Разделы
Материалы

Иллюзия заботы. Почему Минсоцполитики заблокировало реформу интернатов через 4 года после начала

Евгения Королёва
Фото: Getty Images

Последние четыре года в Украине пытаются трансформировать интернатную систему. Однако Министерство социальной политики неожиданно решило заморозить реформу.

С чем это связано и сколько денег тратят на мнимую защиту детей, разбирался Фокус.

В маленьком поселке Камышеваха Запорожской области находится школа социальной реабилитации для мальчиков, рассчитанная на 50 воспитанников. В прошлом году здесь в среднем находилось лишь около десяти детей. При этом в школе официально трудоустроено 44 человека. На содержание учреждения государство в 2019 году выделило 5,3 млн грн, в 2020-м — 6,1 млн грн.

Как рассказывает Фокусу Леонид Лебедев, глава благотворительного фонда "Зміни одне життя — UA", интернатных учреждений, в которые нерационально вкладываются колоссальные бюджетные деньги, в стране очень много. Об этом же говорится в отчете международной организации Hope and Homes for children, которая проанализировала работу пяти детских домов в Украине. По ее информации, на содержание этих учреждений в 2019 году государство потратило 89,1 млн грн. 82% бюджета ушло на зарплату персонала, 9,2% — на коммунальные услуги и ремонт зданий, 6,4% — на продукты для детей, 1,6% — на покупку учебных материалов и 0,8% — на медикаменты.

Более эффективное распределение государственного финансирования стало одной из главных составляющих Национальной стратегии по реформированию интернатных учреждений, действующий до 2026 г. Однако основная ее цель — вернуть детей из интернатов в родные семьи или обеспечить их усыновление. Сегодня, спустя четыре года после старта реформы, ее нельзя назвать успешной, скорее наоборот. Между тем в Министерстве социальной политики вместо активизации усилий по трансформации интернатных учреждений и создания системы помощи семьям решили заблокировать реформу.

Неудобная реформа

В начале года на сайте Минсоцполитики появилось распоряжение о внесении изменений в стратегию реформы интернатов. Как объясняет Леонид Лебедев, этот документ несет в себе два основных риска. Во-первых, с 1 января 2021 года в Украине должен был начаться мораторий на размещение детей до трех лет в домах ребенка (в стране их насчитывается 38). Министерство же предлагает отсрочить этот этап до 2026 года. Во-вторых, из-под действия реформы намерены вывести около 70% интернатных учреждений.

"По сути, в стратегии останутся лишь детские дома системы соцзащиты, где находятся дети с тяжелыми формами инвалидности, и детские дома системы образования, где живут всего около тысячи воспитанников", — комментирует Лебедев.

Основная цель реформы — вернуть детей из интернатов в родные семьи или обеспечить их усыновление

Экспертное сообщество решение министерства заморозить реформу восприняло негативно.

Николай Кулеба, Уполномоченный президента по правам ребенка, на своей странице в Facebook написал: "Для меня это озна­чает желание правительства оставить все, как было раньше, вместо того чтобы направить усилия на развитие доступных образовательных, медицинских и социальных услуг, укрепление и сохранение семьи для ребенка. То есть существует проблема в семье с ребенком (нет доступной услуги, бедность, нежелание воспитывать) — вези его в интернат!"

По мнению Леонида Лебедева, министерство инициировало эти изменения лишь потому, что чиновники не хотят реализовывать стратегию и решать связанные с ней вопросы.

"Минсоцполитики должно быть лидером реформы интернатов. "Минсоцполитики должно быть лидером реформы интернатов. По факту вышло так, что четыре года назад вовлеченным ведомствам навязали эту роль", — комментирует глава благотворительного фонда.

Если говорить о моратории на размещение малышей до трех лет в домах ребенка, то за прошедшие четыре года в стране так и не создали альтернативу этому. Как отмечают эксперты, чаще всего детей передают в такие учреждения из-за социальных аспектов: бедности, плохих бытовых условий или просто неподготовленности родителей, которые не знают, как справиться с теми или иными проблемами. Их можно решить, создав полноценную систему государственной поддержки семей.

Если же речь идет об алко- или наркозависимых родителях, действительно не способных заботиться о ком-то, возникает другая проблема. Как рассказывает Дарья Касьянова, глава правления Всеукраинской сети за права ребенка, нередко дети из неблагополучных семей просто "зависают" в таких учреждениях, хотя в этом случае родителей лучше сразу лишить родительских прав и отдать ребенка на усыновление.

"Все дело в том, что суды не работают должным образом, — объясняет она. — Дела о лишении родительских прав могут рассматривать полтора года, в том числе потому, что их относят к второстепенным вопросам. Да и сами сотрудники домов ребенка в этом плане не очень активные, ведь они понимают: пока ребенок находится в учреждении, они получают финансирование".

Мораторий не означает полного закрытия детских домов, уточняет эксперт. Но благодаря его введению государство будет пристальнее следить за тем, почему малыша отдают в дом ребенка.  

Следующий шаг

Есть еще одна причина, по которой Минсоцполитики решило свернуть реформу, уверен Леонид Лебедев. По его словам, это произошло под давлением некоторых депутатов Верховной Рады. В сентябре прошлого года в парламенте появилось межфракционное объединение "За права детей с особыми образовательными потребностями", куда вошли Павел Сушко, Юлия Гришина, Александр Кочура из фракции "Слуга народа" и Юрий Павленко из "Оппозиционной платформы — за жизнь".

Сотрудники домов ребенка понимают: пока ребенок находится в учреждении, они получают финанси­рование

Парламентарии считают, что реформа сводится к разрушению существующей системы, при этом взамен ничего не предлагается.

"За наши с вами деньги вместо реформирования детских домов, развития социальных услуг и инклюзии под ударом оказались специальные школы для детей с тяжелыми нозологиями, учреждения специализированного образования. И это происходит под видом реформы!" — заявил в одном из интервью депутат Павел Сушко.

Однако общественники считают, что ставить во главу угла интересы родителей, которым иногда удобнее и проще отдать ребенка с инвалидностью или заболеваниями в госучреждение, неправильно. Эксперты подчеркивают, что ни в одном интернате детям не могут дать столько внимания и заботы, как в семье. Полностью избежать социальных форм воспитания не удастся, но они должны быть максимально приближены к семейному формату. Как говорит Леонид Лебедев, альтернативой специальным учреждениям могут стать малые групповые дома, которые существуют, к примеру, в Литве и Болгарии. Этот формат предполагает, что дети проживают небольшими группами, до 15 человек, в частном доме, где у них появляется возможность адаптироваться к реальной жизни, например, вместе готовить еду и решать бытовые задачи. Если же сейчас заморозить реформу, то сироты так и останутся жить в неприспособленных для полноценного развития интернатах.