Разделы
Материалы

Больше не "лидер нации". Кто может возглавить Казахстан после отставки Назарбаева

Георгий Кухалейшвили
Фото: ktk.kz

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после 27 лет своего бессменного правления выступил с заявлением об отставке. Фокус разбирался во внутренних и внешних факторах, которые повлияли на такое беспрецедентное решение. Ситуация в Казахстане является объектом пристального внимания России, Китая и стран Запада

19 марта президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что уходит в отставку с поста главы государства. "Я принял решение прекратить свои полномочия в качестве президента", - сказал Назарбаев в обращении к народу Казахстана, транслировавшемся в эфире республиканских телеканалов. Исполнять обязанности президента страны будет спикер сената парламента Касым-Жомарт Токаев. Следующие президентские выборы в Казахстане должны были состояться в 2020 году.

Однако, эта история началась значительно раньше. Большими переменами в Казахстане повеяло еще 21 февраля, когда Нурсултан Назарбаев подписал указ об отставке премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, члена президентской партии "Нур Отан". По мнению Назарбаева, правительство Сагинтаева оказалось неспособным улучшить социально-экономическое положение в стране и способствовать развитию малого и среднего бизнеса, снизить долю государства в экономике, повысить уровень доверия граждан к судебной власти и правоохранительным органам, создать новые рабочие места и повысить качество жизни населения.

Президент Казахстана уверен в том, что средства из госбюджета тратятся не по назначению. На заседании правительства 30 января Назарбаев подверг жесткой критике деятельность правительства, назвал министров трусами за неспособность очистить экономику от банков-банкротов, призвал их уйти в отставку.

"Члены правительства не умеют работать с населением, выслушивать проблемы людей, разъяснять проводимую работу и политику", – объясняет свою мотивацию для таких резких кадровых выводов Назарбаев.

Подготовительные работы

Назарбаев распустил правительство на фоне зреющего общественно-политического кризиса в Казахстане. Значительное количество граждан испытывает недовольство социальной политикой властей. Чаша терпения общества переполнилась после трагической гибели пяти маленьких девочек во время пожара в доме-времянке в Астане в начале февраля, когда их родители работали в ночной смене. В столице Казахстана и крупных городах Алма-Ате, Караганде, Шымкенте, Актобе вспыхнули акции протеста с участием многодетных матерей. Женщины требовали от правительства и местных органов власти повысить пособия для многодетных семей, предоставить социальное жилье и увеличить количество детских садов. На митингах звучали, порой, фантастические предложения по избавлению от бедности в Казахстане. Одна из участниц акции протеста в Астане Кунсулу Искакова потребовала от властей поровну разделить все богатства страны, включая запасы полезных ископаемых, на 18 млн граждан.

Несмотря на то, что уровень бедности в Казахстане относительно низкий и составляет 4,7% от населения, 90% случаев нехватки средств для существования приходится на многодетные семьи. С 2010-го по 2017 год рождаемость в Казахстане выросла на 8,8%. Порядка 600 тыс. семей – многодетные (имеют по 4-6 детей). В марте 2018 года министерство труда и социальной защиты приняло непопулярное решение не предоставлять адресную социальную помощь многодетным семьям, если доход на каждого члена семьи в месяц превышает 50% от прожиточного минимума. По мнению вице-министра труда и социальной защиты населения Светланы Жакуповой, эта мера рассчитана на то, чтобы "укрепить экономическую самостоятельность и личную мотивацию граждан для выхода из трудной жизненной ситуации". При этом правительство не жалеет денег на поддержку банков и выделяет для этих целей $10 млрд.

Растет недовольство казахов низким уровнем доходов. Как сообщает инвестиционная компания Halyk Finance, в 2015-2017 годах реальные зарплаты населения Казахстана сократились на 3%. Средняя зарплата составляет $431. В отдельных областях, таких как Северо-Казахстанская, Туркестанская, Жамбыльская, где находятся предприятия машиностроительной, металлургической, нефтехимической отрасли, средняя месячная зарплата не превышает $300. С 1 января 2019 года "минималка" в Казахстане составляет $113 в месяц (в Украине – $154,5). При этом в экономике дела обстоят неплохо. В 2018 году ВВП Казахстана увеличился на 4,1% и страна остается самой экономически развитой среди других азиатских республик бывшего СССР. Причиной низких доходов населения в условиях экономического роста является сугубо сырьевой характер экономики Казахстана –70% населения работают на низкооплачиваемых производствах и в неразвитом сельскохозяйственном секторе, который не требует высокого уровня квалификации.

Ситуация в Казахстане отдаленно напоминает начало протестов "желтых жилетов" во Франции, где требования социально-экономического характера быстро переросли в политические, на митингах зазвучали призывы к отставке президента Эммануэля Макрона и проведению досрочных выборов. Можно утверждать, что Назарбаев отправил правительство Сагинтаева в отставку, чтобы подтвердить свою репутацию национального лидера и создать позитивный имидж партии "Нур Отан" в канун выборов президента (2020 год) и парламента (2021 год). Партия Назарбаева доминирует на политической арене Казахстана с 1999 года и занимает 84 из 107 мест в мажилисе – нижней палате парламента. В 2007 году Назарбаев получил право пожизненно переизбираться на пост президента, согласно соответствующим поправкам в Конституцию Казахстана. Он имеет статус "елбасы" ("лидер нации"), который освобождает его от уголовной ответственности, гарантируя неприкосновенность. На президентских выборах 2015 года его поддержали 97,75% избирателей.

Назарбаев назначил исполняющим обязанности премьер-министра Аскара Мамина – вице-премьера и бывшего руководителя государственной железнодорожной компании "Казахстан Темир Жолы". Таким способом казахский президент рассчитывает усмирить народный гнев и предстать в глазах общества "справедливым лидером", способным избавиться от неэффективных чиновников. Ранее он распорядился снизить тарифы на электричество для населения, повысить минимальную зарплату, сдерживать рост цен.

Ставка на стабильность

Рост внутриполитической нестабильности в Казахстане может отпугнуть крупный иностранный капитал. Крупнейшими инвесторами в экономику Казахстана являются Нидерланды ($54,2 млрд) и США ($28,2 млрд). С 90-х годов казахстанские нефтегазовые месторождения осваивают американские компании Chevron, ExxonMobil, ConocoPhillips, европейские фирмы Eni (Италия), Total (Франция), Royal Dutch Shell (Нидерланды/Великобритания), British Gas (Великобритания). Доля американских компаний составляет 42% на нефтяном рынке Казахстана. Большая часть сырьевого экспорта страны идет в Европу. В январе 2018 году Назарбаев совершил визит в Вашингтон и подписал с президентом США Дональдом Трампом более 20 соглашений на сумму свыше $7 млрд в сфере инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества.

На сегодняшний день режим Назарбаева устраивает США и Евросоюз, поскольку более приемлемых альтернатив нет. Попытки провести демократизацию Казахстана и свергнуть режим Назарбаева с помощью "цветной революции" в начале "нулевых" закончились полным провалом. Напомним, в ноябре 2001 года часть депутатов и членов правительства во главе с тогдашним министром энергетики Аблязом Мухтарова (сейчас проживает во Франции) образовали оппозиционное движение "Демократический выбор Казахстана" и потребовали провести децентрализациию государственной власти, восстановить Конституционный суд (упразднен в 1995 году), создать независимую систему избирательных комиссий, установить общественный контроль за использованием природных ресурсов и деятельностью монополий, предоставить свободу СМИ, превратить Казахстан в парламентскую республику. До лета 2002 года активисты "Демократического выбора Казахстана" устраивали пикеты и демонстрации, требовали отставки Назарбаева. Но репрессии против оппозиционеров и давление на прессу, вопреки критике со стороны США и Европы, помогли президенту Казахстана сохранить власть.

В Казахстане отсутствует реальная оппозиция. Помимо "Нур Отан" в парламенте по семь мест занимают Коммунистическая народная партия и Демократическая партия "Ак жол" лидером которой с 2011 года является Азат Перуашев, бывший член партии Назарбаева. Несистемная оппозиция подвергается преследованиям со стороны властей. В сентябре 2015 года по решению суда была распущена Компартия Казахстана. Экстремистскими были признаны оппозиционные партии "Демократический выбор Казахстана" и "Алга!" Владимира Козлова (приговорен к 7,5 годам лишения свободы). По данным организации "Открытый Диалог", в казахстанских тюрьмах находятся 17 общественных активистов. Преследованиям подвергаются даже блогеры за критику властей в социальных сетях.

Западу проще закрывать глаза на авторитарные тенденции в казахстанском обществе и на предстоящих выборах делать ставку на клан Назарбаевых, который может обеспечить стабильность внутри страны. Недаром Трамп, в отличие от своих предшественников, не заостряет внимание на проблеме соблюдения прав человека и дефицита демократии в Казахстане. Если Назарбаев не будет баллотироваться в президенты, то среди возможных кандидатов на его место следует упомянуть его старшую дочь, сенатора Даригу Назарбаеву, или председателя казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy Тимур Кулибаев, мужа средней дочери президента, Динары.

Китай близко

Особое значение для Астаны имеют отношения с Пекином, который также заинтересован в сохранении стабильности на территории Казахстана. Обе страны сотрудничают в сфере реализации проекта транспортного коридора "Шелковый путь" из Китая в Европу. Китай является крупнейшим инвестором в транспортную инфраструктуру Казахстана, вложив $15,6 млрд в экономику страны. За последние пять лет китайские компании построили в Казахстане транспортно-логистический узел "Хоргос – Восточные ворота", железнодорожный коридор Казахстан – Туркменистан – Иран; Китай открыл свыше 80 зон торгово-экономического сотрудничества, создал более 200 тысяч рабочих мест. Казахстан нуждается в китайских инвестициях для реализации национальной программы экономического развития "Нурлы жол" (инвестиции в жилье, конкурентоспособность, образование, средние предприятия). Китай входит в число крупнейших покупателей казахстанской нефти.

Президент Назарбаев устраивает Китай, поскольку не является исламистом и не заостряет внимания на проблеме 1,2 млн этнических казахов, проживающих в китайском приграничном регионе Восточный Туркестан (Синцзян). Китайские казахи подвергаются различным ущемлениям по религиозному и этническому признаку. В Синцзяне существует дюжина исправительных лагерей, в которых содержатся казахи и уйгуры – их принуждают работать и отказываться от ислама. Причиной такой дискриминационной политики является многолетняя борьба китайских силовиков с террористической организацией "Исламское движение Восточного Туркестана", которое сотрудничает с ИГИЛ и выступает за создание на территории Синцзяна исламского государства.

Русская угроза

Не стоит исключать вероятности вмешательства Кремля в политические процессы в Казахстане на фоне социально-политического кризиса. Несмотря на то, что Казахстан является членом Евразийского экономического союза и Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), где доминирует РФ, чрезмерная самостоятельность Назарбаева во внешней политике вызывает недовольство Москвы. В отношениях между Россией и Казахстаном существует достаточно много разногласий. Назарбаев публично не поддерживает агрессию России в Украине, аннексию Крыма и введение контрсанкций против США и Евросоюза. Президент Казахстана выступал против использования российской правовой модели для Евразийского экономического союза (ЕЭС), несмотря на то, что именно он впервые предложил создать интеграционное объединение с общим рынком для стран-участниц.

Астана не видит смысла оглядываться на Москву в силу экономических интересов и перспективности деловых проектов c Западом и Китаем, которые воспринимаются Россией как конкуренты в Центральной Азии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров попрекнул казахстанские власти за введение безвизового режима с США и разрешение на транзит американских военных грузов через каспийские порты в Афганистан без согласования с другими странами-членами ЕЭС. Недовольство в российском обществе вызвало решение казахов адаптировать свою письменность под латинский алфавит, вместо используемой кириллицы. Этот шаг был предпринят Назарбаевым для формирования благоприятного климата в отношениях с Турцией, которая также использует латиницу (турки и казахи являются родственными тюркскими народами).

Россию не устраивает многовекторная внешняя политика Назарбаева. В идеале, у руля Казахстана российскому руководству нужен человек, который будет полностью поддерживать внешнюю политику Кремля, проявлять солидарность в противостоянии с Западом и отдавать приоритет ЕЭС, а не отношениям с Евросоюзом, США или Китаем. По мнению российского аналитика Григория Миронова, приемлемым для России кандидатом на пост президента Казахстана является действующий председатель сената Касым-Жомарт Токаев, поскольку он, по его мнению, выступает в защиту внешней политики РФ и лоббирует интересы Кремля. В 2009 году Токаев осудил резолюцию ОБСЕ в которой приравнивались нацизм и сталинизм, в 2016-м выступил против блокирования участия российских депутатов в Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Токаев не поддерживает практику введения санкций одними странами против других из-за негативного влияния на мировую экономику.

В июне 2018 года в интервью ВВС Токаев предположил, что Назарбаев не будет принимать участие в президентских выборах 2020 года, что вызвало резонанс в казахстанском обществе. Репутацию удобного для Кремля казахстанского политика имеет нынешний посол Казахстана в РФ Имангали Тасмагамбетов, в прошлом министр обороны. В 2015 году он заявил, что Запад с помощью санкций пытается навязать свою волю России и такая политика закончится безрезультатно, поскольку Москва переориентируется на торговлю с азиатскими странами. Есть мнение, что Назарбаев воспринимает Тасмагамбетова как серьезного политического противника и специально назначил послом в РФ, чтобы держать его на расстоянии.

Бомба замедленного действия

В долгосрочной перспективе, если преемники Назарбаева будут активно дистанцироваться от Кремля, то российские власти в состоянии спровоцировать военно-политическую нестабильность в приграничных районах Казахстана по аналогии с украинским Донбассом. Бомбой замедленного действия являются русские казаки, проживающие на северо-востоке Казахстана, которые симпатизируют России и Путину, придерживаются антиамериканских и сепаратистских настроений. Определенные попытки изменения статуса этих территорий уже предпринимались.

В 1990-91 годах русские казаки заявляли о незаконной передачи Уральской области в состав Казахстана в 1920 году и требовали вернуть ее России. В 1994 году в Усть-Каменогорске, который имеет репутацию центра русского сепаратизма в Казахстане, громко звучали требования предоставить автономию восточным регионам страны и сделать русский язык государственным. Были попытки вооруженного мятежа русских сепаратистов в Кокшетауской (Кокчетавской) области во главе с братьями-казаками Юрием и Виктором Антошко в 1996 году и в Усть-Каменогорске под руководством Виктора Казимирчука в 1999-м.

После аннексии Крыма идеи сепаратизма получили новый толчок в среде местных политических маргиналов, в том числе в соцсетях. Казахстанские правоохранительные органы привлекают к уголовной ответственности отдельных граждан за призывы к сепаратизму. Практикуется помещение в психиатрические больницы ярых сторонников "русского мира", как, например, предпринимателя Ермека Тайчибекова, который призывал к вхождению Казахстана в состав России. Все эти локальные вспышки сепаратистов быстро и эффективно купируются Астаной.

Однако, маловероятно, что после окончания эпохи Назарбаева внешняя политика Кахастана даст резкий крен в сторону Запада. Скорее всего, традиция многовекторности будет жить еще долгое время, поскольку она демонстрирует эффективность в виде материальной выгоды, которую получает казахстанский бизнес от сбалансированного сотрудничества с Западом, Китаем и Россией.