встречи
Те жители Грабово и Рассыпного, с которыми удалось пообщаться, верят в то, что боинг сбил украинский истребитель. Этот мифический истребитель — что-то вроде летающей тарелки, которую видели все, но по-разному. Бывший мэр Рассыпного, например, уверяет, что военный самолет выглядел как "блестящая маленькая птица высоко в небе". Грабовский же священник заверил, что истребителей было два, и один из них был сбит неподалеку сепаратистами.
— Мне тем вечером позвонил брат. Сказал, что катапультировавшегося летчика задержали шахтеры, — заговорщическим тоном сообщил отец Сергий.
— Если истребитель упал недалеко, то его должны были найти. Кто-нибудь нашел то, что от него осталось? — пытаюсь прояснить ситуацию.
— Ну это так люди говорили… Я лично не видел, — поникает батюшка.
Так или иначе версии местных жителей отражают официальную линию, принятую властями "ДНР". К Украине здесь относятся по-разному, часто ругают украинских военных, президента и премьера. Не понимают местные жители и смысла экономической блокады, клянут пропускную систему и долгие очереди на блокпостах.
За прошедший год на место падения самолета приезжали трое родственников погибших пассажиров: двое из Голландии и один из Австралии. Многие иностранцы боятся ехать из-за неясного статуса "ДНР" и продолжающихся боевых действий. Недавно одна голландская семья написала жителям Грабово письмо. Его привез с собой голландский журналист.
— Там было сказано, что родственники жертв чувствуют связь с нами — местными жителями, потому что мы последние люди, которые видели их близких. Ведь останки в Голландию привезли в закрытых гробах, — рассказал Владимир Бережной.
— Вы готовы с ними встретиться?— уточняю.
— Мы готовы. Пусть приезжают. Им это нужно даже больше, чем нам — очевидцам катастрофы.
По пути из Грабово я думаю о том, согласятся ли родственники трех сотен людей, летевших тем злополучным рейсом, с версией событий, на которой настаивают местные жители. Вряд ли. И, возможно, именно поэтому важно, чтобы такая встреча когда-нибудь состоялась.
Фото: Getty Imades
Инфографика: Александр Шатов