"Работа на аплодисменты". Почему за два года власть не подошла системно к образовательной политике

Владимир Зеленский, президент Украины
Фото: Офис президента | Владимир Зеленский и Денис Шмыгаль

За два года правления Владимир Зеленский не раз озвучивал очевидные задачи: нужно увлекать детей наукой, улучшать условия работы учителей и в целом выводить украинское образование на новый уровень.

Related video

При этом образовательную политику президент начал с формальностей — указа об отмене школьной формы, хотя и до того она была необязательной, форму одежды школы определяли самостоятельно.

С началом пандемии коронавируса Зеленский переключился на "Большую стройку", в рамках которой строили и школы в разных регионах, попутно проверяя, как работает Wi-Fi во вновь отремонтированных студенческих общежитиях, в то время как его супруга занялась реформой школьного питания.

Важно
Онлайн навсегда. Почему карантин радикально изменит среднее образование
Онлайн навсегда. Почему карантин радикально изменит среднее образование

Чтобы развивать отрасль, при президенте основали три совета: по среднему, профессионально-техническому и высшему образованию. Поскольку это произошло недавно, ни о каких результатах деятельности советов речь не идет.

"Основной вывод об образовательной политике президента за два года — отсутствие системности, работа на воображаемые или реальные аплодисменты", — говорит Николай Скиба, эксперт по образованию Украинского института будущего. К примеру, указы президента о назначении пожизненных выплат выдающимся педагогам и стипендий лучшим ученикам выглядят эффектно, но, по мнению эксперта, это неоднозначные решения.

"Если говорить об учениках, то эффективным инструментом являются конкурсы и соревнования", — отмечает Скиба.

Отчасти успешное начинание Зеленского — проект цифровой трансформации государства, затронувший и образование. Однако "Все­украинская школа онлайн" не принесла ожидаемого эффекта.

"По оценкам экспертов и общественности, качество школьного образования во время пандемии только ухудшилось. Хотя запуск "Все­украинской школы онлайн" и создал "резервную копию" школы, но не помог ни семьям, ни школам адаптироваться к дистанционному обучению", — говорит Николай Скиба.

Важно
Удаленные незнания. Что мешает школьникам усваивать информацию, учась дистанционно

Несистемность президента ярко иллюстрирует его кадровая политика в образовании. Начали за здравие: профильный министр Анна Новосад в Кабинете министров Алексея Гончарука подхватила лучшие инициативы своей предшественницы Лилии Гриневич и инициировала ряд системных изменений в разных ветвях образования. Так продолжилась реформа "Новая украинская школа", планировалось изменение формулы финансирования вузов, доработка Государственного стандарта базового образования. Но эта работа прервалась, поскольку Новосад ушла в отставку вместе с Кабмином и лишь через несколько месяцев был назначен новый министр Сергей Шкарлет.

По мнению Николая Скибы, это назначение — один из главных провалов Зеленского, ведь именно президент настаивал на кандидатуре Шкарлета. Политика нового руководителя министерства часто противоречит изначальному духу реформ, в частности школьной. Пример тому — утвержденный при Шкарлете стандарт базового образования, по которому ученики будут еще больше загружены уроками и домашними работами, а не разгружены, как планировалось раньше.