Разделы
Материалы

Есть одна проблема: что не так с новейшим истребителем F-15EX

Ольга Шевченко
F-15 Strike Eagle II

В прошлом году завершился ключевой этап испытаний и оценки F-15EX Eagle II, и летчики ВС США начинают переходить на него с устаревших F-15. В долгосрочной перспективе американская армия получит универсальную боевую платформу.

Несмотря на растущие затраты, которые уже превысили стоимость F-35, F-15EX рассматривается как важнейшая платформа для поддержания превосходства в воздухе, а его передовые системы и архитектура открытых миссий обеспечат самолету актуальность в долгосрочной перспективе.

Фокус перевел статью Питера Сучиу о проблемах с истребителем F-15EX Strike Eagle II.

  • F-15EX Eagle II, завершив ключевой этап испытаний и оценки, переходит на вооружение пилотов ВС США. 142-е крыло ВС Национальной гвардии штата Орегон первым получит 18 этих современных истребителей.
  • F-15EX значительно усовершенствовали по сравнению с F-15C, включая более мощные двигатели, улучшенный радар и авионику, а также систему управления полетом по принципу fly-by-wire.

Несмотря на растущие затраты, которые уже превысили стоимость F-35, F-15EX рассматривается как важнейшая платформа для поддержания превосходства в воздухе, а его передовые системы и архитектура открытых миссий обеспечат самолету актуальность в долгосрочной перспективе.

F-15EX Eagle II: в центре внимания — новые характеристики и растущая стоимость

В прошлом году завершился ключевой этап испытаний и оценки F-15EX Eagle II, и летчики ВС США начинают переходить на него с устаревших F-15, находящихся сейчас на вооружении. В прошлом месяце сайт Flight Global сообщил, что летчики ВС, ранее эксплуатировавшие F-15C, начали процесс перехода на новый Eagle II.

F-15EX Strike Eagle II
Фото: Boeing

В марте ВС объявили, что летчики 142-го крыла ВС Национальной гвардии штата Орегон стали первыми пилотами этого самолета и поставили ему безоговорочный "лайк".

142-е крыло должно получить 18 самолетов Eagle II, а первый из них прибудет уже этим летом.

Усовершенствованный Eagle

Хотя новый F-15EX, как утверждается, очень похож на своего предшественника модели C, летчики, которым довелось полетать на нем, говорят, что это гораздо более совершенный истребитель.

"Мое впечатление от F-15EX после первого полета — это потрясающий, невероятный самолет, — говорит летчик 123-й истребительной эскадрильи подполковник Джоэл "Термо" Тезинг. — Чувствуется, что двигатели намного мощнее, чем у модели C, а радар и авионика по сравнению с F-15C усовершенствованы на целое поколение".

Хотя новый F-15EX, как утверждается, очень похож на своего предшественника модели C, летчики, которым довелось полетать на нем, говорят, что это гораздо более совершенный истребитель

Компания Boeing, которая приобрела F-15 у McDonnell Douglas, заявила, что F-15EX позволит быстро внедрять технологии, которые сохранят актуальность платформы на десятилетия вперед. Это будет достигнуто благодаря архитектуре открытых миссий (Open Mission Systems Architecture), включающей в себя возможности Advanced Battle Management Systems (ABMS), позволяя F-15EX работать автономно в изоляции, но также и подключаться к глобальному облаку.

Eagle II уже обладает некоторыми передовыми функциями, которые заметно отличают его от оригинального Eagle и даже F-15E Strike Eagle. К ним относится система управления полетом fly-by-wire — цифровая система, которая заменяет ручное управление полетом, используемое на старых моделях F-15.

"Некоторые из преимуществ системы fly-by-wire включают уменьшение веса и повышение маневренности самолета, но сама система значительно отличается от той, с которой знакомы летчики моделей C", — пояснили в ВС.

Летчики, проходящие подготовку на F-15EX на авиабазе Эглин (Eglin Air Force Base), штат Флорида, уже привыкают к этим отличиям.

"На начальном этапе потребуется много учебы и практики, чтобы освоить основы управления самолетом и изучить его системы. Это процесс с крутой кривой обучения, и он не заканчивается, пока вы являетесь летчиком, — добавил Тезинг. — Я с нетерпением жду того момента, когда мы сможем переключить внимание с того, как управлять EX, на то, как использовать его в тактических целях".

Проблема стоимости F-15EX Eagle II

По оценкам ВС США, F-15EX Eagle II имеет около 70% общих деталей с нынешними F-15C и F-15E Strike Eagle, которые он заменит. Кроме того, в Сент-Луисе сохранились исходные производственные линии, а учебно-тренировочные базы, склады технического обслуживания и другие объекты инфраструктуры также могут быть легко переведены на обслуживание F-15EX.

F-15EX — это не совсем та выгодная сделка, на которую рассчитывали ВС

Кроме того, Boeing утверждает, что такой истребитель будет проще построить и быстрее ввести в эксплуатацию, и эту платформу можно будет обслуживать наравне с Lockheed Martin F-35 Lightning II. Однако F-15EX — это не совсем та выгодная сделка, на которую рассчитывали ВС.

Как пишет Харрисон Касс для сайта The National Interest, "цена F-15EX неуклонно растет, превышая даже стоимость F-35. Изначально предполагалось, что стоимость одного самолета составит менее 80 миллионов долларов, но к осени 2023 года цена F-15EX выросла до 90, а затем — до 97 миллионов долларов. В качестве причин роста стоимости называли инфляцию, текучку кадров и экономические условия".

Независимо от стоимости, именно этот самолет вскоре начнут эксплуатировать на северо-западе Тихоокеанского побережья в этом году, а затем он отправится в полеты с летчиками ВС по всему миру.

Об авторе

Питер Сучиу — журналист из Мичигана. За свою двадцатилетнюю журналистскую карьеру он участвовал в работе более чем четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав свыше 3200 материалов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных делах. Питер также является автором статей для Forbes и Clearance Jobs. Вы можете следить за ним в Twitter: @PeterSuciu. Напишите автору по электронной почте: Editor@nationalinterest.org.