Приход не пришел. Почему прекратилась динамика в развитии ПЦУ и охладели отношения с властью
Сегодня, 11 ноября, сторонники патриарха Филарета пытались ворваться на заседание Шестого апелляционного административного суда в Киеве, где рассматривалась аппеляция по делу о ликвидации УПЦ КП. Это подтвердило наличие вялотлеющего церковного конфликта в Украине. Фокус разбирался, какое будущее ждет поместную церковь. Ведь массовые переходы общин в ПЦУ прекратились, едва пятый президент попрощался с властью А в наследство осталось множество не решенных вопросов, которые способны доставить немало проблем
Старая Жадова — тихий уголок в 40 км от Черновцов. Главные достопримечательности села — двухэтажный корпус обветшалого детского санатория, большой парк и две церкви. Если бы не знаменитый на всю Украину односельчанин, церковный конфликт в селе, может, и остался бы незамеченным — прошел бы в сводках новостей с заметками в зависимости от СМИ: либо "община, которая перешла в Православную церковь Украины (ПЦУ)", либо "храм, захваченный радикально настроенными гражданами". Но село показательное: именно тут родился Сергей Думенко. Он же митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель ПЦУ Епифаний. Так вышло, что после всех событий, прошедших с момента получения украинской церковью томоса, именно в его родном селе не было полноценной общины ПЦУ. И будет ли — вопрос: волна переходов общин в новую церковь, захлестнувшая запад, север и центр Украины, схлынула, оставив после себя десятки тлеющих по стране локальных конфликтов. А будущее ПЦУ не предопределено.
Приходы и переходы
С момента поместного Собора, на котором создали ПЦУ 15 декабря 2018-го, в стране произошло 546 попыток изменить церковную юрисдикцию, по-простому — перейти из Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата в якобы автокефальную, но по факту подчиненную Константинополю ПЦУ. Поначалу казалось, что процесс необратим: в январе в новосозданную церковь постучалось 153 общины, в феврале — 234. Но чем ближе были президентские выборы, тем хуже динамика. Уже в мае и июле 2019-го желание перейти в ПЦУ проявили всего два храма — по одному в месяц. "Вопросы томоса и церкви использовались как предвыборные моменты. Но до логичного завершения дело так и не довели: автокефальную церковь мы получили, но она могла бы быть иной", — говорит Фокусу Александр (Драбинко), митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский ПЦУ, один из двух митрополитов, перешедших в новосозданную церковь из УПЦ. — Политика государства в церковном вопросе оказалась непутевой: мы быстрее получили томос, чем смогли зарегистрировать Киевскую митрополию. А свою епархию новой церкви я смог зарегистрировать лишь в апреле 2019-го. У нас мало епархий, обозначенных именно как ПЦУ, в итоге приходам попросту некуда переходить".
Томос. Вопросы создания поместной православной церкви Порошенко использовал как предвыборные моменты
В УПЦ, поневоле основном доноре общин, называют иную статистику. В феврале, когда в ПЦУ насчитывалось уже три сотни приходов, там заявили всего о 36 общинах, перешедших "по правилам", 24 общинах, "перерегистрированных рейдерским способом", и еще в 220 случаях сигнализировали о силовом противостоянии. Сегодня тут признают переход немногим более 100 общин. "Минкульт продавил в парламенте новую систему регистрации: она должна была упростить переход, создав контроль со стороны Минкульта над общинами посредством иерархической системы регистраторов, подчиняющихся губернатору области, — говорит Александр Бахов, протоиерей, председатель юротдела УПЦ. — Если глава ОГА принимает распоряжение о перерегистрации устава общины, регистратор, человек подчиненный, сделать уже ничего не может, регистрирует". В УПЦ попытались предпринять контрмеры, организовав прошлой зимой волну заявлений о верности владыке Онуфрию. Это имело ограниченный эффект. Так, в Старой Жадове, на родине Епифания, такое собрание провели в феврале. А 10 марта прошло еще одно собрание — общины ПЦУ. "Оно было, по сути, сбором территориальной общины, а не религиозной. В нем участвовали глава райсовета, РГА, депутаты и привезенные сторонники ПЦУ из других сел, — рассказывает Фокусу местная жительница, прихожанка УПЦ, попросившая об анонимности. — Переименовали нашу религиозную организацию, опираясь на копию устава, что и позволило нам опротестовать эту акцию в суде".
Помимо всего у ПЦУ может банально не хватать священников на новые приходы. "Есть случаи, когда регистрируют общину, а кадров нет. Богослужения не совершаются, требы не отправляются. Общины существуют на бумаге, не более того, — утверждает Алексей Смирнов, религиовед. — В ПЦУ рассчитывали на массовый исход священников, но их аргументы оказались неубедительными, и "эффекта домино" не случилось". Людмила Филипович, завотделом философии и истории религии Института философии, поясняет Фокусу: лавинообразный переход под новую юрисдикцию и не предполагался. "Главное, удалось не выйти за рамки правового поля. Если бы нечто подобное произошло в РФ, всех загнали бы в ПЦУ стройными рядами, а власть возложила бы дело на самих прихожан, — говорит Людмила. — Внутри же УПЦ есть проукраинское крыло, рано или поздно оно даст о себе знать".
Крестный ход. На 1031-ю годовщину Крещения Руси ПЦУ собрала тысячи людей
Показательная порка
Андрей Юраш, руководитель департамента Минкульта по делам религий и национальностей, которого называют одним из "родителей" новой церкви, считает: УПЦ пытается задержать неизбежный процесс. "Они создают обстоятельства, которые тормозят переходы, консервируют ситуацию как юридически, так и силовым способом, — говорит Юраш. — Вообще, внутри этой ветви православия очень много субъективных нюансов: я знаю одного очень молодого священника, который перешел бы в ПЦУ, если бы не дядя, очень консервативный священник. Кто-то выжидает. Кто-то боится утратить место. Я знаю не менее десятка епископов, готовых уйти и не сделавших этого лишь потому, что боятся, что с их епархиями случится то же, что в Виннице".
Юраш говорит о местном митрополите УПЦ Симеоне, который, по слухам, будучи близким к Петру Порошенко, зимой 2018-го стал одним из двух высокопоставленных иерархов УПЦ, перешедших в ПЦУ, за что его объявили "раскольником". После этого архиерей лишился большей части паствы, сохранив за собой лишь кафедральный собор в Виннице и два десятка приходов. "Показательная порка" сработала: больше в ПЦУ епископат не уходил. "Это же касается и приходов, пытающихся перейти в ПЦУ. Большинство нынешних конфликтов тлеют с зимы. Попытки захватов прекратились, как только сменилась власть: мы заметили, что полиция, которая раньше просто стояла и бездействовала, сегодня разводит стороны конфликта. Это значит, что власть наконец начала проявлять активность", — считает Николай Данилевич, протоиерей, замглавы Отдела внешнецерковных связей УПЦ. Так ли это? Официальная позиция власти — не поддерживать ни УПЦ, ни ПЦУ. "Я призываю предстоятелей церквей к диалогу, чтобы вера объединяла, а не разъединяла украинцев", — написал Владимир Зеленский в своем Twitter 28 июля, в День Крещения Руси. Но с такой позицией согласны не все. "Зеленский не проявляет государственническую позицию. Его заявление о том, что равноправие гарантируется всем, оно какое-то вяленькое", — разводит руками Людмила Филипович. В качестве проявления "слабости" она приводит создание Госслужбы по делам национальностей и религии (вместо профильного департамента, которым сегодня руководит Андрей Юраш).
"Новая власть не осознает значимости конституирования поместной православной церкви, занята процессами в Раде, экономике, бизнесе, а наш вопрос лежит в плоскости нацбезопасности и обороны, — уверен Александр Драбинко. — Дойдут до него руки — будет поздно!" Пока очевидно одно: в понимании Зеленского ключевые вызовы для страны — за пределами триптиха Порошенко "армия, язык, вера". "Именно поэтому затихла волна переходов: власть утратила интерес к этому вопросу, а на местах даже возбуждаются уголовные дела против чиновников, осуществлявших перерегистрацию общин УПЦ там, где это было незаконно", — считает Смирнов.
Жизнь Стамбула
Сюжетная линия была бы неполной без упоминания о визите президента в Стамбул этим летом. Помимо встречи с коллегой Реджепом Эрдоганом Зеленский посетил Константинопольскую патриархию, где общался с Вселенским патриархом Варфоломеем. Интригу подогрела информация о том, что президент не стал подписывать совместное заявление, — якобы его текст не согласовали и в нем содержался тезис о "продолжении политики предшественника в религиозном вопросе" (визировало текст посольство Украины в Турции, а вычитывали помощники президента буквально за пару минут до подписания). "Было ли хоть одно официальное заявление со стороны ОП или Вселенской патриархии? Нет. Речь о технологиях, мол, не подписали — нет и позитива от визита, — дезавуировал информацию Юраш. — Наоборот, это был первый демонстративный визит, показавший, что есть понимание данного вектора политики. Встреча с глазу на глаз длилась 40 минут, потом час — общая беседа, был и обед, а после Варфоломей лично сопроводил президента к автомобилю. Год назад патриарх РПЦ Кирилл тоже ездил к Варфоломею, но обошлись без обеда — вот вам и негатив".
Внешнеполитический аспект создания ПЦУ — один из главных. Остро стоит вопрос раскола в православии: после создания ПЦУ, появления томоса и широкого признания со стороны Константинополя РПЦ, и до того реагировавшая на Фанар (район в Стамбуле, где расположена резиденция Варфоломея) прохладно, и вовсе объявила грекам войну. Евхаристическое общение с Константинополем прекратили с 2018 года. А на прошлой неделе та же судьба постигла Элладскую церковь, объявившую 21 октября на Священном синоде о признании ПЦУ, о чем архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II сообщил митрополиту Епифанию в специальном письме. "Да, имеем признание от Элладской церкви. Собственно, если бы не было бешеного дипломатического влияния Московской патриархии, Кремля, не было бы вообще никаких проблем с признанием", — говорит митрополит Драбинко. По его словам, большинство поместных церквей, особенно из числа пяти древнейших восточных церквей греческого происхождения, были бы не против признания, но каждая по какой-то причине блокирует процесс. "Иерусалимская церковь не против, но Вадим Новинский профинансировал ремонт кувуклии Гроба Господнего. Грузинская также, но ее шантажирует РПЦ признанием Абхазской православной церкви, которая сегодня — часть Грузинской. На Кипре процветает российский бизнес, боятся его лишиться", — утверждает митрополит Драбинко. Эксперты также считают, что одна из главных причин раскола — связка церковных властей со светскими. "Все и всегда оглядываются. Кто на Кремль, кто еще куда. Поэтому парада признаний не будет. Православная традиция не приемлет быстрых решений", — утверждает Филипович.
Раскол. Одна из угроз для ПЦУ — это внутренний раскол
Несколько иные аргументы признания Элладской церковью приводит замглавы Отдела внешнецерковных связей УПЦ. По словам Данилевича, причин — четыре. Первая: солидарность греков [Варфоломей и Вселенская патриархия — остаток великой Византийской империи, которой гордятся Афины]. Вторая: давление Фанара на Элладскую церковь [36 митрополитов из 80, признавших ПЦУ, имеют де-факто двойное подчинение: они подконтрольны Константинополю]. Третья: на ЭПЦ давило греческое правительство, так как в Греции церковь объединена с государством на уровне конституции. Наконец, четвертая: давят США, заинтересованные в признании ПЦУ как механизма давления на Россию. Посол США в Афинах Джеффри Пайетт [бывший посол США в Киеве] встречался со многими митрополитами Элладской церкви", — заключает Данилевич. Последний тезис верен: за месяц до решения Синода Элладской церкви Пайетт действительно провел колоссальную работу и увиделся минимум с десятком митрополитов, о чем отчитался, в том числе в местных СМИ. А на днях митрополит Епифаний посетил США с визитом, разговаривал с госсекретарем Майклом Помпео и даже получил награду Athenagoras Human Rights Award за защиту прав человека.
"То, что эллины признали, скорее исключение. Кипрская церковь независима. Албанская — также. Иерусалим не признает: патриарх Феофил неоднократно высказывался против этого, — считает Алексей Смирнов. — Остается "слабое звено", Александрийская церковь, на которую можно давить". Кстати, ее же как следующую, которая может признать ПЦУ, называет и митрополит Драбинко: по его словам, один из епископов ПЦУ "уже сослужил с представителями Александрийского патриархата в Африке".
Казус Филарета
Одна из угроз для ПЦУ — это внутренний раскол. Речь о движениях "Почетного патриарха ПЦУ" Филарета. Уже, кстати, бывшего — теперь он вернул себе титул "Патриарх УПЦ Киевского патриархата". Он заявляет о незаконности томоса, который "был нужен Порошенко для выборов", и продолжает судебные прения за право восстановить существование УПЦ КП. По одним данным, ее ликвидировал Минюст при создании ПЦУ [структуру новой церкви создали именно на основе КП], по другим — УПЦ КП существует, так как Филарет не стал подписывать документ о ликвидации. В реестрах Минюста, кстати, такая религиозная организация до сих пор присутствует.
Не сдается. Митрополит Онуфрий во время молебна УПЦ на Владимирской горке в Киеве
20 июня Филарет провел во Владимирском соборе Киева "Поместный собор УПЦ КП", на котором приняли два решения: о восстановлении существования ликвидированной УПЦ КП и отмене признания ПЦУ. Отголосок этого события — одесская община ПЦУ, решившая вернуться в УПЦ КП. "Украинский закон очень либеральный, он даже не требует регистрации религиозных общин, которые не желают проходить эту процедуру. Таких организаций в стране более 1,2 тыс. Цифра неполная, так как многих из них ОГА попросту не видят на местах, — говорит Юраш. — Если есть группа людей, желающая называться УПЦ КП, — пускай. Но ведь они хотят подорвать функционирование уже существующей ПЦУ. Эксперты утверждают: внутри самой ПЦУ могут быть подводные течения, которые незаметны на первый взгляд. "Епифаний имеет влияние, но одновременно крепко подчиняется Константинополю. По сути, идет речь о создании еще одной "греческой" церкви в Украине, что не может нравиться внутренней группе епископов, бывших близкими к Филарету, — раскрывает Фокусу карты политический аналитик Алексей Якубин. — Они могут еще качнуть ситуацию борьбой за увеличение полномочий и влияния — пока этого не случится, рядом с ПЦУ будет витать "призрак" УПЦ КП".
В новосозданной церкви к угрозе не относятся всерьез. По словам митрополита Александра (Драбинко), финальным аккордом Филарета стала попытка раскачать ПЦУ весной, на День памяти священномученика Макария: в ночь на 14 мая он позвал иерархов ПЦУ на всенощную службу во Владимирский кафедральный собор. Однако вместо двух-трех десятков митрополитов ПЦУ, на что, видимо, рассчитывал Филарет, явились всего несколько человек: митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф, митрополит Богородский Адриан, архиепископ Крымский и Симферопольский Климент, епископ Валуйский Петр. "Это собрание было провальным — полный игнор позиции человека, вышедшего из ПЦУ, только-только к ней присоединившись, — охарактеризовал Драбинко инициативу Филарета. — Кому выгодно? Не знаю. Не думаю, что он работает на какие-то спецслужбы. Но угрозы от него нет". Эксперты, с которыми пообщался Фокус, считают иски, поданные Филаретом, простым сутяжничеством. "У него два епископа за границей, два, "нововысвяченные", в Украине. У них десяток приходов и полтора-два десятка священников — вот и вся церковь, — заключает Юраш. — С другой стороны, есть Поместная церковь, признанная Вселенским патриархатом: не верю, что суд не осознает последствий, если он признает УПЦ КП, приняв неадекватное решение". О материальной стороне вопроса предпочитают умалчивать, а ведь именно на УПЦ КП числились многие храмы, которые сейчас использует ПЦУ. "Если Филарету удастся опротестовать ликвидацию КП, он сможет претендовать на значительную часть имущества, например, киевские храмы отойдут ему, — считает Смирнов. — Полагаю, во время визита в США Епифаний как раз и заручился поддержкой высоких американских чиновников в данном вопросе, и это может сработать".
Жизнь ПЦУ, столь бурная на взлете, не будет простой. Это очевидно. Об этом свидетельствуют и количество "горячих точек" на карте Украины, и турбулентность, которую вызвала автокефалия в мировом православии. Тем более что новая украинская власть явно не стремится повторять опыт предшественников, протягивая руку помощи и выделяя среди церквей фаворита. Получается, что динамика в развитии ПЦУ может проявиться только с началом следующего политического цикла — и это же неминуемо подогреет градус противостояния на местах.