Узкопрофильные мастера: почему западные танки не являются штурмовыми машинами (фото)
Военные эксперты отмечают, что концепция создания западных танков существенно отличается от советской парадигмы, поскольку они разрабатывались, прежде всего, как противотанковое средство.
Существует мнение, что танки западных образцов, такие как Leopard 2, Abrams и Challenger 2, создавались для выполнения штурмовых противопехотных задач. Между тем западные оружейники проектировали данную технику с учетом иного понимания концепции ведения боевых действий, в отличие от специалистов в СССР. Об особенностях западных танков, которые скорее являются "узкопрофильнми мастерами", а не "универсальными солдатами", рассказали 11 марта обозреватели Defense Express.
В материале говорится, что при создании танков западные и советские конструкторы опирались на различные догмы ведения войны, которые имели принципиальные отличия. Если для советских инженеров отправной точкой была машина Т-34, как массовый и универсальный танк, то для западных специалистов, вектор развития был задан машиной MBT-70, которая была совместным проектом США и ФРГ, созданным как ответ на советский Т-64.
Именно MBT-70 стал "прародителем" современных танков Leopard 2 и Abrams, отмечают эксперты. Его концепция представляла собой не универсальный танк, а мобильную противотанковую систему. Иными словами западные специалисты создавали средство, которое должно было остановить армаду советских танков в случае вторжения.
Никаких фугасов
В частности, эксперты отметили такую деталь, что изначально 120-мм пушка Rh-120 для танков Leopard 2 не предусматривала использование осколочно-фугасных боеприпасов. И здесь вопрос не в проблеме разработки таких снарядов, а в том, что перед танками не ставили задач, которые предусматривали бы применение таких боеприпасов. Между тем для борьбы с пехотой противника все же был предусмотрен боеприпас DM12 или его американский аналог M830 HEAT-MP-T.
Обозреватели отмечают, что такая ситуация продолжалась вплоть до 1990-х, до тех пор пока в США не стали снимать с вооружения машину M728 CEV с короткоствольной 165-мм пушкой, которая вела огонь специальными осколочно-фугасными HESH-снарядами.
Ситуация изменилась уже к концу 1990-х, когда Южная Корея попросила разработать специальный танковый боеприпас для борьбы с пехотными укреплениями противника. Таким образом появился снаряд M908 HE-OR-T, который является переделкой кумулятивного M830. Затем в 2004 появился противопехотный снаряд M1028, а конце 2000-х для Abrams и Leopard 2 появился снаряд DM11, который начинен вольфрамовыми шариками и имеет возможность программированного подрыва.
Что касается британских Challenger 2 с его специфическим нарезным орудием L30A1, то у него вообще нет противопехотных средств поражения. Танк ведет огонь бронебойными, домовыми и HESH-боеприпасами.
Советская школа танкостроения
На территории СССР инженеры создавали несколько проектов основных боевых танков. Речь идет о таких машинах как Т-64Б, Т-72 и Т-80. При этом их разработкой занимались три разные КБ — в Харькове, в Ленинграде и в Нижнем Тагиле. Еще в 50-х годах советские оружейники пошли путем универсализации, отказавшись от градации на легкие средние и тяжелые танки.
В итоге получились машины с разными обозначениями в названии. Они имели одинаковые вооружение, прицелы и электронику, но различались по трем основным узлам — двигатель, механизм заряжания и ходовая часть.
Основным осколочно-фугасным снарядом стал боеприпас ЗВОФ36 для танковых орудий Д-81. Однозначно этот снаряд предусматривает уничтожения пехоты противника, поскольку приведенная площадь его поражения равняется около 300 кв. м.
Выводы
Таким образом западные танки остаются специализированными машинами, которые предназначены для борьбы с техникой противника. Поэтому их нельзя считать штурмовой техникой в парадигме массовых советских танков.
"Наличие в них противопехотных боеприпасов — следствие решения хотя бы чем-то закрыть отсутствующий в базовой версии функционал, который не закладывался при разработке", — подытожили обозреватели.