Разделы
Материалы

"Диснейленд" в Чернобыле. Какое будущее ожидает Зону отчуждения и что не так со стратегией развития

Евгения Королёва
Фото: Getty Images

С момента взрыва на Чернобыльской атомной электростанции прошло 35 лет. О возвращении людей в покинутые города никто не говорит, но концепции возрождения Чернобыля уже существуют.

"Я уверен, что туризм в Зону отчуждения — это самый действенный инструмент для преодоления психологических последствий аварии на ЧАЭС. Физические последствия в значительной мере ликвидированы — саркофаг закрыли, радиоактивные территории почистили, — а вот с моральными травмами справиться намного сложнее", — рассуждает Ярослав Емельяненко, гендиректор компании "Чернобыль тур" и глава Ассоциации чернобыльских туроператоров.

В 2007 году 25-летний Емельяненко работал журналистом на телеканале "Интер" и темой Чернобыля особо не интересовался. О Зоне отчуждения знал лишь в общих чертах, как и большинство украинцев в то время. Как раз тогда появилась и стала сверх­популярной компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., разработанная украинской компанией GSC Game World. Побродив сталкером по виртуальной Зоне, Ярослав загорелся идеей побывать в настоящем Чернобыле.

"С чем тогда ассоциировалась эта территория? Чернобыль — это радиация, радиация — это рак, а ликвидаторам не платят пенсии. Вот и все, о чем говорили", — вспоминает Емельяненко. Распространенные страшилки пугали молодого журналиста: "Я купил себе одноразовую одежду, которую потом мог выбросить, и дозиметр для измерения уровня радиации. А еще переживал, смогу ли после этого иметь детей". Несмотря на это, Ярослав решился на поездку, после которой его отношение к Чернобылю изменилось.

Водный путь Е40 превратит Припять, одну из последних нетронутых рек Европы, в судоходный коридор

На закрытых территориях он увидел не только остатки катастрофы и отравленные радиацией объекты, но и то, как природа буйно оживает в отсутствие людей. Во время тура Ярослав познакомился с Сергеем Мирным, ликвидатором последствий аварии, который смот­рел на будущее территории с оптимизмом. Вместе с ним Емельяненко впоследствии основал "Чернобыль тур", который за несколько лет стал крупнейшим украинским оператором по организации поездок в Зону отчуждения.

Аутентичность или "диснейленд": возможен ли туризм в Чернобыле?

До начала пандемии коронавируса чернобыльский туризм развивался очень быстро. Если в 2014 году Зону отчуждения посетило чуть более 8 тыс. человек, то в ­2016-м здесь побывало около 36 тыс., в ­2018-м — 72 тыс., а в ­2019-м — 124 тыс., причем 80% из них были иностранцами. Ожидалось, что в 2020 году желающих посмотреть своими глазами на Зону будет еще больше, но эпидемия перечеркнула прогнозы: с января по октябрь ­2020-го сюда приехало всего 32 тыс. человек.

Одно время популяризовалась идея развития в Чернобыле проектов зеленой энергетики. В 2018 году здесь с апломбом открыли солнечную электро­станцию "Солар Чернобыль"

Тем не менее приток посетителей в последние годы заставил украинскую власть пересмотреть политику относительно Зоны отчуждения. Если до этого туризм на заброшенных территориях развивался исключительно благодаря энтузиазму гидов, туроператоров и активистов, то теперь Чернобыль официально считается одним из туристических "магнитов" Украины. Как отметил в одном из интервью Богдан Боруховский, первый заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов, подобные объекты предусматривают создание соответствующей инфраструктуры: дорог, точек размещения и общепита. Но что по факту это означает для закрытого региона?

В начале апреля на территории Чернобыльской зоны начались ремонтные работы на 40-километровом участке дороги между КПП "Дитятки" и "Припять" и подъездом к ЧАЭС.

"Ремонтируем те пути, которые обеспечивают поддержку природоохранной деятельности и соединяют популярные туристические локации", — сообщается на фейсбук-странице Укравтодора. При этом общая длина авто­дорог в Зоне отчуждения составляет 362 км, а их изношенность достигает 80%.

В то же время Ярослав Емельяненко уверен, что торопиться с ремонтом всех дорог в Чернобыле тоже не стоит.

"К примеру, в заброшенный город Чернобыль-2, откуда велось наблюдение за запуском баллистических ракет в США, сегодня ведет военная бетонная дорога, которая также является частью экскурсии. Да, она не очень комфортная, зато аутентичная. И если закатать ее в асфальт, то один из исторических объектов просто исчезнет", — объясняет Емельяненко.

Туристический объект. Посмотреть на город-призрак всегда много желающих

Бережный подход к созданию инфраструктуры важен не только в отношении дорог. Много лет Ассоциация чернобыльских туроператоров добивалась обустройства туалетов в Зоне отчуждения. В итоге уборные появились, но разместили их неудачно: модульные кабинки поставили перед КПП "Припять", нарушив целостность объекта.

По этой же причине на территории Чернобыля нельзя строить новые гостиницы или кафе. Впрочем, сохранившихся зданий вполне достаточно, чтобы предоставлять туристам все необходимые услуги. На сегодня в Зоне отчуждения работают отель "Десятка" и хостел "Полісся", разместившийся на нескольких этажах бывшего общежития. Однако, по словам Емельяненко, условия в хостеле настолько аскетичные, что иностранные туристы останавливаться здесь не горят желанием, а предприниматели не торопятся вкладывать деньги в комфортные объекты размещения.

"Сегодня арендовать помещения в Зоне отчуждения можно лишь на срок до трех лет, — комментирует эксперт. — И если я как бизнесмен собираюсь сделать хороший отель и инвестирую в это средства, то за три года я даже не смогу вернуть эти деньги".

Собеседник Фокуса опасается, что ставшую популярной у туристов территорию попытаются превратить в особый чернобыльский "диснейленд". Периодически появляются новости, которые усиливают эти опасения. В октябре 2019 года стало известно о планах Госагентства по управлению Зоной отчуждения запустить в Чернобыле туры на воздушных шарах. Как рассказывал Виталий Петрук, бывший на тот момент главой агентства, несколько компаний изучали такую возможность, но после детальной проработки вопроса от проекта отказались.

В Стратегии развития Зоны отчуждения на 2021–2030 годы, опубликованной на сайте профильного госагентства, немало подобных увеселительных проектов. К примеру, чиновники планируют построить в Чернобыле вертолетные площадки для перевозки посетителей, организовать маршрут на каяках и даже запустить канатную дорогу между основными локациями. Такого рода идеи вполне подошли бы для создания нового парка развлечений, но вряд ли они вписываются в особенный исторический формат Зоны отчуждения.

Чернобыль: индустриальный кластер

Как указывается в стратегии, около 40% площади Чернобыля загрязнено так сильно, что эту территорию необходимо включить в зону специального промышленного использования. Другими словами, она навсегда остается непригодной для жизни. Именно к этим землям приглядываются, говоря о развитии индустриального кластера. Предполагается, что в зоне специального промышленного использования будут находиться Чернобыльская АЭС, объект "Укрытие", пункты захоронения и временной локализации радиоактивных отходов, а также другие объекты обращения с отходами такого рода.

Ожидалось, что в 2020 году желающих посмотреть своими глазами на Зону будет больше, но эпидемия коронавируса перечеркнула все планы

Одно время популяризовалась идея развития в Чернобыле проектов зеленой энергетики. В 2018 году здесь с апломбом открыли солнечную электростанцию "Солар Чернобыль", девелоперами выступили компании Rodina и Enerparc AG. На площадке Чернобыльской АЭС установили 3762 солнечных модуля, мощность станции — 1 МВт. Шли разговоры о том, что станцию масштабируют до 100 МВт, но этого не произошло. Да и в целом о проекте после июля 2020 года ничего не слышно, телефоны компании не отвечают.

После этого обсуждались другие аналогичные инвестпроекты. К примеру, в 2019 году появилась новость о том, что еще одну солнечную электростанцию рядом с ЧАЭС построит правительство Испании, но за два года дело с мертвой точки не сдвинулось. В стратегии развития территории упоминается о строительстве трех солнечных электростанций — двух в Чернобыле и одной на КПП "Дитятки", но более подробной информации об этих проектах нет.

Территорию Чернобыля рассматривали также в качестве места размещения мусорного полигона. Несколько лет назад такую версию озвучил Андрей Садовый, мэр Львова. По его словам, Зону отчуждения можно использовать для экстремальных случаев. Другими словами, если Львов не может справиться с собственными бытовыми отходами, то их можно отвезти в Чернобыль. При этом киевский градоначальник Виталий Кличко сообщил журналистам, что столица не поддерживает идею вывоза мусора в Зону отчуждения.

Людмила Цыганок, президент Профессиональной ассоциации экологов Украины и СЕО Ecobusiness Group, отмечает, что у значительной части идей относительно промышленного развития территории нет серьезного обоснования. "Они являются откровенными прожектами. К примеру, это касается создания на территории Зоны отчуждения космопорта, развития солнечной и ветровой энергетики, захоронения бытовых отходов из Львова, развития транспортного коридора Е40", — подчеркивает Цыганок. Наиболее реалистичным из различных предложенных вариантов она видит организацию промышленного кластера с производством зеленой импортозамещающей продукции.

"В первую очередь речь идет о метаноле, "зеленой" перекиси водорода, средствах защиты растений, минеральных удобрениях — натриевых, фосфатных, азотных, калийных и органических компостах", — отмечает эколог. По ее словам, в настоящее время идет планирование, проектирование и создание зоны специального промышленного использования в Чернобыле. Следующим этапом станет развитие инфраструктуры и строительство промышленных объектов.

Опасный канал — часть Стратегии развития Зоны

Проект Е40, о котором упоминает Цыганок, — это международный канал Балтика — Черное море протяженностью 2 тыс. км. Часть его, по планам правительства, должна была пройти по реке Припять в Чернобыльской зоне.

На сегодня в Зоне отчуждения работают отель "Десятка" и хостел "Полісся", разместившийся на нескольких этажах бывшего общежития

Летом прошлого года в Зоне отчуждения даже начались работы по углублению дна, что вызвало резкую критику экспертного сообщества. Как сообщает международная коалиция "Спаси Полесье" (Save Polesia), водный путь Е40 превратит Припять, одну из последних нетронутых рек Европы, в судоходный коридор. Строительные работы повлекут за собой осушение Полесья с последующим осушением болот, высыханием лесов, это станет причиной еще более разрушительных для региона пожаров.

Кроме отрицательных экологических последствий строительные работы на водном объекте несут серьезные радиационные риски. Как рассказал на посвященной этой теме пресс-конференции Сергей Афанасьев, член-корреспондент Национальной академии наук Украины и директор Института гидробиологии НАНУ, любые дноуглубительные работы на реке могут привести к распространению по водным объектам радионуклидов — цезия и стронция.

Между тем строительство канала включили в Стратегию развития Зоны отчуждения, хотя эксперты уверяют, что данное положение не прошло ни экологической оценки, ни оценки влияния на окружающую среду. После ряда публикаций в СМИ и резко негативных заявлений общественных организаций по этому поводу профильное Госагентство якобы пообещало исключить проект Е40 из Стратегии, однако обновленный документ на сайте не появился.

Чернобыль: территория свободы

За прошедшие 35 лет покинутая людьми территория превратилась в полноценный заповедник. В Чернобыле живут медведи, рыси и дикие кабаны, здесь беспрепятственно гуляют лисы и даже забредают зубры из Беларуси. На протяжении почти 30 лет за восстановлением природы в Зоне отчуждения наблюдает Сергей Гащак, кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе Чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии.

"Это огромная, почти дикая территория, которую сегодня человек практически не трогает", — говорит эксперт. Впрочем, влияние человека так или иначе ощущается — хотя бы потому, что многие виды растений и животных здесь являются инвазивными, то есть чужеродными. К примеру, теперь на территории Чернобыля вольготно себя чувствуют енотовидные собаки, хотя в целом они безвредны для здешней экосистемы.

Польза безлюдья. Отсутствие людей привело к тому, что в Зоне расплодились редкие животные

Как рассказывает Гащак, точно оценить популяции животных здесь невозможно, ведь официальный учет не ведется и все цифры приблизительные. Так, лосей, по его мнению, насчитывается от 1 до 2 тыс. особей, оленей — несколько тысяч. Размножаются здесь и рыси, для которых это родная территория, по оценкам Гащака, сейчас их около 60–80.

Среди прочего в стратегии развития Зоны отчуждения упоминается о создании международного биосферного резервата путем объединения украинского Чернобыльского биосферного заповедника и Полесского заповедника в Беларуси. Однако, как уточняет биолог, такой резерват существует по факту.

"Животным неважно, что написано в документах, они и так могут свободно перемещаться по этим территориям", — отмечает он. Подобный единый комплекс нужен для обмена опытом украинских и белорусских специалистов и разработки единой концепции развития региона. К слову, в планах госагентства значится и создание международного научного хаба в Чернобыле, но это выглядит нереалистично, ведь особого внимания развитию науки и привлечению под это дело иностранных инвестиций здесь не уделяют.

Память о Чернобыльской катастрофе живет и в музыке. Читайте о 10 самых интересных клипах, которые были сняты в зоне в статье "Чернобыль как сцена".