Разделы
Материалы

"Бунтуй, кохай, права не віддавай! Слава Україні!" Как в Киеве прошел "марш равенства"

Милан Лелич
Фото: novosti.ohorona24.com.ua

Шумиха вокруг "марша равенства" оказалась намного масштабнее самой акции

"Безпека людини – розвиток країни!" - скандирует колонна участников "марша равенства", который многие по традиции называют "гей-парадом". Среди нескольких сотен участников акции выделяются молодые люди в яркой одежде с разноцветными волосами, хотя большинство демонстрантов одеты совершенно обычно. Внешне действо очень отличалось от аналогичных мероприятий в других странах – никаких перьев, кожаных костюмов и подобной атрибутики.

Участников акции сопровождали тысячи полицейских и бойцов Нацгвардии. После Евромайдана такое количество правоохранителей в центре Киева лишь изредка можно видеть во время масштабных акций протеста под парламентом. На каждого участника марша проходилось минимум трое-четверо сотрудников МВД. Все подходы к парку Шевченко и площади Льва Толстого были перекрыты железными заборами, на входах стояли рамки металлоискателей, невиданная вещь для украинских массовых акций.

Подобные меры безопасности были необходимы в свете той шумихи в СМИ, которая началась за несколько недель до события. Чаще всего медиа цитировали пресс-секретаря Правого сектора Артема Скоропадского, который заявил, что проведение "марша равенства" спровоцирует "кровавую кашу" в столице.

Фото: korupciya.com

Аналогичные мероприятия в Киеве проходили и раньше. Впервые "марш равенства" попытались провести в 2012 году, но к месту проведения акции на киевской набережной загодя пришли несколько сотен украинских правых – и организаторы решили все отменить. В следующем году марш все же состоялся, но далеко от центра, на проспекте Победе. Несколько десятков активистов прошли пару сотен метров и разошлись – оппоненты, очевидно, просто не успели сорвать мероприятие. В 2014-м проведение марша не нашло понимания у столичных властей и МВД, мэр Киева Виталий Кличко заявил, что "сейчас не время для веселья", а правоохранители не были готовы обеспечить безопасность. Потому марш опять отменили. В прошлом году место проведения акции (на Оболони) организаторы старались держать в тайне до последнего, но представители правых организаций все равно все узнали, и напали на участников шествия – в результате десяток раненых, один правоохранитель едва не погиб от ранения в шею.

В этом году в поддержку "марша равенства" высказались ряд общественных и политических деятелей, не принадлежащих к ЛГБТ-сообществу. Организаторы акции подчеркивали, ее главная цель – не карнавальное шествие людей с нетрадиционной ориентацией, а привлечение внимания к проблемам, с которыми эти люди сталкиваются в повседневной жизни: дискриминация на учебе и работе, невозможность получить наследство после смерти партнера, незакрепленное право на совместное имущество и т.д. Именно потому акцию корректнее называть "маршем равенства", ведь ее задача – добиться равных прав и безопасности для всех граждан. Кроме того, организаторы и сторонники проведения марша апеллировали к закрепленному Конституцией праву граждан проводить любые мирные акции.

Фото: Роман Кравец/Ольга Ситник

Их оппоненты из Правого сектора, УНА-УНСО, других правых и ультраправых организаций, "внеорганизационные" консерваторы и националисты, представители крупных церквей апеллировали к тому, что такой марш – это в первую очередь пропаганда гомосексуализма, а такими темпами в перспективе дело дойдет и до легализации однополых браков, что, по мнению правых, уже совершенно недопустимо.

Обе стороны перед маршем хвастались новыми сторонниками из числа известных личностей и яростно спорили в СМИ и соцсетях. Тема ЛГБТ расколола даже депутатское объединение "Еврооптимисты". Депутат от БПП Сергей Лещенко с коллегами по фракции был одним из главных агитаторов мероприятия, тогда как Игорь Луценко из Батькивщины подписался под открытым письмом к послам стран ЕС и США, где говорилось, что проведение акции "обидит чувства сторонников традиционных ценностей".

Впрочем, среди участников самого марша немалую часть составляли люди традиционной ориентации. "Это уникальный гей-парад, на котором гетеросексуалов даже больше, чем геев", - шутили в толпе. А вот полицейские свое отношение к акции не афишировали, но у многих оно было скорее ироничным. "А где же плетки, хвосты, перья и так дальше?" - подслушал корреспондент Фокуса разговор группки полицейских.

Фото: Роман Кравец/Ольга Ситник

Работы у них в итоге оказалось меньше, чем ожидалось. Группы явно недружелюбно настроенных молодых людей располагались по периметру проведения акции, но попыток прорыва не предпринимали. Тех, кто все же проявлял агрессию, тут же "винтили" в автозаки. За целый день таких набралось около шестидесяти.

Попадались "защитники традиционных ценностей" и среди участников "марша равенства". Один из них вырвал из рук демонстрантов сине-желтый флаг, аргументировав это тем, что "пи*арасы оскверняют национальный символ", но был немедленно скручен полицией. Украинской символики на марше было немного, но уже под конец шествия колонна несколько раз дружно зарядила "Слава Украине! – Героям слава!"

Мелкие провокации случались регулярно. Кто-то разбрасывал анти-ЛГБТ листовки, кто-то громко заявлял "какое может быть равенство с пи*арасами?!". Таких полиция просто брала в кольцо, как и граждан с самодельными плакатами на общую тему "Киев против содомии". Они спокойно объясняли журналистам свою позицию, участники акции в дискуссии с ними не вступали.

Демонстранты прошли несколько сотен метров от университета Шевченко до площади Льва Толстого и расселись по автобусам, которые отвезли их подальше от места событий. Одноименная станция метро также была закрыта для всех, кроме демонстрантов. После окончания марша его противники попытались организовать "охоту" на демонстрантов по центру Киева и даже прошли своим шествием по улице Пушкинской, что закончилось небольшими столкновениями с полицией. Но опасения на счет "кровавой каши" точно не оправдались.