Разделы
Материалы

Коммуналка 2.0. Чем отличается коливинг от общаги или от съемной квартиры

Евгения Королёва
Фото: Кирилл Чуботин | В просторной гостиной - мраморный камин и бандура у стены

В Украине все популярнее становятся коливинги — жилье, где единомышленники делят быт и вместе проводят досуг. Такие сообщества прогрессивной молодежи выходят за рамки привычных форматов: они осознанно выбирают соседей, создают совместные проекты и живут коммуной

"Здесь наше общее место отдыха, где мы проводим больше всего времени", — Алексей Василюк проводит импровизированную экскурсию по киевскому коливингу на Большой Житомирской, где вместе живут 18 человек. В просторной гостиной с красивым мраморным камином и бандурой у стены негромко общаются несколько ребят, кто-то с ноутбуком сидит на диване, кто-то выходит покурить на открытый балкон с видом на укутанный в закат город.

"А еще у нас капсульные кровати есть", — продолжает мой проводник и показывает комнату с двухъярусными спальными местами, похожими на соты.

Всего в апартаментах четыре спальни и три ванные комнаты, в коридоре "припаркованы" велосипеды и скейтборд. У каждого коливера, жильца сообщества, своя зона ответственности: кто-то убирает кухню, кто-то санузлы или прихожую. Благодаря этому квартиру держат в относительной чистоте, хотя без забытой на столе грязной посуды дело не обходится.

За общим порядком следит назначаемый общиной сотник — глава коливинга, в обязанности которого также входит отбор новых жильцов, когда освобождаются места. Зарплата на этой "должности" не предусмотрена, зато есть скидка на проживание: если все коливеры платят фиксированную сумму $130 в месяц, то платеж для главного в квартире составляет $75. Последние месяцы таким управляющим в коливинге был Алексей Василюк, 20-летний выходец из Полтавы, работающий в Киеве тьютором в частной школе, но сейчас он передал свои полномочия новому сотнику.

"Миллениалы придумали коммуналку" — одна из самых расхожих шуток о коливингах, но на коммунальную квартиру или даже студенческое общежитие Vilnyy похож мало

Коливинг на Большой Житомирской появился полгода назад как часть сети Vilnyy, существующей в Киеве с 2018 года и объединяющей 11 таких квартир. А начиналось все с инициативы двух студентов — Георгия Дехтяренко и Ивана Сырцова.

Людей меняют люди

Гоша, так Георгия Дехтяренко называют в коливинге, всегда был активным и деятельным: в школе входил в ученическое самоуправление, после волонтерил в организации "Будуємо Україну разом". За это время привык находиться рядом с такими же целеустремленными и неравнодушными ровесниками, но в Национальном транспортном университете, куда он поступил учиться, что-то пошло не так. В студенческом общежитии парень оказался окружен людьми, которые его взглядов на волонтерство не разделяли. Бесплатная работа в рамках социальных мероприятий казалась им бессмысленной и не стоящей внимания.

Тогда же Гоша вместе с другом Иваном узнал о проекте "Вільний простір": Павел Дидула создавал во Львове жилые пространства для креативной молодежи. Киевские активисты заинтересовались идеей и решили создать такое сообщество в столице. Первый коливинг открылся в 2018 году как часть "Вільного простору", но со временем превратился в отдельную сеть Vilnyy.

"Если во Львове все сообщества были независимы друг от друга — с разными бюджетами, управлением, концепциями, — то мы изначально стремились к централизованному управлению", — рассказывает Георгий Дехтяренко.

Когда все ночью уходят спать, для секса можно уединиться в гостиной и закрыть дверь. Если уважать чужое пространство и вести себя тактично, никто не будет возражать

"Миллениалы придумали коммуналку" — одна из самых расхожих шуток о коливингах, но на коммунальную квартиру или даже студенческое общежитие Vilnyy похож мало хотя бы потому, что здешние жильцы проходят строгий отбор. В свое время сестра Гоши, загоревшаяся идеей поселиться в сообществе, долго ждала своей очереди и попала лишь в третий по счету коливинг.

"Иногда Vilnyy ошибочно принимают за бюджетный проект, где можно дешево пожить, но это не так. К нам заезжают предприниматели, СЕО компаний, помощники народных депутатов, то есть самореализованные, обеспеченные люди", — говорит Дехтяренко.

Невысокая стоимость жизни в коливинге объясняется тем, что это некоммерческий проект. Остающиеся после оплаты аренды и коммунальных услуг деньги находятся в распоряжении сообществ, которые могут покупать мебель, технику и улучшать условия своего проживания. 

Отбор жильцов проходит в три этапа: сначала надо написать мотивационное письмо, где желающий попасть в коливинг объясняет, почему выбор его кандидатуры будет правильным и как он сможет дополнить сообщество. Дальше с кандидатом проводит собеседование сотник, после чего назначается встреча с коливерами, которые решают, хотят ли жить с этим человеком.

Психолог и медиатор. Экс-сотник Алексей Василюк знает, как сглаживать конфликты в сообществе и подбирать новых жильцов

Обычно в коливинг не попадают те, кто не готов долго жить в сообществе: если подающий заявку ищет временное жилье на месяц-два, то отбор он не пройдет. Нет шансов и у тех, кто основную часть своего времени отдает работе, а квартира ему нужна лишь для ужина и сна.

"Чтобы стать коливером и качественно прочувствовать атмосферу "Вільного", нужно быть полностью вовлеченным в жизнь здесь, ты не можешь оставаться в стороне, — подчеркивает Алексей Василюк. — Поэтому мы ищем тех, кому в первую очередь нужно сообщество".

В коливинге уверяют, что профессия или должность человека при отборе несущественны: в сети сообществ живут студенты, журналисты, музыканты, архитекторы, безработные и продавцы. Значение имеет лишь то, насколько это идейные и вдохновляющие люди. Зато возрастной ценз здесь строгий — всем коливерам от 17 до 30 лет. Несмотря на то что ребята категорично заявляют, что они не эйджисты, с людьми постарше жить все же не готовы. 30-летние, по их мнению, уже не могут так динамично развиваться и меняться, к тому же будут свысока смотреть на молодежь, так что равенства добиться не получится.

Сексу — да, наркотикам — нет

Основатели сети коливингов постоянно находятся в поиске нового жилья в столице, подходящего под такой формат. Но далеко не все арендодатели готовы заселять к себе в апартаменты большую группу молодых людей.

"Многие собственники 4–5-комнатных квартир хотят видеть своим арендатором одинокого человека или семью без детей и животных. А сколько таких найдется? Мы им говорим о том, что готовы платить, гарантировать сохранность жилья, подписать долгосрочный договор, но они все равно отказывают и продолжают ждать своего "идеального" жильца", — говорит Георгий.

Чтобы избежать конфликтов с собственниками квартир, а также внутри самих сообществ, в коливингах действуют четкие правила. К примеру, сюда нельзя заселяться с домашними животными, а также запрещено принимать любые виды наркотиков — за это нарушителя сразу выгоняют. С алкоголем ситуация проще — нет проблем с тем, чтобы выпить вина или пива, но пьяных дебошей никто не потерпит. Интимные отношения допускаются, но на практике реализовать это проблематично, учитывая количество живущих в квартире людей.

"Как это происходит? — смущается Богдан Бондарчук, 19-летний студент-историк и новый сотник коливинга на Большой Житомирской, но тут же улыбается и кивает головой на диван в гостиной. — Когда все ночью уходят спать, можно уединиться здесь и закрыть дверь. Если уважать чужое пространство и вести себя тактично, то никто не будет возражать".

Богдан поселился в сообществе полгода назад. Сам он киевлянин, у него есть квартира, но парень признается, что жить одному скучно, а о коливинге он слышал много хороших отзывов.

"Серьезных конфликтов у нас я не припомню, из-за политики или религии мы никогда не ссоримся, зато периодически бывают интересные дискуссии. Как-то несколько часов проговорили о судьбе — все ли предопределено или человек сам руководит своей жизнью", — делится Бондарчук.

Комфортную атмосферу в коливинге парень объясняет тем, что токсичные люди сразу отсеиваются. "По сути, это закрытое сообщество, особенно во время локдауна. Мы постоянно варимся в своем "бульоне", очень важно не пересолить и не переперчить его, а сохранить этот баланс", — резюмирует Богдан.

Дом для айтишников

Формат коливингов активно развивается в разных странах. Коливинги существуют в Польше, Великобритании, Испании, но изначально мода на новые "коммуналки" сформировалась в Кремниевой долине в США. В 2013 году Джей Стендиш и Бен Прован открыли в Калифорнии "дом-песочницу" (The Sandbox House) и запустили первых постояльцев — программистов, архитекторов и студентов. Основатели коливинга захотели противопоставить американскому гипер­индивидуализму и чрезмерному потреблению совместное проживание. Соседи по квартире делятся велосипедами и туристическим снаряжением, помогают друг другу реализовывать идеи и всячески мотивируют к развитию.

В отличие от киевской сети Vilnyy, ориентированной исключительно на молодежь, западные "коммуналки" часто не предполагают ограничений по возрасту. Туда обычно заселяются люди до 50 лет, точно так же желающие быть в сообществе и жить рядом с интересными соседями, близкими по духу и жизненным ценностям. И есть все предпосылки к тому, что эта пока пустующая в Украине ниша жилья для экстравертов тоже заполнится.

Пространство для своих. Сеть Vilnyy объединяет 11 коливингов в Киеве

Вслед за Vilnyy в Киеве появился коливинг Domivka. Его создатели Юлия Обозная и Никита Постолакий, многие годы проработавшие в IT и разделяющие идею sharing economy, создали сообщество для людей из этой сферы или смежных профессий. Однако у жильцов нет необходимости делить апартаменты с соседями, все живут в отдельных квартирах, общие только большая гостиная и кухня.

Здешние обитатели также проходили отбор — сюда брали лишь тех, кто готов разделять идеи добрососедства. Стоимость проживания, соответственно, выше: 6–8,5 тыс. грн за комнату. Как рассказывает Обозная, в настоящее время коливинг продолжает существовать, но из-за эпидемии коронавируса пришлось отказаться от общих зон, так что люди пока живут здесь, как в обычном жилом доме.

Премиум-формат

Этой весной стало известно об открытии еще одного сообщества под названием Coliving One. Новое пространство на 24 квартиры с дизайнерским ремонтом находится на киевских Нивках. Здесь, как и в Domivka, люди будут жить не в общих комнатах, а раздельно — по одному или семьями, но в комплексе есть общий коворкинг, вечером превращающийся в Party Room, а также терраса на крыше, где соседи смогут вместе проводить время.

"Мы отбираем людей в соответствии с их интересами, — рассказывает Татьяна Попова, маркетолог Coliving One. — Если в одной квартире живет айтишник, то ему будет о чем поговорить с дизайнером или с деятелем искусства, а не со строителем, к примеру. Когда ты понимаешь, что рядом с тобой успешные молодые люди, с которыми у тебя много общего, это мотивирует знакомиться и общаться. Вместе вы сможете расти, развиваться, создавать новые проекты". По словам Поповой, отбор жильцов происходит субъективно: это решение остается за администратором коливинга, который понимает, кто "впишется" в сообщество.

В отличие от киевской сети Vilnyy, ориентированной исключительно на молодежь, западные "коммуналки" часто не предполагают ограничений по возрасту

За границей коливинг нередко ассоциируется с более доступным жильем — большой группой людей легче и дешевле снимать апартаменты. Однако проект Coliving One создается в премиум-сегменте: аренда квартиры обойдется от 12 до 19 тыс. грн. Все апартаменты в Coliving One уже забронированы. Официальное открытие должно состояться 1 июня, но некоторые жильцы в комплекс уже заехали.

Одной из первых обитателей сообщества стала Маричка Герман, ей 26 лет, работает бизнес-консультантом. Девушке импонирует идея жить в одном доме с единомышленниками и проводить с ними свободное время.

"Сюда подтягиваются люди, которые все на одной волне. Это сразу чувствуется. Те, кто "выпадает" из этой атмосферы, будут отсеиваться и надолго здесь не задержатся", — подчеркивает она. Маричка признается, что не хотела бы жить рядом с "супер-взрослыми" и скучными соседями.

Впрочем, есть и те, кому Coliving One не подошел. 26-летняя Ирина Пикалова, проектный менеджер из Киева, узнала о коливинге случайно — ее парню в соцсетях попалась реклама.

"Не могу сказать, что идея такого совместного проживания мне нравится из-за комьюнити. Скорее я вижу плюсы в том, что там есть администратор, решающий все бытовые вопросы, и ты на них уже можешь не отвлекаться", — говорит Ирина. Пара съездила посмотреть квартиры в Coliving One еще во время его строительства, такой вариант молодых людей не впечатлил. Выбор района показался неудачным, к тому же, по мнению Ирины, апартаменты слишком маленькие для комфортного проживания.

"Я не готова платить 19 тыс. грн за 40 кв. м, это слишком дорого и неоправданно для меня", — говорит девушка.

Тем не менее спрос на квартиры показывает, что молодые киевляне с хорошим заработком действительно заинтересованы в таком формате жилья. Как говорит Татьяна Попова, их проект будет расти, и на осень запланирован запуск еще одного комьюнити.

К слову, в сети Vilnyy к появлению нового крупного коливинга в Киеве отнеслись с энтузиазмом. Ребята считают, что это хороший формат для тех, кто "вырастает" из студенческого, более тесного сообщества и стремится к большему комфорту или созданию семьи. В то же время желание жить рядом с единомышленными, прогрессивными и образованными соседями остается.

Пока коливинги в Украине появляются лишь как отдельные эксперименты, но у этого формата есть все шансы стать распространенным явлением и в нашей стране. Сейчас девелоперы лишь присматриваются к такому варианту, но если появившиеся бизнес-проекты себя оправдают и станут рентабельными, у предпринимателей появится стимул создавать жилье специально под такие сообщества.