"Фуцзянь" готовится встать в строй: почему три авианосца КНР — большая проблема
Китай поставил цель иметь шесть действующих авианосцев к 2033 году, что даст ему второй по величине флот открытого моря после Соединенных Штатов. Самый новый из трех авианосцев "Фуцзянь" приступил к морским испытаниям. Это один из самых больших военных кораблей в мире весом 80 тысяч тонн.
ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) наращивают свой военно-морской потенциал благодаря появлению третьего авианосца – Type 003 Fujian ("Фуцзянь"), который вскоре должен пройти ходовые испытания и поступит на вооружение к 2026 году.
Фокус перевел статью Питера Сучиу о том, почему китайские авианосцы — это большая проблема.
Этот авианосец, названный в честь провинции Фуцзянь, расположенной напротив Тайваня, представляет собой значительный технологический скачок для Китая, являясь одним из самых больших военных судов весом 80 тысяч тонн с конвенциональным двигателем.
Благодаря электромагнитной системе запуска самолетов (EMALS) и усовершенствованной системы амортизации (AAG), "Фуцзянь" сможет принимать на борт 60-70 самолетов, включая варианты Shenyang J-15B и нового J-35, а также Xi'an KJ-600 AEWC. Этот шаг приближает НОАК к достижению цели стать вторым по величине флотом открытого моря, а планы получить шесть авианосцев к 2033 году подчеркивает растущее военно-морское мастерство и стратегические амбиции Китая.
ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) стали еще на один шаг ближе ко второму в мире авианосному флоту после США, так как третий по счету авианосец (и второй полностью отечественного производства) уже готовится покинуть порт для проведения первых ходовых испытаний. Это станет важной вехой как для НОАК, так и для самого авианосца, спущенного на воду только в июне 2022 года.
Ожидается, что ходовые испытания продлятся не менее года, а на вооружение он сможет поступить к концу 2025 или началу 2026 года.
Авианосец, названный в честь провинции Фуцзянь, расположенной прямо напротив Тайваня, символизирует национальную гордость Китая. Несмотря на то, что авианосец имеет обычную конструкцию водоизмещением 80 тысяч тонн, он входит в число крупнейших военных кораблей, находящихся сегодня на вооружении, после атомных суперкораблей ВМС США класса Nimitz и Gerald R. Ford.
На "Фуцзяне", скорее всего, будет действовать авиакрыло из 60-70 истребителей, а также он будет оснащен электромагнитной системой запуска самолетов (EMALS) и технологией Advanced Arresting Gear (AAG), ранее применявшейся исключительно на авианосцах класса Gerald R. Ford.
Ожидается, что новый китайский авианосец поступит на вооружение к 2026 году. Его авиакрыло, вероятно, будет включать в себя вариацию Shenyang J-15B Flying Shark, оснащенный системой запуска CATOBAR, истребители Shenyang J-35 (вариант FC-31 авианосного базирования), а также самолет раннего предупреждения и управления (AEWC) Xi'an KJ-600.
Как ранее писал Харрисон Касс для The National Interest, прототипы FC-31/J-35, предположительно, будут оснащены двигателями RD-93. Китай также работает над усовершенствованным двигателем WS-13E, который, как ожидается, будет иметь тягу почти 10 тыс кг/с, и WS-13, возможно, заменит RD-93 на FC-31.
Флот авианосцев для Китая
Как уже отмечалось, "Фуцзянь" – это первый китайский авианосец отечественной разработки. НОАК поставила перед собой цель иметь шесть действующих авианосцев к 2033 году, что даст ей второй по величине флот открытого моря после Соединенных Штатов.
Тype 003 "Фуцзянь" следует за двумя находящимися в строю авианосцами НОАК – Type 001 Liaoning ("Ляонин") и Type 002 Shandong ("Шаньдун"). Первый из этих кораблей был приобретен у Украины после распада Советского Союза как недостроенный советский авианосный крейсер "Варяг" класса "Кузнецов". После продажи судна его собирались превратить в плавучий отель и казино, но потом перевезли в Китай и достроили как первый авианосец НОАК.
Type 002 "Шаньдун" был построен в Китае, но он очень точно повторял дизайн Type 001.
И "Ляонин", и "Шаньдун" оснащены оборудованием для операций короткого взлета и конвенциональной посадки (STOBAR), что подразумевает запуск самолетов с помощью "трамплина" на носу, при этом посадка осуществляется с помощью аэрофинишеров.
Авианосец Type 003 "Фуцзянь" – это поистине огромный шаг вперед для НОАК и Китая.
Об авторе
Питер Сучиу – журналист из Мичигана. За свою двадцатилетнюю журналистскую карьеру он участвовал в создании более чем четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав более 3200 материалов. Он регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных делах. Питер также является автором статей для Forbes и Clearance Jobs. Вы можете следить за ним в Twitter: @PeterSuciu. Вы можете написать автору по электронной почте: Editor@nationalinterest.org.