Высоких ТТХ еще недостаточно: как россиян заставили использовать Су-35 неэффективно
Украинские средства ПВО вынудили применять Су-35 в манере авиаударов эпохи Второй мировой войны. Но это не единственная проблема, с которой столкнулось командование ВКС РФ в реализации потенциала этих машин.
С начала полномасштабного российского вторжения в Украину истребитель Су-35 не смог продемонстрировать ожидаемых результатов. Несмотря на впечатляющие технические характеристики и боевые возможности, этот самолет столкнулся с рядом трудностей, которые не позволили ему в полной мере реализовать свой потенциал. О причинах неэффективного применения Су-35 в ходе российско-украинской войны рассказали 20 августа обозреватели Bulgarian Military.
Итак, Су-35 — это современный российский многоцелевой истребитель, сочетающий в себе элементы самолетов четвертого и пятого поколений. Он оснащен передовой авионикой, мощными двигателями и системами вооружения, что делает его одним из самых грозных самолетов в российском арсенале. Тем не менее, по мнению американского эксперта Брэндона Вайхерта, проблема заключается не в самом самолете, а в условиях, в которых он используется.
Украинская ПВО: вызов для Су-35
Истребитель Су-35 был разработан для ведения боевых действий на больших высотах и поражения целей за пределами визуальной дальности. Однако украинские войска применяют современные системы противовоздушной обороны, такие как Patriot, NASAMS, IRIS-T и старые, но все еще эффективные С-300 и С-200. Эти системы вынуждают российские самолеты летать на более низких высотах, что снижает их преимущество и делает их уязвимыми для зенитных комплексов и переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).
Вайхерт отмечает сходство с тактикой, использовавшейся союзниками во Второй мировой войне, когда пилоты летали на низких высотах для точного нанесения ударов. Но если тогда это было вынужденной мерой, чтобы точнее поражать цели противника, то сегодня российские летчики вынуждены летать ниже под давлением украинской ПВО. Такая тактика подвергает Су-35 дополнительным угрозам, и самолет не может работать на оптимальном уровне, что снижает его эффективность.
Другие ограничения
Кроме тактических проблем, Су-35 сталкивается с вызовами экономического и технологического характера. Высокие эксплуатационные расходы и сложность обслуживания делают этот самолет дорогостоящим в эксплуатации. Более того, ограниченный объем производства, — а это, по мнению обозревателей, около 100 единиц по состоянию на 2021 год, снижает его значение в общей стратегии России.
Технологический прогресс в области беспилотных летательных аппаратов также ставит под сомнение актуальность данного истребителя. Современные БПЛА могут выполнять многие функции, которые раньше возлагались на пилотируемые истребители, что уменьшает стратегическое значение таких самолетов, как Су-35.
В заключение обозреватели отметили еще один нюанс. Вероятно, Су-35 также сталкивается с конкуренцией со стороны нового российского истребителя пятого поколения — Су-57. Данная машина обладает стелс-технологиями и передовой авионикой, которых нет у Су-35, что делает его более перспективным в современных и будущих условиях воздушных боев.
Ранее сообщалось, что в начале мая ВКС России получили очередную партию истребителей Су-35С. Поставка самолетов состоялась в Комсомольске-на-Амуре. Перед поставкой заказчику самолеты прошли заводские испытания в различных режимах.