В 2014 году исламисты объявили о создании Халифата на территории Сирии и Ирака, тем самым развязав крупную войну на Ближнем Востоке. The New York Times рассказывает, как, столкнувшись с нехваткой оружия, ИГИЛ стал производить его самостоятельно
В конце весны 2017 года иракские силы, сражающиеся в Мосуле с боевиками "Исламского государства", обнаружили на освобожденных территориях три ручных противотанковых гранатомета. Внимание военных привлекли боеприпасы к ним, содержащие некую тяжелую жидкость. Отправив оружие на экспертизу, они установили, что боеголовки начинены сырым блистерным агентом, напоминающим горчичный газ, заряды оказались химическим оружием массового поражения, предназначенным для сжигания кожи и дыхательных путей человека. Аналогов такого оружия в мире нет, это разработка ИГИЛ.
"Нерегулярные боевые силы, имеющие ограниченный доступ к рынку вооружений, очень часто производят собственное оружие. Но "Исламское государство"в этом вопросе вышло на абсолютно новый уровень. То, что они создали, мы никогда не видели в руках негосударственных армий", —говорит сотрудник подразделения Госдепартамента США по отслеживанию и анализу вооружений Соломон Блек. Бывшие военные техники по утилизации боеприпасов и оружейные эксперты, работающие в районах, ранее оккупированных ИГИЛ, предоставили The New York Times десятки докладов и фотографий о различных типах оружия, которое "Исламское государство" создало с 2014 года. Эти отчеты описывают систему, включающую в себя центры по исследованию и разработке оружия, его массовое производство и организованные поставки в боевые подразделения.
Свое оружие ИГИЛ использует не только против военных противников, но и против гражданских лиц, не поддержавших боевиков. Когда правительство Ирака отбило у исламистов город Эр-Рамади, некоторые его жители, возвратившись домой, погибли в собственных жилищах. По словам Снура Тофика из Норвежского центра народной помощи, отступая, игиловцы заминировали дома, взрывчатка была спрятана в генераторах. Бомбы настраивали так, чтобы они взрывались, как только человек пытался передвинуть генератор или даже просто близко подходил к нему.
Наследство от Хусейна
Расследование деятельности ИГИЛ вызывает серьезные опасения у экспертов. Ведь исламисты хорошо организованы, а огромная территория, которую они контролируют, позволяет воплощать самые невероятные амбиции по производству оружия. Некоторые виды оружия уже стандартизированы, в том числе боеприпасы из литых полимеров, ракеты для ПЗРК, мины, модульные части бомб и т. д. Многие виды оружия боевики производят в промышленных масштабах. Инженеры-оружейники ИГИЛ массово используют боеприпасы советских времен, чтобы на их основе сделать пусковые установки по западным образцам. К каждой такой установке они прикладывают письменную инструкцию по использованию.
"Исламисты научились делать отлично замаскированные смертельные ловушки. Например, бомбой может оказаться копия Корана, чайник, игрушка или чучело животного, это в разы замедляет работу групп по разминированию"
Сотрудники служб безопасности заявляют, что оружие исламистов несет опасность не только солдатам, воюющим в Сирии и Ираке. "Свои знания ИГИЛ распространяет с помощью интернета по всему миру, ими уже пользуются на Филиппинах и в Африке", —говорит морской пехотинец, специалист по утилизации боеприпасов Эрнест Барахас. Он уверен, что изготавливать оружие исламисты научились во время борьбы с оккупацией Ирака Соединенными Штатами в 2003–2011 годах. Официальные американские лица заявляют, что шиитским группировкам помогал Иран. Но и сунниты быстро освоили производство,в том числе химического оружия, в котором использовался хлор, найденный в иракских ракетах или снарядах, изготовленных еще при Саддаме Хусейне. Так что производство оружия в "Исламском государстве"основано на смертельной промышленности своих предшественников.
Развить успех ИГИЛу удалось после того, как в 2014 году боевики взяли под контроль магазины и фабрики с гидравлическими прессами, кузницами, цифровыми станками и пластиковыми агрегатами для литья под давлением. Эта инфраструктура позволила исламистам сделать прорыв в производстве. "Одним из самых удачных проектов стало создание ими серии бесконтактных пусковых установок, получивших широкое применение в конце битвы за Мосул. Благодаря им, отступая и потеряв численное преимущество, исламисты еще долго активно сопротивлялись", — говорит глава отдела операций в Ираке и Сирии Дамьен Сплитер.
Бюрократия в ИГИЛ была отточена до мелочей. "Например, если в каком-то регионе заканчивался детонирующий шнур, используемый в самодельных взрывных устройствах, местное командование подавало запрос на поставку недостающих комплектующих, которые оперативно доставлялись", — рассказывает Сплитер.
Смертельные ловушки
Специалистов по разминированию удивило и то, что боевики научились создавать оружие из подручных материалов. Лучше всего, по словам Эрнеста Барахаса, это получалось при изготовлении поясов смертников, компоненты которых при необходимости всегда можно было быстро заменить.
В ИГИЛ также додумались модернизировать стандартное самодельное взрывчатое вещество. Эта смесь имеет известную комбинацию аммиачной селитры и алюминия, которую широко использовали во время конфликтов в Ираке. Исламисты использовали и оружие противников. Например, из неразорвавшихся американских бомб они изымали взрывчатые вещества, поскольку те были мощнее и надежнее, чем самодельные.Впрочем, инженерам ИГИЛ удавалось не все. Согласно данным американского чиновника, который провел анализ ракеты, наполненной отравляющим веществом, боеголовка не смогла бы долететь до места назначения, поскольку ее компоненты распределялись в боеприпасе неравномерно.
Многие бомбы ИГИЛ использовал против военных и полицейских сил, борющихся с ним. Член Швейцарского фонда по разминированию Асо Мохаммед уверен, что самодельные взрывные устройства боевиков стали причиной гибели более 60% курдских солдат-пехотинцев на севере Ирака. В подготовленном отчете американских вооруженных сил в Багдаде сказано, что исламисты научились делать отлично замаскированные смертельные ловушки. Например, бомбой может оказаться копия Корана, чайник, игрушка или чучело животного,это в разы замедляет работу групп по разминированию. К тому же мины зачастую связаны между собой.Задача такой ловушки, говорят минеры, — убить как можно больше людей, превращающих районы, некогда подконтрольные ИГИЛ, в безопасную территорию.
По материалам: The New York Times
Перевод Даниила Непочатова