Украинцы весьма терпеливы. Но это обоснованное психологической наукой и в общем-то неплохое качество народа начинает иссякать
13 января по столичной улице Грушевского, мимо Кабмина и Верховной Рады, потянулась колонна из полсотни УАЗов. Их владельцы, обязанные теперь платить 1800 грн. транспортного сбора вместо прежних 240 грн., жали на клаксоны. Транспаранты на капотах гласили: "Нет – грабительскому транспортному сбору!", "Нет Евро-2012 за наш счет", "Нет – повышению транспортного сбора! Да – повышению акциза на топливо!" (этот лозунг предполагает, что много платить должны те, кто много ездит, а не те, у кого большая машина). Вскоре вице-премьер Александр Турчинов пообещал, что сборы будут снижены. Но пока этого не случилось, и автомобилисты готовятся к повторной акции.
В легкой форме
По их замыслу, 5 февраля несколько сотен машин создадут непролазный затор на подъездах к резиденциям власти. Ничего более радикального протестующие предпринимать не собираются. Для всех участников автошествия уже распечатаны правила поведения: быть кристально трезвым, не нарушать ПДД, на провокации не поддаваться.
– Это же мирная акция. Ее цель – привлечь к своей проблеме внимание властей, заявить о своей позиции, – объясняет Фокусу координатор мероприятия Максим Збаражский. На вопрос о готовности действовать жестче, если власть проигнорирует демонстрацию, г-н Збаражский отвечает осторожно: мол, поживем – увидим.
Протестное движение в Украине набирает обороты медленно, как мотор старого "бобика": кухонные митинги все еще популярнее массовых пикетов. Мини-бунты остаются практически незамеченными. Например, в Харькове несколько парней, оставшихся без работы и без денег, разбили на площади палатку и объявили голодовку, а небольшая группа предпринимателей, недовольная некоторыми постановлениями Кабмина, перекрыла центральную улицу, но не полностью – чтобы транспорт не остановился.
В отличие от европейцев с их дымовыми шашками и коктейлями Молотова, украинцы к протесту подходят изобретательно. В этом месяце в Луцке прошла акция "Нет кредитному рабству!" в виде автопробега по улицам города. Полсотни горожан, отягощенные кредитной кабалой, передавали руководителям волынских филиалов банков свои требования: запретить повышение кредитных ставок, отменить начисление пени, штрафные санкции и т.п. Ранее представитель крымских промышленников и предпринимателей Александр Баталин призвал правительство АРК "реально решать проблемы" промышленников, возникшие в связи с экономическим кризисом, пообещав, что в противном случае заводчане с фабрикантами "загудят".
– На каждом предприятии сирены есть. Будем включать их! – припугнул Баталин.
Несмотря на "протестный креатив", у нас недовольство выражают аккуратно, без нажима. Столичные медработники, требующие погашения двухмесячной задолженности по зарплате, бастовали всего полчаса – 28 января с 11:00 до 11:30 врачи оказывали помощь лишь тем, кому она жизненно необходима. А более 70 львовских дальнобойщиков, которые не в состоянии погашать кредиты по повышенным ставкам, пытались обратить на себя внимание, курсируя по объездной дороге.
Социологический опрос, в конце декабря проведенный Центром им. Разумкова, показал, что к "участию в незаконных формах протеста, связанных с силовыми или насильственными действиями", готовы лишь 10,8% граждан Украины. При этом 4,6% опрошенных готовы создавать вооруженные формирования. Социальный психолог Олег Покальчук считает это тревожным показателем, однако советует разделять намерения и действия. Он говорит, что у нас многим свойственно изображать бунтаря, но на деле проявить себя готов далеко не каждый. Г-н Покальчук категорически убежден: украинцы не последуют примеру балтийцев или болгар, громивших полицейские микроавтобусы.
– Люди могут объединяться в протестном движении по дополнительному признаку, например, из-за повышения налогов, если уже существует первичный признак объединения. Балтийцы, болгары, греки ощущают себя одним целым. А украинцы – нет, – объясняет психолог.
Главный научный сотрудник Института социальной психологии Алена Дольченко тоже уверена, что бунтам в Украине не быть: в стране нет гражданского общества – такого, как в Европе.
– Украинцы разобщены, - говорит психолог. – И оранжевая революция, а вернее, ее итог лишь усугубили ситуацию. Такая революция больше не повторится. В людях был колоссальный заряд энергии, который оказался невостребованным, нереализованным, и это вызывало апатию и разочарование.
Брезгливость без злобы
Преподаватель Херсонского государственного университета Ольга Левченко, как и ее коллеги, не знает, что станет с доходами в ближайшем будущем: по слухам, снимут доплату за стаж, повысят подоходный налог, зарплату усреднят, а недоданное вернут после – неизвестно когда.
Ситуация отягощается ростом цен и повышением коммунальных тарифов (при том, что в Херсоне, как и во многих других городах, горячей воды нет вовсе, а холодная подается по расписанию, несколько часов в день). Однако штурмовать мэрию Ольга Васильевна не собирается.
– У меня нет злобы на правительство. Скорее брезгливость к его поступкам, – объясняет преподаватель.
Она допускает: если бы граждане уважали власть, то и поднятие налогов восприняли бы с пониманием.
Директор Международного института соционики Александр Букалов считает, что бунта в стране не случится: украинцы по своей ментальности спокойнее балтийцев. И в качестве примера вспоминает прошедшую в Киеве акцию протеста предпринимателей возле Кабмина, которая окончилась тем, что к митингующим вышел Турчинов, пообещал разобраться и попросил успокоиться. Все разошлись.
Г-н Букалов тоже полагает, что в Украине нет сплоченного общества. Тот же закон о повышении транспортного сбора коснулся тысяч автомобилистов, а в акции приняли участие лишь несколько десятков. Если верить соционике – чтобы разозлить, например, американцев (преобладающий психотип – деловая логика), их достаточно обделить. А вот чтобы разгневать украинцев (преобладающий психотип – этика отношений), нас нужно обидеть.
– Поэтому государство может затягивать лямку сколько угодно – экономический пресс население будет терпеть, пока власть не начнет применять силовые методы, – подводит итог г-н Букалов.
Как бунтует мир Греция, Афины, Солоники. Декабрь 2008 г. Причина: афинский полицейский застрелил 15-летнего подростка Действия: протестующими сожжены десятки банков, магазинов, несколько полицейских участков и 12 автомобилей; обстрелян микроавтобус со спецназом Задержаны: 100 человек Итог: министр внутренних дел Греции подал в отставку | |
Россия, Владивосток. 21 декабря 2008 г. Причина: недовольство повышением пошлин на подержанные иномарки Действия: протестующие подписали письмо президенту и собрались на несанкционированный мирный митинг, который разогнала милиция Задержаны: более 60 человек, в т.ч. журналисты и случайные прохожие Итог: отсутствует | |
Латвия, Рига.недовольство парламентом, требования его роспуска Действия: перевернули полицейский микроавтобус и три машины военной полиции Задержаны: 126 человек Итог: $100 тыс. ущерба. Премьер-министр Ивар Годманис заявил о готовности уйти в отставку 13 января Причина: | |
Болгария, София. 14 января Причина: недовольство низким уровнем жизни Действия: во время уличных акций протеста полицию забрасывали камнями.Разбит полицейский автобус и несколько патрульных машин, разбиты витрины магазинов. 5 полицейский ранены Задержаны: 53 человека Итог: отсутствует | |
Литва, Вильнюс. 16 января Причина: недовольство готовящимся повышением налогов и сокращеним зарплат Действия: здание парламента забросали помидорами, яйцами и булыжниками, демонстранты пытались прорваться внутрь Задержаны: 150 человек Итог: $90 тыс. ущерба. Власти пересматривают антикризисную программу. Премьер-министр заявил, что правительство «перегнуло палку». Депутатам и министрам сократили зарплату | |
Исландия, Рейкьявик. 20 января Причина: экономический кризис Действия: протестующие с плакатами «Гейр бесполезен» (Гейр Хорде – премьер-министр) били в барабаны, стучались в окна, бросали в полицейских йогурты и снежки. Полиция применила слезоточивый газ Задержаны: 13 человек Итог: Правящая партия согласилась на досрочные выборы |