Разделы
Материалы

Нездоровый интерес. Как украинцев обманывают в частных клиниках

Залина Крюкова
Фото: Getty Images

Ненужные обследования, "лишние" процедуры в чеке, назначение "эксклюзивных" поливитаминов, чья эффективность не доказана медициной

47-летний киевлянин Алексей, когда у него возникли проблемы по "мужской" части, обратился в один из наиболее известных андрологических центров столицы. Там ему прописали лечение, которое в том числе включало биологически активные добавки. Когда на стойке регистрации он оплачивал консультацию профессора, у которого лечился, один из назначенных БАДов медсестра предложила приобрести прямо в клинике, заявив, что в аптеках данный препарат найти сложно. Алексея это удивило, так как прочие лекарства покупать в клинике ему не предложили. Еще более удивила цена за упаковку препарата, состоящего из обычных витаминов и микроэлементов, — 1,3 тыс. грн. Как и то, что оплатить покупку можно было исключительно наличными и без чека. Но уважение к светилу медицины, назначившему препарат, перевесило сомнения Алексея, и он купил БАД. Уже дома, зайдя из любопытства на Facebook-профиль этого профессора, пациент увидел фото с презентации купленного им препарата. На нем прямо под рекламным баннером красовался и лечащий его светоч медицины.

Впрочем, навязанные за немалую сумму БАДы, чья эффективность медициной не доказана, — не более чем "детская шалость" по сравнению с тем, что происходит в частных клиниках с диагностикой. Не так давно 35-летней киевлянке Татьяне назначили сложное исследование — позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ — КТ). В государственных онкоцентрах на это исследование многомесячные очереди, поэтому ее выбор пал на клинику "Феофания", где лечатся чиновники и депутаты. Другие граждане здесь также могут пройти обследование, но заплатив за это определенную сумму. Единственная проблема состоит в том, что в "Феофании" на проведение ПЭТ — КТ тоже длинная очередь. Поэтому Татьяна обратилась в частные онкоклиники. Каково же было удивление женщины, когда в одной из них ей предложили записаться на обследование в "Феофанию". Медсестра позвонила в клинику по тому же номеру, что и пациентка днем ранее, и предложила пройти обследование в тот же день, на который в "Феофании" можно было записаться напрямую. Правда, цена вопроса с 12 тыс. грн, которую пациентке озвучивали в самой "Феофании", в частной клинике взлетела до 18 тыс. грн.

6 тыс. грн за минутный звонок по телефону — неплохой заработок.

Проверить все

"Поставили в клинике аппарат и надо "отбить" его стоимость. Вот и направляют туда всех подряд днем и ночью"

О желании коллег максимально заработать на пациентах говорят и сами врачи. Татьяна Островская, заведующая частной клиникой сети "Здоровое поколение", рассказывает, что в Украине набирает популярность движение за продление жизни Anti-aging. Врач приводит случай, когда пожилая женщина пришла в "антивозрастную" клинику с жалобами на повышенное давление, приступы сердцебиения, удушье и общую слабость. У пациентки выявили бронхиальную астму и снижение функции щитовидной железы на фоне аутоиммунного тиреоидита. Но вместо лечения этих заболеваний рекомендовали регулярно проходить дорогостоящие исследования на гормоны серотонин и кортизол.

Нередки и случаи избыточной диагностики, когда при незначительной жалобе пациента направляют на бесконечные дообследования. "Поставили в клинике аппарат и надо "отбить" его стоимость. Вот и направляют туда всех подряд днем и ночью", — объясняет экономику частной клиники Островская.

Ненужные исследования — настолько распространенная практика, что в Ассоциации радиологов Украины (АРУ) даже разработали руководство, в котором указана целесообразность и частота рентгенографии, УЗИ и МРТ при различных заболеваниях. "Лучше и дешевле предупредить необоснованные исследования, чем потом доказывать в суде свою правоту, — говорит Юрий Коваленко, исполнительный секретарь АРУ. — К сожалению, в наших медицинских учреждениях пока нет руководств по качеству с утвержденными клиническими протоколами, наличие которых дало бы возможность пациентам себя защитить". По словам специалиста, то же УЗИ при беременности показано делать всего два раза за весь срок, тогда как в некоторых клиниках его назначат по 15 раз. Или без надобности назначают роды путем проведения кесарева сечения. "Происходит так потому, что физиологические роды стоят $300, а кесарево — $1 тыс. ", — рассказывает Коваленко.

В то же время его коллега Татьяна Островская считает, что поголовно обвинять врачей в некомпетентности или желании наживы неправильно. По ее словам, некоторые заболевания действительно требуют диагностики, которая пациенту кажется ненужной. "Когда встречается атипичное течение болезни, для поиска причин требуется больше времени и диагностических процедур", — говорит врач.

Личный контроль

Специфику общения пациентов с нечистыми на руку врачами усложняют и психологические моменты. "Больному человеку сложно требовать что-то от здорового доктора. Но все равно нужно себя пересилить, — советует Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав пациентов.— Ситуацию стабилизирует даже заявление пациента о том, что он будет фиксировать все процедуры". По словам Сердюка, хорошо, если больного во время визита к врачу будет сопровождать родственник, который сможет критично оценить действия медиков.

Поголовно обвинять врачей в некомпетентности или желании наживы неправильно

Иногда этот совет помогает. Киевлянка Анастасия обратилась в частную онкобольницу, чтобы оформить в стационар своего мужа. "Стоимость одного дня стационара — около 7 тыс. грн, — рассказывает она. — Во время выписки за использованные лекарства врачи попросили дополнительно около 7 тыс. грн". Однако когда девушка потребовала выдать ей список введенных мужу лекарств, сумма по чеку сразу уменьшился на 1 тыс. грн. "Мне даже в голову не приходило, что может быть какой-то обман. Я просто хотела знать, какие медикаменты использовались, чтобы в другой больнице можно было четко сказать, какие процедуры мы проводили", — говорит Анастасия.

Но единичные случаи восстановления справедливости — похоже, исключения из правила украинской медицины, где пациент абсолютно беззащитен перед врачом. "Добиться привлечения к ответственности и денежной компенсации в случаях неправильного лечения и назначения ненужных исследований сложно", — говорит Виктория Подворчанская, руководитель практики фармацевтического права "ЕПАП Украина".

Она советует научиться мерам юридической предосторожности: проверять лицензию на медицинскую практику; искать информацию о клинике в государственных реестрах судебных решений и должников; изучать договор на оказание медицинских услуг; проверять, верно ли документ отражает объем услуг, сроки их предоставления и условия оплаты; осторожно относиться к предложениям предоплаты; хранить расчетные документы, подтверждающие оплату медицинских услуг, и результаты обследований.

Страховая медицина

Несмотря на то, что недобросовестные врачи и клиники с формальной точки зрения зачастую остаются правы, коренным образом проблему назначения ненужных процедур, диагностики и неэффективных препаратов может решить внедрение в Украине страховой медицины, где стоимость медуслуг и хотя бы частично назначенных врачом лекарств покрывает страховая компания. В этом случае за ненужные исследования клинике просто не заплатят — все назначения врача анализируют специалисты страховой компании, что в разы сужает поле для манипуляций.

Предложенный Минздравом переход на софинансирование медуслуг вторичного и третичного звена (специализированной помощи) государством и пациентом перекосы отечественной медицины не исправит. Хоть формально на выделяемые из бюджета на каждого пациента деньги могут претендовать и частные клиники, но эти суммы, по всей видимости, будут настолько малы, что "частников" не заинтересуют. Так что у пациентов останется лишь "диалектический" выбор — обратиться в государственную клинику с облупленными стенами, хамовитыми санитарками, длинными очередями и взятками врачам. Либо же идти к "частникам", рискуя остаться обобранными как липка.