Разделы
Материалы

От лозы до бокала. Как меняется вкус украинского вина и устоит ли оно перед импортом

Евгения Королёва
Фото: Getty Images

За последние семь лет в Украине резко возрос интерес к украинским материковым винам. Фокус разбирался, как на это повлияли оккупация Крыма и уход с внутреннего рынка крымской продукции, а также узнавал, почему в стране с каждым годом падает производство и может ли импорт убить украинское виноделие.

"Знаете, что такое вина Нового Старого Света? Нет? А я вам расскажу! — Иван Плачков, владелец винодельни "Колонист", откидывается в кресле и продолжает: — Вот есть вина Старого Света — это Франция, Италия, Германия. Есть Новый Свет — Аргентина, Чили, ЮАР, Австралия. Есть Новый Новый Свет — Китай и Вьетнам. Теперь же все заговорили о Новом Старом Свете — это Болгария, Румыния и юг Одесской области в том числе. С одной стороны, виноделие здесь существовало задолго до появления первой лозы в Европе, но из-за османского доминирования оно исчезло и возрождается только сейчас. Интерес к этому региону колоссальный".

О своей винодельне, созданной в 2005 году в селе Криничное на берегу озера Ялпуг, и об истории виноградарства в Придунайской Бессарабии Плачков готов долго говорить. Со страстью искренне увлеченного человека он рассказывает о дорогом французском оборудовании, установленном на предприятии для сортировки винограда, показывает видеоролики о сборе урожая на живописных виноградниках.

В последние годы бизнес Плачкова уверенно набирает обороты. 15 лет назад "Колонист" перерабатывал 5 т винограда и разливал 5–6 тыс. бутылок вина. В 2010 году здесь производили 150 тыс. бутылок, в 2015 году перерабатывали 200–250 т винограда и разливали 200–220 тыс. бутылок, а в ­2020-м показатели по переработке выросли до 350–400 т и по производству — до 300 тыс. бутылок. У предприятия 40 га собственных виноградников, что дает 50–60% необходимого для производства винограда, остальное "Колонист" закупает у соседних виноградарей.  

За последние семь лет интерес украинцев к отечественному вину значительно вырос. Если раньше у всех на слуху были лишь именитые крымские бренды — "Массандра", "Инкерман", игристое из Нового Света, то сейчас ситуация кардинально поменялась. Купить бутылочку мерло от "Колониста", рислинга — от "Винодельческого хозяйства князя Трубецкого" или "Артании" — от "Бейкуша" среди городской интеллигенции считается хорошим тоном. Невольно напрашивается простой вывод, что ушедшие с внутреннего рынка крымские вина освободили место для материковых производителей, которым раньше уделяли мало внимания. Но так ли это на самом деле?  

Новая культура вина: какое вино пьют украинцы

"Оккупация полуострова? Нет, я не думаю, что интерес к украинским винам связан с тем, что у нас исчез крымский продукт", — рассуждает Иван Плачков. Правильнее говорить о том, что в Украине в целом меняется культура потребления вина, и на это напрямую влияет сближение с Евросоюзом, уверен он. Отказ от устаревших советских традиций проявляется не только в декоммунизации и переименовании улиц, но и в том, что люди теперь чаще выбирают вино, а не крепкие спиртные напитки. Причем украинцы не просто стали пить больше вина, но распробовали именно сухие и полусухие, а не десертные вина. 

После аннексии Крыма Украина потеряла ПОЧТИ 20 тыс. га плодородных почв. Сегодня общая территория виноградников на материке составляет около 40 тыс. га

При этом Плачков подтверждает, что с 2014 года ситуация с виноделием на материке поменялась.

"Ушедшие с полок магазинов крымские вина моментально компенсировали другие предприятия — Shabo, "Коблево" или "Чизай", — объясняет винодел. "Колонист" и "Князь Трубецкой" также нарастили свое производство. Но помимо этого за последние годы в Украине создали много небольших виноделен — "Бейкуш", "V.Petrov", "Курінь". Свои линейки вин стали выпускать и известные персоны — к примеру, певец Олег Скрипка и теннисист Сергей Стаховский. В целом появление семейных хозяйств, выпускающих до 300 тыс. бутылок в год, — один из важных этапов развития виноделия в Украине, считает одесский производитель. Но если во Франции таких предприятий насчитывается порядка 150 тыс., то у нас их не больше сотни.

"Сегодня те украинские производители, кто не подводит с качеством продукта, становятся действительно востребованными", — добавляет Иван Плачков. За прошедшее время рынок вина в стране оживился, стал динамичным. По словам винодела, в Украине появилось достаточное количество квалифицированных сомелье, экспертов и профессиональных консультантов, вырос уровень технологических знаний, то есть индустрия обросла всеми необходимыми атрибутами, что лишь способствует ее становлению.

О том, что семь лет назад в стране начался новый виток развития украинского виноделия, говорит и Сергей Климов, основатель Kyiv Food and Wine Festival, совладелец и идеолог винных баров Like a Local"s. При этом уход крымских вин с внутреннего рынка эксперт называет лишь вершиной айсберга.

"В Украине произошло глобальное изменение в сознании общества, — комментирует Климов. — Это был подъем патриотизма, характеризовавшийся выбором на полке украинского, а не импортного производителя, и это касалось не только вина".

Выращенное с душой. Иван Плачков с женой Аллой на виноградниках в Одесской области
Фото: "Колонист"

По его словам, важную роль в таком процессе сыграл целый ряд различных факторов.

  • Во-первых, многие крупные производители, у которых появилась возможность занять освободившиеся полки, стали наращивать качество вина.
  • Во-вторых, на этот период как раз пришлось появление крафтового виноделия в Украине, по качеству иногда на голову выше, чем у крупных производителей.
  • В-третьих, в стране стали подрастать лозы экспериментальных сортов винограда, а винодельни культивируют и популяризируют автохтонные и местные сорта (такие как "тельти-курук", "одесский черный" и "сухолиманский").

"Это позволяет сегодня делать вина, о которых раньше в Украине могли только мечтать, — мальбек, сира (шираз), темпранильо, тиморассо и десятки других", — объясняет эксперт.

Терруарное будущее украинского вина

Алексей Дьяков, совладелец и до 2019 года управляющий партнер "Винодельческого хозяйства князя Трубецкого", также связывает развитие рынка с появлением в стране терруарного виноделия, основанного на природно-климатическом расположении виноградников.

"До 2009–2010 годов в Украине фактически существовали только крупные индустриальные производители, которые выдавали по 20–25 млн бутылок вина в год из всего виноматериала, который можно было найти внутри страны и за ее пределами. Но постепенно в украинском виноделии появилось новое движение — небольшие винодельни, собственники которых сосредоточились на качестве продукта и стали делать вино из собственного винограда. Так в Украине появились терруарные вина", — комментирует предприниматель.

До 2014 года львиная доля произ­веденных в Украине вино­материа­лов уходила на экспорт в Россию

Винзавод князя Трубецкого на Херсонщине, находящийся на грани банкротства, бизнесмены Алексей Дьяков, Владимир Присяжнюк и Виктор Пилипишин выкупили в 2003 году. На протяжении следующих восьми лет на предприятии проходили реконструкция и посадка новых виноградников, вино здесь снова начали выпускать в 2011 году. Новые собственники решили использовать для производства лишь виноград, выращенный на собственных виноградниках.

"Это затратно и это долгий путь, но только так можно сделать по-настоящему качественное терруарное вино", — подчеркивает собеседник Фокуса.

По такой причине объемы производства "Князя Трубецкого" привязаны исключительно к объемам виноградников и урожайности, а влияние внешних рыночных факторов практически минимальное. Во главе всего стоят погодные условия и климатические особенности года, отмечает Дьяков. В 2015 году на винодельне собрали 446 т винограда, в ­2018-м — 835 т, а в ­2020-м — всего 638 т винограда. Объемы же производства находятся в пределах 500–600 тыс. бутылок в год.

Появление и динамичное развитие малых и средних производителей вина Дьяков связывает с либерализацией украинского законодательства. До 2016 года виноделы платили 500 тыс. грн за лицензию на оптовую торговлю.

"Представьте, что производителю нужно вложить деньги в виноградники, закупить оборудование, организовать переработку, а потом еще каждый год платить полмиллиона гривен за лицензию. Для маленьких, гаражных виноделов это просто неподъемные цифры", — комментирует эксперт.

Качество вместо количества. Алексей Дьяков уверен, что хорошее вино можно получить только на терруарных винодельнях
Фото: "Винодельческое хозяйство князя Трубецкого"

Вторым серьезным шагом стало упрощение получения лицензии на производство вина в 2018 году. До того предпринимателям требовалось около 140 разрешительных документов разного рода, что существенно затрудняло выход малых виноделов на рынок. Из-за сложной, забюрократизированной процедуры некоторые из них существовали в полулегальном формате. В непростой ситуации в ­2015–2016 годах оказалась гаражная винодельня "Бейкуш", против которой даже возбудили уголовное дело, но в итоге его закрыли из-за отсутствия состава преступления.

Сейчас парламент готовится внести очередные изменения в винное законодательство: в Верховной Раде зарегистрировано два законопроекта о поддержке виноделов. Как объясняет народный депутат Роберт Горват, законопроект №5306, разработанный Офисом простых решений и результатов, меняет подход к регулированию деятельности малых виноделов с годовым объемом производства до 10 тыс. декалитров. В частности, документ предлагает полностью отменить для них лицензию и разрешить производство продукции из приобретенных ягод, плодов и винограда украинского происхождения. Второй законопроект, №5307, отменяет акциз для неигристых вин.

"Полностью поддерживаю это предложение, — комментирует Горват. — В Украине сложилась абсурдная ситуация с акцизными марками для столовых вин. Изготовление акцизной марки стоит 19 коп., а ставка акцизного налога на сухие натуральные вина составляет лишь 1 коп. за литр. Производители обязаны заказывать акцизные марки за два месяца, ежемесячно подавать отчет об использовании марок, приобретенных в предыдущем месяце. При этом виноделы еще и теряют деньги из-за их поклейки на бутылки. То есть фактические расходы средств и времени в десятки раз выше, чем поступления в бюджет". По словам нардепа, в 2019 году изготовление акцизных марок обошлось бизнесу более чем в 22 млн грн, тогда как сумма выплаченного акцизного налога составила лишь 2 млн грн.

Нулевая пошлина бьет по украинскому вину

Если посмотреть данные Госстата, то сейчас в государстве складывается не самая благоприятная ситуация с виноградарством и виноделием. В 2015 году в Украине переработали 194 тыс. т винограда, в ­2019-м — 124 тыс. т, а в ­2020-м — всего 76 тыс. т. По производству виноматериалов показатели еще хуже: в 2015 году произвели 14,1 млн дкл, в ­2019-м — 9,9 млн дкл, а в ­2020-м — 5,68 млн дкл.

Винодельни культивируют и попу­ляри­зи­руют автохтонные и местные сорта (такие как "тельти-курук", "одесский черный" и "сухо­лиман­ский")

Как объясняет Иван Плачков, до 2014 года львиная доля произведенных в Украине виноматериалов уходила на экспорт в Россию. После того как этот рынок закрылся, виноградари оказались в сложном положении: урожай собирали, но продавать его было некому.

"Цены упали, вырученных средств не хватало даже на обработку виноградников. В итоге их стали выкорчевывать", — говорит винодел. Однако эксперт видит в этом и положительные моменты. Для производства качественного вина нужны "чистые", сортовые виноградники, но в Украине они зачастую были смешанными. Сейчас же хозяйства подходят к закладке виноградников более осмысленно и делают ставку на определенные сорта.

По словам Катерины Зверевой, директора по развитию Украинской плодоовощной ассоциации, объемы переработки технического винограда падают из-за того, что в государстве сегодня не существует действенных программ поддержки виноделов, включающих возмещение инвестиций и предоставление налоговых преференций. 

Алексей Дьяков, в свою очередь, утверждает, что за последние пять лет в Украине сокращаются объемы производства лишь десертных вин, которые были более популярны в советское и раннее постсоветское время, а также игристых вин.

"В группе столовых сухих вин, наоборот, наблюдается прирост: от 5600 тыс. дкл в 2015 году до 6156 тыс. дкл в ­2018-м", — уверяет предприниматель. При этом винодел также говорит о необходимости госпрограммы поддержки отрасли. По его словам, производителям могли бы помочь специальные кредитные условия (в ЕС кредиты в среднем дают под 3% годовых), компенсация стоимости техники (сейчас это 25% на отдельные виды исключительно украинского производства) и возврат инвестиций в посадку виноградников (в Испании, к примеру, государство возмещает до 50% вложенных средств).

Особенно актуальными такие шаги со стороны государства стали после введения с 1 января этого года нулевой пошлины на вино, импортируемое из Евросоюза в Украину. Это условие предусмотрено экономической частью Соглашения об ассоциации с ЕС, однако многие эксперты обеспокоены тем, что это может крайне негативно отразиться на развитии виноделия в стране. За последнее время количество импортного вина и так значительно выросло. В 2019 году Украина завезла вина на сумму $146,7 млн, а в ­2020-м, по информации Института аграрной экономики, этот показатель вырос до $224 млн.

"На фоне отмены пошлины на вино из ЕС в размере €0,3–0,4 за литр несложно предположить, что импортная продукция станет еще более доступной для украинского потребителя, а значит, будут расти и объемы импорта", — отмечает Катерина Зверева из Украинской плодоовощной ассоциации. На сегодня основными поставщиками вина в Украину остаются Италия, Франция, Германия и Испания.

Качество украинского вина и борьба за покупателя

В ценовой категории украинскому вину действительно сложно конкурировать с импортным продуктом, подтверждает Гиорги Иукуридзе, СЕО компании Shabo.

"У европейских виноделов порядка 70% [затрат] покрывают дотации от государства, у нас же таких условий для комфортного развития отрасли нет", — подчеркивает предприниматель. При этом украинские торговые сети и HoReCa не слишком активно поддерживают отечественного производителя, выделяя место на полке преимущественно для импорта.

Появление и динамичное развитие малых и средних про­изводителей вина связывают с либе­ра­ли­за­цией украинского зако­нода­тельства

"Когда потребитель выбирает импортное вино за $5, он должен понимать, что входит в эту стоимость, а именно: логистика продукции из другой страны, место на полке, маркетинговые активности и т. д. То есть к себестоимости содержимого бутылки возникает очень большой вопрос. Поэтому я уверен, что в одинаковом ценовом сегменте наше вино однозначно будет выигрывать", — комментирует Иукуридзе.

Важно понимать, что пошлины, акциза для украинских производителей в Евросоюзе нет, но при поставках в страны ЕС обязательна дополнительная сертификация Vi1, объясняет винодел. Например, за лабораторный сертификат необходимо заплатить больше €100 за каждое наименование.

По информации Катерины Зверевой, в прошлом году Украина экспортировала вина на $13,1 млн. Это на $1,1 млн больше, чем в 2019 году, однако в то же время почти в 20 раз меньше объема импорта. Как отмечает эксперт, наибольшими рынками сбыта для украинского вина были Казахстан и Германия.

К слову, доля экспорта у винодельни "Колонист" составляет всего 5%, в будущем планируют выйти на 10%. До пандемии предприятие в основном продавало вина в Канаду и Польшу, небольшие партии уходили в Великобританию и Францию. У "Винодельческого хозяйства князя Трубецкого" доля экспорта еще ниже — 1–2%, их продукция представлена на китайском, японском и польском рынках.

Будущее украинского виноделия - инфографика
Фото: Людмила Лысак (инфографика)

По мнению Алексея Дьякова, украинским производителям не стоит рассчитывать на европейского покупателя — наше вино в ЕС остается неконкурентоспособным.

"У них перепроизводство своего вина, причем в цене от €1 до €1 тыс. и выше за бутылку", — подчеркивает эксперт. Так что основную ставку отечественные виноделы делают все-таки на украинского покупателя. И теперь перед производителями стоит основная задача — доказать, что отечественная продукция не хуже, а зачастую даже лучше иностранной.

"Думаю, что лишь время покажет, как рост импорта скажется на украинском виноделии, — подытоживает Сергей Климов. — Все будет зависеть непосредственно от украинских производителей, от качества их вина, ценообразования и позиционирования. Уверен, что у тех, кто правильно выстраивает свой бренд, следит за трендами и выводит новые позиции на рынок, все будет хорошо".

О том, как себя чувствуют импортные вина на украинских прилавках, читайте в статье "Какое вино пьют украинцы".