Разделы
Материалы

По собственному желанию. Каким будет украинский закон об эвтаназии: предпосылки и опасности

Ульяна Купновицкая
Фото: Getty Images

Дискуссии на тему легализации эвтаназии в Украине продолжаются не первый год. Депутат из партии «Слуга народа» Гео Лерос пообещал в ближайшее время внести на рассмотрение законопроект о разрешении эвтаназии. Фокус узнал, кто будет иметь право на добровольную смерть, если все же нынешний парламент примет такой закон

"Я хочу в ближайшие полгода/год внести законопроект о разрешении эвтаназии. Право неизлечимо больных прервать свою жизнь должно быть их правом и возможностью, если они не готовы выносить свои страдания", – такими словами прокомментировал Гео Лерос в Facebook новость о том, что в Киеве страдающая онкологическим заболеванием пожилая женщина выбросилась из окна.

Желание Гео Лероса внести законопроект на рассмотрение в Раду – имеется, но вот представления о том, что именно будет в документе, размыты.

"На данный момент я мало что могу вам сказать. Одно точно – это будет именно закон об эвтаназии, когда человек сам принимает решение уйти из жизни. Пациент должен быть неизлечимо болен, испытывать моральные и физические страдания, и еще ряд требований для выполнения процедуры эвтаназии", – рассказал Фокусу Гео Лерос.

На вопрос, будет ли эта услуга доступна иностранным гражданам с неизлечимой болезнью и желающим достойно умереть, депутат ответил отрицательно.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе детальнее, Фокус пообщался с Яной Триневой – адвокатом, учредителем и Председателем Региональной организации в поддержку права человека на достойную смерть, Главой секции правовых основ биоэтики Комитета медицинского и фармацевтического права и биоэтики Национальной ассоциации адвокатов Украины. Кандидат юридических наук написала проект подобного закона еще в 2008 году и безустанно подавала его на рассмотрение каждому новому созыву парламента.

Актуальный вопрос о смерти

Эвтаназию отрицают почти все религии мира, приравнивая процесс к обычному самоубийству, а в некоторых случаях и к убийству. Человек имеет право жить, но при этом мы не можем выбрать, кем родиться, когда и в какой стране, так почему же мы должны решать, когда умирать?! Это самые распространенные аргументы против процедуры лишения жизни по желанию. И несмотря на то что споры на эту тему ведутся не один десяток лет, география легализации эвтаназии расширяется.

"Сейчас вновь подняли этот вопрос в ходе объективных обстоятельств – все больше стран Европы и в США легализируют одну из форм лишения жизни по желанию человека. Вот и в нашей стране в очередной раз об этом заговорили. Врачи, например, считают, что к этой теме мы подходим из-за, во-первых, всеобщего старения населения, во-вторых, из-за увеличения онкологических заболеваний, и в-третьих из-за, как это не парадоксально, достижений медицины, в частности фармацевтики", – говорит адвокат Яна Тринева. Ведь медицина сегодня продвинулась далеко вперед и уже может "дотянуть" онкобольного до той стадии болезни, до которой раньше не доживали, а соответственно и больной не претерпевал такие мучительные страдания.

"Получается абсурд. С одной стороны медицина, благодаря своим препаратам, "дотянула" человека до четвертой стадии болезни (онкологии), но обеспечить качество жизни этому человеку она не может. Болевой синдром снимается опиоидами (если конечно, первое – они есть и второе – они присутствуют в необходимом больному количестве, что редкость в Украине), а это, как правило в терминальной стадии болезни, влечет отключение сознания больного и тут уже речь об ускорении прекращения жизни, ведь человек уже не выходит из этого состояния. А теперь представим довольно тривиальный случай, когда врачи просто боятся выдать больному достаточно опиоидов для введения его в кому. Даже страшно представить какой ужас ждет такого человека…. Именно в таком состоянии больные выбрасываются из окон, кидаются под поезд, травятся газом дома. И это еще "счастье" для них, поскольку они могут физически это сделать. А те, кто не может, что им делать?! Остается только страдать. Быть обреченным государством жить. Однако о каком качестве жизни можно говорить? Оно отсутствует, да и вопрос о жизни тоже открыт – есть ли жизнь у такого человека? Таким образом, фактически сегодня медицина, в описанной ситуации, не спасает жизнь человека, а затягивает смерть – избавление его от страданий. Поэтому вопрос о легализации одной из форм лишения жизни по желанию уместен объективно сегодня", – считает адвокат.

Варианты эвтаназии

Лишение жизни другого человека по его просьбе имеет несколько форм – эвтаназия, ортаназия, САВ (самоубийство, ассистированное врачом), и все эти процедуры предусматривает проект закона, написанный Яной Триневой. Для каждой из этих форм предусматривается своя процедура проведения и соответственно юридическая ответственность за нарушения проведения их тоже разная.

Для начала разберемся, в чем разница.

Эвтаназия — лишение жизни врачом смертельно больного, терминального пациента, который терпит сильные физические и/или моральные страдания, совершенное врачом по осмысленной просьбе больного, в строгом соответствии с установленной законом процедурой.

Один из самых спорных моментов в процедуре лишения жизни по желанию – возрастные ограничения

Ортаназия — практически те же показания, что и для эвтаназии. Но если для эвтаназии просьбу о лишении жизни выражает непосредственно сам пациент, то при ортаназии это делают его законные представители (родители, адвокаты) или суд. Это случай детей, новорожденных без мозга, больных пребывающих в необратимой стадии комы.

САВ — самоубийство, ассистированное врачом. Если при эвтаназии, ортаназии процедуру прекращения жизни проводит врач, то в данном случае это делает сам пациент. Врач выписывает рецепт с указанием летальной дозы препарата, а также дает консультацию по его употреблению для достижения желаемого для пациента результата.

Для того чтобы воспользоваться одной из перечисленных процедур, нужны веские причины: смертельное заболевание или терминальный процесс (когда врачи прогнозируют не более шести месяцев жизни); сильные физические и/или моральные страдания. Если речь идет об эвтаназии, весь регламент согласований-решений занимает около месяца — пациент должен несколько раз в течение этого периода письменно подтвердить, что его решение добровольное, осознанное и не принятое, скажем, в состоянии депрессии. Окончательное решение принимается консилиумом независимых врачей. Одно из главных условий — строгое соответствие установленной законом процедуре.

Вопрос возраста

Один из самых спорных моментов в процедуре лишения жизни по желанию – возрастные ограничения. К примеру, в Голландии – первой стране, легализовавшей эвтаназию, – этим правом может воспользоваться лицо, достигшее 12 лет.

Согласно нашему законодательству право принимать решение по поводу медицинского вмешательства появляется у лица уже с 14 лет. Поэтому Яна Тринева предлагает установить возрастной порог на достойную смерть в Украине именно с этого возраста.

"В противном случае получается некая дискриминация детей. Потому что взрослым мы даем право выбирать, а ребенку мы говорим: "Нет, ты живи в любом случае, потому что ты не доросла принимать решения. Ты доросла страдать, доросла не спать и пытаться покончить с жизнью самоубийством, но не доросла принимать решение о прекращении собственной жизни". Поэтому, думаю, с 14 лет по нашему законодательству нужно предоставлять эту возможность", – говорит кандидат юридических наук.

Суицидальный туризм

По словам Яны Триневой, следует разрешить лишение жизни по желанию и для граждан других стран, но за оплату большую чем для граждан Украины. В пример ставится швейцарская некоммерческая организация Dignitas, в которой смертельно больные люди и люди с тяжелыми формами инвалидности получают возможность закончить жизнь путем САВ (самоубийство ассистируемое врачом).

Еще пару лет назад, согласно официальному сайту, услуги Dignitas стоили пациентам 7000 швейцарских франков за подготовку и проведение САВ, или 10 500 швейцарских франков, если плюсом ко всему необходимы были похороны и административные мероприятия. Известны случаи, когда организация не взимала плату с пациентов, находившихся в сложных финансовых ситуациях.

Сколько подобная процедура могла бы стоить в Украине?

"Для ответа на этот вопрос необходимо советоваться с фармацевтическими компаниями. Просчитывать себестоимость летального препарата. Однако не думаю, что этот препарат будет дорогим. Однозначно он будет дешевле, чем стоимость препаратов, которую семья больного тратит на анальгетики (которые на терминальной стадии заболевания уже не действуют) для него", – продолжает наша собеседница.

Но если эвтаназия в украинском прайс-листе будет стоить по себестоимости барбитурата, без лишних "сервисных услуг", то Украина рискует стать лидером суицидального туризма – цена на препарат, во всяком случае, на интернет-форумах, стартует от 1000 грн.

Лицензия на "убийство"

В проекте закона "Лишение жизни по желанию" помимо прочего есть один очень спорный момент – четвертый вид ухода из жизни.

Вернемся к истории о пожилой женщине из Киева, страдающей онкологическим заболеванием. Женщина выбросилась из окна, не в силах больше терпеть боли – лечение или не помогало уже, или у нее попросту не было денег на все медицинские процедуры. Киевлянка дождалась, пока ее внук выйдет из комнаты, чтобы покончить с собой. Предположим, если бы родственник этой женщины согласился "помочь" ей – он бы возможно воспользовался как раз таки этим видом лишения жизни по желанию.

Яна Тринева предлагает внести в Уголовный кодекс состав криминального правонарушения/преступления/поступка под название "лишение жизни человека по его желанию".

"Здесь будет предусматриваться смягчение криминальной ответственности по сравнению с убийством, да и таковым являться не будет, ведь, с юридической точки зрения, убийство – это насильственное прекращение жизни, т. е. против его воли", – говорит адвокат.

Сегодня за "Убийство" предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 7 до 15 лет. За "Лишение жизни другого человека по его просьбе", кандидат юридических наук предлагает санкцию до 5 лет лишения свободы, или ограничение свободы на этот же срок, или освобождение от уголовной ответственности в определенных случаях.

И вот тут возникает самый важный вопрос – как доказать, что человека не убили, а всего лишь помогли перейти в мир иной?

"При расследовании этого преступления, самое главное будет содержаться в доказательстве или же в опротестовании наличия желания потерпевшего на лишение его жизни. Обстановка совершения этого деяния также будет влиять на назначение наказания (наличие неизлечимой болезни потерпевшего, протяженность во времени повторений им просьбы, способ лишения жизни и др). Также в качестве доказательств могут использоваться видеозаписи, письменное заявление потерпевшего, свидетели", – продолжает наша собеседница.

Не в украинских реалиях

Исключая религиозные аспекты, найти врача, активиста, юриста с четкой позицией против эвтаназии оказалось не просто. Даже если такого мнения и придерживаются – открыто об этом говорить не хотят, возможно такое поведение объясняется дефицитом информации.

"У нас очень коррумпированная страна. Благодаря эвтаназии станет гораздо проще кого-то убить – стоит просто заплатить нужным людям", - Александра Романцова.

Известно, что люди боятся того, чего не понимают. Кроме того, эта тема слишком неоднозначная, слишком дискуссионная и "не украинская" что ли. Некоторые эксперты перебрасывают ответственность на всю нашу медицину – мол, зачем "умертвлять", если можно улучшить паллиативную помощь. Но лишение жизни по желанию не альтернатива паллиативной медицине.

Если посмотреть на государства, где легализовано право лишения жизни по желанию, вырисовывается четкая картина – все эти страны высокоразвиты. Та же Швейцария – образец демократии с высоким уровнем жизни и образованности. Голландия, Бельгия, Франция, Израиль, Канада и некоторые штаты США – уровень и паллиативной медицины выше, и социально-экономического вектора. Украина не вписывается в этот перечень.

Одной из первых о рисках легализации эвтаназии в нашей стране заговорила Александра Романцова, исполнительный директор Центра общественных свобод. Она считает, что легализация этой процедуры приведет к ужасным последствиям.

"У нас очень коррумпированная страна. Благодаря эвтаназии станет гораздо проще кого-то убить – стоит просто заплатить нужным людям. Пока в Украине не решится вопрос со взяточничеством, эвтаназию не стоит узаконивать. Нам еще далеко до уровня европейских стран. Да и ментально люди не готовы к такому", – утверждает Романцова.

И для украинских реалий это, пожалуй, самый главный аргумент "против".