Разделы
Материалы

"Работа на аплодисменты". Почему за два года власть не подошла системно к образовательной политике

Галина Ковальчук
Фото: Офис президента | Владимир Зеленский и Денис Шмыгаль

За два года правления Владимир Зеленский не раз озвучивал очевидные задачи: нужно увлекать детей наукой, улучшать условия работы учителей и в целом выводить украинское образование на новый уровень.

При этом образовательную политику президент начал с формальностей — указа об отмене школьной формы, хотя и до того она была необязательной, форму одежды школы определяли самостоятельно.

С началом пандемии коронавируса Зеленский переключился на "Большую стройку", в рамках которой строили и школы в разных регионах, попутно проверяя, как работает Wi-Fi во вновь отремонтированных студенческих общежитиях, в то время как его супруга занялась реформой школьного питания.

Чтобы развивать отрасль, при президенте основали три совета: по среднему, профессионально-техническому и высшему образованию. Поскольку это произошло недавно, ни о каких результатах деятельности советов речь не идет.

"Основной вывод об образовательной политике президента за два года — отсутствие системности, работа на воображаемые или реальные аплодисменты", — говорит Николай Скиба, эксперт по образованию Украинского института будущего. К примеру, указы президента о назначении пожизненных выплат выдающимся педагогам и стипендий лучшим ученикам выглядят эффектно, но, по мнению эксперта, это неоднозначные решения.

"Если говорить об учениках, то эффективным инструментом являются конкурсы и соревнования", — отмечает Скиба.

Отчасти успешное начинание Зеленского — проект цифровой трансформации государства, затронувший и образование. Однако "Все­украинская школа онлайн" не принесла ожидаемого эффекта.

"По оценкам экспертов и общественности, качество школьного образования во время пандемии только ухудшилось. Хотя запуск "Все­украинской школы онлайн" и создал "резервную копию" школы, но не помог ни семьям, ни школам адаптироваться к дистанционному обучению", — говорит Николай Скиба.

Несистемность президента ярко иллюстрирует его кадровая политика в образовании. Начали за здравие: профильный министр Анна Новосад в Кабинете министров Алексея Гончарука подхватила лучшие инициативы своей предшественницы Лилии Гриневич и инициировала ряд системных изменений в разных ветвях образования. Так продолжилась реформа "Новая украинская школа", планировалось изменение формулы финансирования вузов, доработка Государственного стандарта базового образования. Но эта работа прервалась, поскольку Новосад ушла в отставку вместе с Кабмином и лишь через несколько месяцев был назначен новый министр Сергей Шкарлет.

По мнению Николая Скибы, это назначение — один из главных провалов Зеленского, ведь именно президент настаивал на кандидатуре Шкарлета. Политика нового руководителя министерства часто противоречит изначальному духу реформ, в частности школьной. Пример тому — утвержденный при Шкарлете стандарт базового образования, по которому ученики будут еще больше загружены уроками и домашними работами, а не разгружены, как планировалось раньше.