От лозы до бокала. Как меняется вкус украинского вина и устоит ли оно перед импортом

украинское виноделие, какое вино пьют украинцы
Фото: Getty Images

За последние семь лет в Украине резко возрос интерес к украинским материковым винам. Фокус разбирался, как на это повлияли оккупация Крыма и уход с внутреннего рынка крымской продукции, а также узнавал, почему в стране с каждым годом падает производство и может ли импорт убить украинское виноделие.

"Знаете, что такое вина Нового Старого Света? Нет? А я вам расскажу! — Иван Плачков, владелец винодельни "Колонист", откидывается в кресле и продолжает: — Вот есть вина Старого Света — это Франция, Италия, Германия. Есть Новый Свет — Аргентина, Чили, ЮАР, Австралия. Есть Новый Новый Свет — Китай и Вьетнам. Теперь же все заговорили о Новом Старом Свете — это Болгария, Румыния и юг Одесской области в том числе. С одной стороны, виноделие здесь существовало задолго до появления первой лозы в Европе, но из-за османского доминирования оно исчезло и возрождается только сейчас. Интерес к этому региону колоссальный".

О своей винодельне, созданной в 2005 году в селе Криничное на берегу озера Ялпуг, и об истории виноградарства в Придунайской Бессарабии Плачков готов долго говорить. Со страстью искренне увлеченного человека он рассказывает о дорогом французском оборудовании, установленном на предприятии для сортировки винограда, показывает видеоролики о сборе урожая на живописных виноградниках.

В последние годы бизнес Плачкова уверенно набирает обороты. 15 лет назад "Колонист" перерабатывал 5 т винограда и разливал 5–6 тыс. бутылок вина. В 2010 году здесь производили 150 тыс. бутылок, в 2015 году перерабатывали 200–250 т винограда и разливали 200–220 тыс. бутылок, а в ­2020-м показатели по переработке выросли до 350–400 т и по производству — до 300 тыс. бутылок. У предприятия 40 га собственных виноградников, что дает 50–60% необходимого для производства винограда, остальное "Колонист" закупает у соседних виноградарей.  

За последние семь лет интерес украинцев к отечественному вину значительно вырос. Если раньше у всех на слуху были лишь именитые крымские бренды — "Массандра", "Инкерман", игристое из Нового Света, то сейчас ситуация кардинально поменялась. Купить бутылочку мерло от "Колониста", рислинга — от "Винодельческого хозяйства князя Трубецкого" или "Артании" — от "Бейкуша" среди городской интеллигенции считается хорошим тоном. Невольно напрашивается простой вывод, что ушедшие с внутреннего рынка крымские вина освободили место для материковых производителей, которым раньше уделяли мало внимания. Но так ли это на самом деле?  

Новая культура вина: какое вино пьют украинцы

"Оккупация полуострова? Нет, я не думаю, что интерес к украинским винам связан с тем, что у нас исчез крымский продукт", — рассуждает Иван Плачков. Правильнее говорить о том, что в Украине в целом меняется культура потребления вина, и на это напрямую влияет сближение с Евросоюзом, уверен он. Отказ от устаревших советских традиций проявляется не только в декоммунизации и переименовании улиц, но и в том, что люди теперь чаще выбирают вино, а не крепкие спиртные напитки. Причем украинцы не просто стали пить больше вина, но распробовали именно сухие и полусухие, а не десертные вина. 

После аннексии Крыма Украина потеряла ПОЧТИ 20 тыс. га плодородных почв. Сегодня общая территория виноградников на материке составляет около 40 тыс. га

При этом Плачков подтверждает, что с 2014 года ситуация с виноделием на материке поменялась.

"Ушедшие с полок магазинов крымские вина моментально компенсировали другие предприятия — Shabo, "Коблево" или "Чизай", — объясняет винодел. "Колонист" и "Князь Трубецкой" также нарастили свое производство. Но помимо этого за последние годы в Украине создали много небольших виноделен — "Бейкуш", "V.Petrov", "Курінь". Свои линейки вин стали выпускать и известные персоны — к примеру, певец Олег Скрипка и теннисист Сергей Стаховский. В целом появление семейных хозяйств, выпускающих до 300 тыс. бутылок в год, — один из важных этапов развития виноделия в Украине, считает одесский производитель. Но если во Франции таких предприятий насчитывается порядка 150 тыс., то у нас их не больше сотни.

"Сегодня те украинские производители, кто не подводит с качеством продукта, становятся действительно востребованными", — добавляет Иван Плачков. За прошедшее время рынок вина в стране оживился, стал динамичным. По словам винодела, в Украине появилось достаточное количество квалифицированных сомелье, экспертов и профессиональных консультантов, вырос уровень технологических знаний, то есть индустрия обросла всеми необходимыми атрибутами, что лишь способствует ее становлению.

О том, что семь лет назад в стране начался новый виток развития украинского виноделия, говорит и Сергей Климов, основатель Kyiv Food and Wine Festival, совладелец и идеолог винных баров Like a Local"s. При этом уход крымских вин с внутреннего рынка эксперт называет лишь вершиной айсберга.

"В Украине произошло глобальное изменение в сознании общества, — комментирует Климов. — Это был подъем патриотизма, характеризовавшийся выбором на полке украинского, а не импортного производителя, и это касалось не только вина".

украинские виноделы, украинское вино Fullscreen
Выращенное с душой. Иван Плачков с женой Аллой на виноградниках в Одесской области
Фото: "Колонист"

По его словам, важную роль в таком процессе сыграл целый ряд различных факторов.

  • Во-первых, многие крупные производители, у которых появилась возможность занять освободившиеся полки, стали наращивать качество вина.
  • Во-вторых, на этот период как раз пришлось появление крафтового виноделия в Украине, по качеству иногда на голову выше, чем у крупных производителей.
  • В-третьих, в стране стали подрастать лозы экспериментальных сортов винограда, а винодельни культивируют и популяризируют автохтонные и местные сорта (такие как "тельти-курук", "одесский черный" и "сухолиманский").

"Это позволяет сегодня делать вина, о которых раньше в Украине могли только мечтать, — мальбек, сира (шираз), темпранильо, тиморассо и десятки других", — объясняет эксперт.

Терруарное будущее украинского вина

Алексей Дьяков, совладелец и до 2019 года управляющий партнер "Винодельческого хозяйства князя Трубецкого", также связывает развитие рынка с появлением в стране терруарного виноделия, основанного на природно-климатическом расположении виноградников.

"До 2009–2010 годов в Украине фактически существовали только крупные индустриальные производители, которые выдавали по 20–25 млн бутылок вина в год из всего виноматериала, который можно было найти внутри страны и за ее пределами. Но постепенно в украинском виноделии появилось новое движение — небольшие винодельни, собственники которых сосредоточились на качестве продукта и стали делать вино из собственного винограда. Так в Украине появились терруарные вина", — комментирует предприниматель.

До 2014 года львиная доля произ­веденных в Украине вино­материа­лов уходила на экспорт в Россию

Винзавод князя Трубецкого на Херсонщине, находящийся на грани банкротства, бизнесмены Алексей Дьяков, Владимир Присяжнюк и Виктор Пилипишин выкупили в 2003 году. На протяжении следующих восьми лет на предприятии проходили реконструкция и посадка новых виноградников, вино здесь снова начали выпускать в 2011 году. Новые собственники решили использовать для производства лишь виноград, выращенный на собственных виноградниках.

"Это затратно и это долгий путь, но только так можно сделать по-настоящему качественное терруарное вино", — подчеркивает собеседник Фокуса.

По такой причине объемы производства "Князя Трубецкого" привязаны исключительно к объемам виноградников и урожайности, а влияние внешних рыночных факторов практически минимальное. Во главе всего стоят погодные условия и климатические особенности года, отмечает Дьяков. В 2015 году на винодельне собрали 446 т винограда, в ­2018-м — 835 т, а в ­2020-м — всего 638 т винограда. Объемы же производства находятся в пределах 500–600 тыс. бутылок в год.

Появление и динамичное развитие малых и средних производителей вина Дьяков связывает с либерализацией украинского законодательства. До 2016 года виноделы платили 500 тыс. грн за лицензию на оптовую торговлю.

"Представьте, что производителю нужно вложить деньги в виноградники, закупить оборудование, организовать переработку, а потом еще каждый год платить полмиллиона гривен за лицензию. Для маленьких, гаражных виноделов это просто неподъемные цифры", — комментирует эксперт.

терруарные вина в Украине, марки украинского вина Fullscreen
Качество вместо количества. Алексей Дьяков уверен, что хорошее вино можно получить только на терруарных винодельнях
Фото: "Винодельческое хозяйство князя Трубецкого"

Вторым серьезным шагом стало упрощение получения лицензии на производство вина в 2018 году. До того предпринимателям требовалось около 140 разрешительных документов разного рода, что существенно затрудняло выход малых виноделов на рынок. Из-за сложной, забюрократизированной процедуры некоторые из них существовали в полулегальном формате. В непростой ситуации в ­2015–2016 годах оказалась гаражная винодельня "Бейкуш", против которой даже возбудили уголовное дело, но в итоге его закрыли из-за отсутствия состава преступления.

Сейчас парламент готовится внести очередные изменения в винное законодательство: в Верховной Раде зарегистрировано два законопроекта о поддержке виноделов. Как объясняет народный депутат Роберт Горват, законопроект №5306, разработанный Офисом простых решений и результатов, меняет подход к регулированию деятельности малых виноделов с годовым объемом производства до 10 тыс. декалитров. В частности, документ предлагает полностью отменить для них лицензию и разрешить производство продукции из приобретенных ягод, плодов и винограда украинского происхождения. Второй законопроект, №5307, отменяет акциз для неигристых вин.

Важно
Цвет лета. Как розовое вино перестало быть напитком плебеев и завоевало мировую славу

"Полностью поддерживаю это предложение, — комментирует Горват. — В Украине сложилась абсурдная ситуация с акцизными марками для столовых вин. Изготовление акцизной марки стоит 19 коп., а ставка акцизного налога на сухие натуральные вина составляет лишь 1 коп. за литр. Производители обязаны заказывать акцизные марки за два месяца, ежемесячно подавать отчет об использовании марок, приобретенных в предыдущем месяце. При этом виноделы еще и теряют деньги из-за их поклейки на бутылки. То есть фактические расходы средств и времени в десятки раз выше, чем поступления в бюджет". По словам нардепа, в 2019 году изготовление акцизных марок обошлось бизнесу более чем в 22 млн грн, тогда как сумма выплаченного акцизного налога составила лишь 2 млн грн.

Нулевая пошлина бьет по украинскому вину

Если посмотреть данные Госстата, то сейчас в государстве складывается не самая благоприятная ситуация с виноградарством и виноделием. В 2015 году в Украине переработали 194 тыс. т винограда, в ­2019-м — 124 тыс. т, а в ­2020-м — всего 76 тыс. т. По производству виноматериалов показатели еще хуже: в 2015 году произвели 14,1 млн дкл, в ­2019-м — 9,9 млн дкл, а в ­2020-м — 5,68 млн дкл.

Винодельни культивируют и попу­ляри­зи­руют автохтонные и местные сорта (такие как "тельти-курук", "одесский черный" и "сухо­лиман­ский")

Как объясняет Иван Плачков, до 2014 года львиная доля произведенных в Украине виноматериалов уходила на экспорт в Россию. После того как этот рынок закрылся, виноградари оказались в сложном положении: урожай собирали, но продавать его было некому.

"Цены упали, вырученных средств не хватало даже на обработку виноградников. В итоге их стали выкорчевывать", — говорит винодел. Однако эксперт видит в этом и положительные моменты. Для производства качественного вина нужны "чистые", сортовые виноградники, но в Украине они зачастую были смешанными. Сейчас же хозяйства подходят к закладке виноградников более осмысленно и делают ставку на определенные сорта.

По словам Катерины Зверевой, директора по развитию Украинской плодоовощной ассоциации, объемы переработки технического винограда падают из-за того, что в государстве сегодня не существует действенных программ поддержки виноделов, включающих возмещение инвестиций и предоставление налоговых преференций. 

Алексей Дьяков, в свою очередь, утверждает, что за последние пять лет в Украине сокращаются объемы производства лишь десертных вин, которые были более популярны в советское и раннее постсоветское время, а также игристых вин.

"В группе столовых сухих вин, наоборот, наблюдается прирост: от 5600 тыс. дкл в 2015 году до 6156 тыс. дкл в ­2018-м", — уверяет предприниматель. При этом винодел также говорит о необходимости госпрограммы поддержки отрасли. По его словам, производителям могли бы помочь специальные кредитные условия (в ЕС кредиты в среднем дают под 3% годовых), компенсация стоимости техники (сейчас это 25% на отдельные виды исключительно украинского производства) и возврат инвестиций в посадку виноградников (в Испании, к примеру, государство возмещает до 50% вложенных средств).

Важно
Какое вино пьют украинцы. Почему европейские вина вытесняют украинский продукт
Какое вино пьют украинцы. Почему европейские вина вытесняют украинский продукт

Особенно актуальными такие шаги со стороны государства стали после введения с 1 января этого года нулевой пошлины на вино, импортируемое из Евросоюза в Украину. Это условие предусмотрено экономической частью Соглашения об ассоциации с ЕС, однако многие эксперты обеспокоены тем, что это может крайне негативно отразиться на развитии виноделия в стране. За последнее время количество импортного вина и так значительно выросло. В 2019 году Украина завезла вина на сумму $146,7 млн, а в ­2020-м, по информации Института аграрной экономики, этот показатель вырос до $224 млн.

"На фоне отмены пошлины на вино из ЕС в размере €0,3–0,4 за литр несложно предположить, что импортная продукция станет еще более доступной для украинского потребителя, а значит, будут расти и объемы импорта", — отмечает Катерина Зверева из Украинской плодоовощной ассоциации. На сегодня основными поставщиками вина в Украину остаются Италия, Франция, Германия и Испания.

Качество украинского вина и борьба за покупателя

В ценовой категории украинскому вину действительно сложно конкурировать с импортным продуктом, подтверждает Гиорги Иукуридзе, СЕО компании Shabo.

"У европейских виноделов порядка 70% [затрат] покрывают дотации от государства, у нас же таких условий для комфортного развития отрасли нет", — подчеркивает предприниматель. При этом украинские торговые сети и HoReCa не слишком активно поддерживают отечественного производителя, выделяя место на полке преимущественно для импорта.

Появление и динамичное развитие малых и средних про­изводителей вина связывают с либе­ра­ли­за­цией украинского зако­нода­тельства

"Когда потребитель выбирает импортное вино за $5, он должен понимать, что входит в эту стоимость, а именно: логистика продукции из другой страны, место на полке, маркетинговые активности и т. д. То есть к себестоимости содержимого бутылки возникает очень большой вопрос. Поэтому я уверен, что в одинаковом ценовом сегменте наше вино однозначно будет выигрывать", — комментирует Иукуридзе.

Важно понимать, что пошлины, акциза для украинских производителей в Евросоюзе нет, но при поставках в страны ЕС обязательна дополнительная сертификация Vi1, объясняет винодел. Например, за лабораторный сертификат необходимо заплатить больше €100 за каждое наименование.

По информации Катерины Зверевой, в прошлом году Украина экспортировала вина на $13,1 млн. Это на $1,1 млн больше, чем в 2019 году, однако в то же время почти в 20 раз меньше объема импорта. Как отмечает эксперт, наибольшими рынками сбыта для украинского вина были Казахстан и Германия.

К слову, доля экспорта у винодельни "Колонист" составляет всего 5%, в будущем планируют выйти на 10%. До пандемии предприятие в основном продавало вина в Канаду и Польшу, небольшие партии уходили в Великобританию и Францию. У "Винодельческого хозяйства князя Трубецкого" доля экспорта еще ниже — 1–2%, их продукция представлена на китайском, японском и польском рынках.

марки украинского вина, виноделие в украине Fullscreen
Будущее украинского виноделия - инфографика
Фото: Людмила Лысак (инфографика)

По мнению Алексея Дьякова, украинским производителям не стоит рассчитывать на европейского покупателя — наше вино в ЕС остается неконкурентоспособным.

"У них перепроизводство своего вина, причем в цене от €1 до €1 тыс. и выше за бутылку", — подчеркивает эксперт. Так что основную ставку отечественные виноделы делают все-таки на украинского покупателя. И теперь перед производителями стоит основная задача — доказать, что отечественная продукция не хуже, а зачастую даже лучше иностранной.

"Думаю, что лишь время покажет, как рост импорта скажется на украинском виноделии, — подытоживает Сергей Климов. — Все будет зависеть непосредственно от украинских производителей, от качества их вина, ценообразования и позиционирования. Уверен, что у тех, кто правильно выстраивает свой бренд, следит за трендами и выводит новые позиции на рынок, все будет хорошо".

О том, как себя чувствуют импортные вина на украинских прилавках, читайте в статье "Какое вино пьют украинцы".