Разделы
Материалы

Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года

Евгения Королёва
Фото: Alexandr Podvalny from Pexels | На протяжении 2019 года в реку Днепр только в пределах Киева сброшено 723,2 млн куб. м сточных вод. Более 50% из них – это выбросы промышленных предприятий.

Трансформация Киева в "город-губку" и использование дождевой воды, реконструкция критически важной Бортнической станции аэрации и появление 14 новых станций метрополитена. Столичные активисты представили свою версию Экологической стратегии на ближайшие десять лет

В столице презентовали Экологическую стратегию Киева, рассчитанную до 2030 года. На протяжении последнего года ее разрабатывали общественные организации, эксперты, ученые, работники сферы образования и просто неравнодушные киевляне. Сейчас активисты зарегистрировали программный документ как местную инициативу и подали на рассмотрение Киевсовета.

Как считает Виктория Хрутьба, доктор технических наук, заведующая кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Национального технического университета, принимавшая участие в разработке документа, стратегия позволит столице определиться с приоритетными направлениями.

"Чеширский кот сказал Алисе: "Если ты не знаешь, куда тебе идти, то какая тебе разница, куда ты придешь", — комментирует она. — И мне кажется, что вот эти 30 лет независимости мы куда-то шли: активно сажали деревья, что-то убирали, что-то запрещали, инспектировали, но результат был какой-то размытый". Четкое понимание существующих рисков позволит городской власти скорректировать экологическую политику. 

Стратегия поделена на четыре основных блока: "Чистая вода", "Чистый воздух и чистая энергия", "Зеленые зоны и биоразнообразие", "Круговое управление отходами". В каждом из них перечислены основные проблемы, а также цели на ближайшие десять лет. Говоря о работе над документом, все эксперты отмечают недостаток официальных данных и статистики. С этим сталкивается и Фокус при подготовке своего ежегодного экологического рейтинга: найти достоверную информацию о работе предприятий практически невозможно.   

Вода: город-губка

На протяжении 2019 года в реку Днепр только в пределах Киева сброшено 723,2 млн куб. м сточных вод. Более 50% из них – это выбросы промышленных предприятий. По информации "Киевводоканала", 1588 объектов сбрасывают стоки с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, особенно фосфатов и аммонийного азота.   

Оставляет желать лучшего и техническое состояние водопроводно-канализационной сети в столице. Из 4,3 тыс. км водопровода 76,30% исчерпали свой эффективный срок эксплуатации, а 54,75% находятся в ветхом и аварийном состоянии. С канализацией ситуация не лучше: из 2,7 тыс. км труб 62,66% исчерпали эффективный срок эксплуатации, а 30,46% полностью изношены.

Критическая ситуация сложилась с Бортнической станцией аэрации. Ежесуточно на очистительных сооружениях после очистки стоков скапливается от 10 до 12 тыс. куб. м осадка, который дальше перекачивают на так называемые "иловые поля". Высокое содержание тяжелых металлов не позволяет использовать такой осадок в сельском хозяйстве. За последние 35 лет поля не очищались, так что на сегодняшний день они переполнены.

На 2022 год намечено ужесточение требований к качеству питьевой воды по таким показателям, как мутность и остаточное содержание железа, марганца, аммония, нитритов

Что предлагает стратегия?

Одной из целей документа является полная реконструкция Бортнической станции аэрации с заменой системы очистки сточных вод. Также авторы говорят о необходимости реконструкции очистительных сооружений Деснянской и Днепровской водопроводных станций. На 2022 год намечено ужесточение требований к качеству питьевой воды по таким показателям, как мутность и остаточное содержание железа, марганца, аммония, нитритов.

Помимо этого, стратегия предлагает трансформировать Киев в "город-губку". Такая концепция, предусматривающая аккумулирование и использование дождевой воды, уже используется в некоторых городах Европы и Азии. В качестве примера можно привести Берлин, где этот подход реализуется в нескольких районах, в частности, для озеленения крыш и открытых террас. То есть осадки не уходят в канализацию, а полностью используются, либо высыхают на поверхности земли. 

Загрязнение атмосферного воздуха в Киеве на 85% спровоцировано транспортными выбросами
Фото: Markus Winkler from Pexels

Воздух: кладбище старых машин

Разработчики документа напоминают, что загрязнение атмосферного воздуха в Киеве на 85% спровоцировано транспортными выбросами, остальные 15% приходится на стационарные источники, в том числе промышленный комплекс города. В столице официально зарегистрировано 1,2 млн автомобилей. За последние три года их количество увеличилось более чем на 15%, и до 2025 года, по прогнозам, вырастет еще на 60%.

Как говорит Константин Яловой, общественный деятель и инициатор создания киевской экостратегии, Украина занимает 15-е место в мире и 5-е в Европе по количеству умерших от загрязнения воздуха.

"Одна из главных причин загрязненного воздуха – это машины. Средний возраст автомобилей в Киеве – более 15 лет. К сожалению, сегодня Украина и столица превращаются в такое себе кладбище старых авто из Европы и мира", — подчеркивает он.

В списке наиболее грязных мест в столице находятся проспект Победы, Демеевская площадь, Оболонский проспект, бульвар Леси Украинки.

В столице официально зарегистрировано 1,2 млн автомобилей. За последние три года их количество увеличилось более чем на 15%, и до 2025 года, по прогнозам, вырастет еще на 60%

Что предлагает стратегия?

Среди прочего, авторы документа рассматривают инновации, основанные на биомимикрии. Другими словами, это применение моделей и систем природы при разработке новых технологий, дизайнерских решений и инновационных продуктов. Один из самых известных примеров использования биомимикрии – японский поезд "Синкансэн". Инженеры вдохновились зимородком, вернее его вытянутым клювом, что позволяет птице бесшумно передвигаться. В итоге у поезда получилась такая же длинная передняя часть. В то же время в стратегии нет ни слова о том, как именно принцип биомимикрии можно использовать, собственно, в Киеве.

Разработчики также предлагают разгрузить центральные части Киева от транзитного трафика, в частности, с помощью новой кольцевой дороги. Справиться с потоком автомобилей в Киеве поможет развитие общественного электротранспорта, а именно трамвайной сети и метрополитена. Авторы стратегии считают, что к 2030 году необходимо построить две новые линии метро и 14 станций.

Справиться с потоком автомобилей в Киеве поможет развитие общественного электротранспорта, а именно трамвайной сети и метрополитена
Фото: Kate Bezzubets from Pexels

Биоразнообразие: ЖК наступают

По информации "Киевзеленстроя", в столице сегодня насчитывается 49 бульваров (общей площадью 151 га), 610 скверов (450 га) и 128 парков (3400 га). Однако в городе явно прослеживается тенденция к застройке свободных территорий за счет сокращения площади зеленых территорий. В результате это приводит к потере био- и ландшафтного разнообразия. В этом разделе стратегии обошлись без статистики, так что проследить динамику сокращения насаждений с помощью документа невозможно. Непонятно, для каких районов Киева эти проблемы наиболее актуальны.

В Киеве можно использовать вертикальное озеленение, к чему сейчас приходят во многих городах мира. Однако такие программы невозможны без активного участия застройщиков

Что предлагает стратегия?

Справиться с ситуацией поможет более простой порядок определения территорий зеленых зон, а закрепление границ лесов и парков предотвратит их застройку. Среди других необходимых мер: инвентаризация земель, подходящих для озеленения; создание новых парков и скверов; разработка программы лечения деревьев, имеющих историческую и природную ценность.

Дополнительно в Киеве можно использовать вертикальное озеленение, к чему сейчас приходят во многих городах мира. Однако такие программы невозможны без активного участия застройщиков, которые зачастую не готовы обеспечить жилые комплексы необходимой инфраструктурой.

Управление отходами: Утонуть в мусоре 

В 2017 году киевляне производили 950,3 тыс. т отходов, в 2018-ом – 973,7 тыс. т, в 2019-ом – 999,1 тыс. т., в 2020 году – 12 780 тыс. т. Если брать данные за 2019 год, то из общего количества мусора в городе утилизировали всего 0,8 тыс. т отходов, при этом 200,3 тыс. т сожгли.

Один киевлянин в среднем за год производит до 350 кг отходов. При этом около половины всего мусора – это пищевые отходы, которые могли бы идти на компост. Однако в Киеве сегодня нет инфраструктуры для такой переработки, и далеко не у всех горожан есть возможность вывозить органику на дачу.

За 2019 год в Киеве также накопилось 4,6 тыс. т отходов I-III классов опасности – это люминесцентные лампы, аккумуляторы, медицинские отходы.

В городе не хватает специальных мастерских по ремонту вещей для продления их жизни и пунктов сбора мебели и бытовой техники, которые можно повторно использовать

Что предлагает стратегия?

В документе говорится о внедрении единой информационной системы учета, содержащей данные о количестве и видах мусора, а также субъектах хозяйствования, собирающих и перерабатывающих отходы. Киев остро нуждается в ликвидации стихийных свалок и разработке инфраструктуры для компостирования органики.

К раздельному сбору мусора киевлян смогут приучить специальные контейнеры, которые уже устанавливают в разных районах города. При этом в городе не хватает специальных мастерских по ремонту вещей для продления их жизни и пунктов сбора мебели и бытовой техники, которые можно повторно использовать.

Представленная стратегия – это не догма, а "живой" документ, который будет постоянно меняться и оптимизироваться

"Живой" документ

Среди основных минусов стратегии можно назвать отсутствие конкретной информации по отдельным целям. К примеру, в разделе о биоразнообразии в качестве задачи приводится "внедрение информационно-аналитических инструментов, обеспечивающих прозрачность решений о развитии объектов городского пространства". Но что именно разработчики имеют в виду, не очень понятно. Однако, как говорит Виктория Хрутьба, представленная стратегия – это не догма, а "живой" документ, который будет постоянно меняться и оптимизироваться.   

Кроме того, в стратегии не хватает финансовой информации: здесь нет никаких предложений о том, где брать деньги на ту или иную инициативу и сколько это может стоить. Без экономической составляющей предложения о реконструкции канализационных систем города или строительстве комплекса по переработке органических отходов выглядят несколько оторванными от реальности. Эксперты же лишь ограничиваются уточнением, что все подобные решения находятся в границах полномочий городской власти.

В Управлении экологии и природных ресурсов КГГА говорить о презентованном документе пока не готовы. Александр Возный, глава управления, пообещал Фокусу изучить и прокомментировать Экологическую стратегию позже.