Разделы
Материалы

Украинский след. Посол в США Владимир Ельченко о том, что стоит на кону американских выборов

Марина Шашкова
Фото: Getty Images

Владимир Ельченко, посол Украины в США, рассказал Фокусу о программах Байдена и Трампа, пленках Деркача и санкциях против России.

3 ноября в США состоятся президентские выборы. В гонке участвуют Джо Байден от демократов и Дональд Трамп от республиканцев. Победа для первого станет дебютом, для второго — продлением полномочий еще на четыре года.

Главная тема избирательной кампании — борьба с коронавирусом. Немало спорят по международным вопросам, в частности о том, кто из кандидатов более пророссийский и что они сделали для борьбы с иностранным влиянием на США. В контексте коррупции и сдерживания РФ не забывают и об Украине.

Как коронавирус повлиял на американскую избирательную гонку?

— Больше всего опасений у экспертов вызывает влияние коронавируса на явку избирателей. Понятно, что 100% никогда не придут, — как и в любых других странах, традиционно голосуют 60% избирателей. Но у избирателей есть страх вообще приходить на избирательные участки из-за возможного скопления людей. На это накладывается сложная система проведения этих выборов — правила отличаются от штата к штату. То есть, по сути, это 50 различных выборов: где-то можно заранее голосовать по почте, где-то — только в день выборов, а заполненные бюллетени запрещено открывать и начинать их подсчет до 3 ноября.

Нервная атмосфера ощущается и благодаря острому противостоянию между демократами и республиканцами. Хотя эта тенденция наблюдается с конца ­1990-х, раз в четыре года напряжение растет. В этом году оно ощущается больше всего.

По вашим наблюдениям, какие проблемы в приоритете для обоих кандидатов?

— На первом месте коронавирус и все его последствия. Например, медицинская реформа и страхование, так называемая Obama Сare [принятая при президенте США Бараке Обаме]. Это было и без того огромной проблемой, а пандемия еще больше подчеркнула недостатки. Демократы критикуют республиканцев, выступающих против устоявшейся системы, которая, может, и неидеальная, но как-то работает. Республиканцы же ничего конкретного не предлагают либо предлагают абсолютно неприемлемые варианты новой системы страхования. Это нечто похожее на наши проблемы с медицинской реформой и пандемией.

"США уверены, что свою часть обязательств перед Украиной по Буда­пешт­скому меморандуму добросовестно выполняют"

Конечно, среди приоритетных тем — экономические последствия: борьба с безработицей, соцпомощь тем, кто в ней нуждается. После выборов эти вопросы не снимутся. Их придется решать новому или старому президенту.

Еще одна тема дебатов — способность нынешней власти ускорить выработку вакцины, которую все ждут. Есть несколько компаний, приблизившихся к тестированию. Но пока никто не знает, получат ли США в декабре эту вакцину и пойдет ли она в народ, или нужно будет ждать еще несколько месяцев. Местные медики мне рассказали, что где-то до конца весны следующего года не следует надеяться на начало массовой вакцинации. Только после того как американцы полностью обеспечат свое население, можно будет говорить о помощи другим странам. Эта неопределенность нервирует и международное сообщество, и самих американцев.

А как насчет международной тематики?

— Международная тематика традиционно не является центральной в президентских кампаниях США. Обсуждались противостояние Америки и Китая, новая торговая сделка с Мексикой и Канадой. В программах обоих кандидатов есть и Украина, она упоминается положительно, как один из приоритетов внешней политики США, как страна, которой нужно продолжать оказывать помощь для противостояния российской агрессии. Это успокаивает и вселяет уверенность.

Популизм стал основой этих выборов в разговоре с электоратом?

— Я не заметил особого популизма. Возможно, президенту Трампу немного легче, он рассказывает о конкретных достижениях во время своего президентства. Но эти достижения в значительной мере перечеркнуты эпидемией. Никто не отрицает того факта, что в первые три года президентства Трампа безработица уменьшилась до рекордных уровней, увеличился товарооборот Штатов со всеми партнерами. За все годы с экономической точки зрения это президентство, пожалуй, наиболее успешно. Правительство сделало очень много для того, чтобы улучшить экономическое положение американцев. Но многое из этого перечеркнула пандемия. В нынешнем году прогнозируются 10–12% экономического падения США. Это высокие показатели.

Противостояния продолжатся. "Если в Москве кто-то надеется на потепление отношений между Россией и США, то все это бесполезно"

Популизма я не заметил и со стороны Байдена, хотя ему есть что критиковать. Больше всего критика направлена на правительство, которое, по мнению демократов, плохо справилось с мероприятиями по борьбе с коронавирусом.

Последний год Украина часто появляется в американских новостях. Из-за нашей страны Трампу даже объявили импичмент, он мог потерять президентское кресло. Вы сказали, что оба кандидата говорят об Украине с лучшей стороны. Неужели нет ничего плохого?

— На начальном этапе было неприятно постоянно слышать ссылку на наше государство как на источник проблем. Но со временем это отошло на второй план. Все понимают, что проблема не в Украине. Проблема в том, что каждый кандидат пытается найти какие-то причины для критики оппонента. Здесь под руку и попала наша страна. Тем более что нынешняя власть Украины к этому не имеет никакого отношения. Я не говорю о телефонном разговоре Зеленского и Трампа [во время него президент США пытался заставить украинскую сторону продолжить расследование против сына Байдена — Хантера]. Но и он был следствием. Наш президент и другие руководители страны выбрали правильную линию, когда говорят, что не являются частью американской битвы кандидатов, поэтому ничего не комментируют. Любой комментарий в США воспринимается в пользу кого-то из кандидатов. Это несет негативные последствия. Я критически отношусь к попыткам наших бывших и нынешних политиков кому-то подыгрывать. Это только раздражает. Дело в том, что ничего нового в информационных вбросах нет. Все это мы давно слышали.

Вы имеете в виду пленки депутата Андрея Деркача, который публикует записи разговоров Байдена и пятого президента Петра Порошенко?

— Да. Мне кажется, что он и его единомышленники выбрали ложный путь. Потому что США — не та страна, с которой можно играть в подобные игры.

А что говорят американские политики о Деркаче?

— Они считают, что украинский депутат своим поведением вмешивается в выборы и подливает масла в огонь, играя на стороне одного из кандидатов президентских выборов. Это здесь очень негативно воспринимается. Потому что не может человек из другой страны под видом того, что он знает какую-то правду, которая на самом деле и так давно всем известна, влиять на результаты выборов.

То есть американцы подтверждают подлинность записей, обнародованных Деркачом?

— Они никогда этого не комментируют. Для них все то, что юридически не доказано, не может комментироваться. То есть никто не будет говорить о подлинности записей без решения суда.

Мы понимаем, что Деркач работает в пользу Трампа. Республиканцы благодарны ему за то, что он публикует компромат на Байдена?

— Я не слышал комментариев республиканцев по данному поводу. Они к этому нейтрально относятся. Кстати, санкции против Деркача — лишение разрешения на въезд в США — введены нынешним правительством. То есть республиканцы тоже поддержали такое решение.

Как планируют сотрудничать с Украиной Трамп и Байден? Что они предлагают?

— У Трампа есть конкретные вещи, которые он сделал для Украины, — это поставки оружия, продажа Джавелинов, стабильный пакет военной помощи (примерно $250 млн и $115 млн, которые распределены по разным статьям). Плюс именно при Трампе мы получили новый статус в НАТО, которого добивались много лет.

Также неизменна позиция по Крыму: тотальное непризнание оккупации Россией и решение о том, что никогда не будут сняты санкции с РФ, пока она не оставит полуостров. Также за последние годы произошло много военных учений между американцами и украинцами. Такое положение вещей и останется.

Но, в отличие от Байдена, Трамп не представил список приоритетов по Украине.

— Республиканцы сохранили ту программу, которая прописана в 2016 году, там все указано. Понятно, что у Байдена есть больше личного опыта с украинским досье. Он знает многих бывших и нынешних украинских политиков. Надо не забывать, что до того как стать вице-президентом США в 2009 году, он много лет возглавлял Комитет по иностранным делам в Сенате. Байден профессионально занимался внешней политикой и хорошо знает украинский вопрос.

"В программах Трампа и Байдена Украина остается одним из приори­те­тов внешней политики США. Это успокаивает и вселяет надежду"

Я общался с людьми, которые работали с Байденом в старые времена. Они все говорят, что по Украине ему не требуются никакие советники, он сам во всем разбирается. Это, конечно, плюс. Но не мы выбираем президента США, а американцы.

Как насчет России? Что о ней говорят кандидаты?

— Здесь позиция абсолютно одинакова. Если в Москве кто-то надеется на потепление отношений между государствами, то бесполезно, поскольку кроме президента есть еще позиция Конгресса, санкции, которые едва ли не каждый день усиливаются.

Говорят ли о возможном вмешательстве России в американские выборы?

— Недавно спецслужбы США сообщили, что зафиксированные попытки вмешательства иностранных государств прекращены. Такое впечатление, что россияне испугались. Учитывая прочную в США систему правоохранительных органов и безопасности, думаю, что это они их предотвратили. Не потому, что Россия прекратила попытки, а потому, что не смогла достичь желаемого.

Пытаются ли штабы кандидатов склонить украинскую власть к своей поддержке?

— Нет, я о таком не слышал. Американцы четко придерживаются того, чего и мы должны: ни в коем случае нельзя вмешиваться в выборы в другой стране.

Во время избирательной кампании администрация Трампа обращалась в посольство Украины в США или к нашим правоохранительным органам по поводу информации о Хантере Байдене?

— Нет, таких случаев не было.

Как складывается судьба будущего посла США в Украине Кита Дейтона? Когда состоится назначение?

— На сегодня в Конгрессе есть список примерно из 30 американских послов, которые не утверждены. Например, до сих пор нет посла США в Канаде. Финальное утверждение не пройдено ­из-за пандемии. Оно формальное и может быть сделано дистанционно. Но американцы очень серьезно относятся к своим послам и считают, что эта процедура должна происходить торжественно.

Поэтому с назначением Дейтона есть два варианта: или он успеет приехать в Украину до выборов президента США, или уже после. Это не значит, что кто-то против его назначения. Все планы изменил коронавирус. Дейтон — прекрасный человек, специалист, у него двухпартийная поддержка. Мы все его ждем.

Во время местных выборов по инициативе ­Зеленского в Украине провели опрос. Спросили и о Будапештском меморандуме: нужно ли Украине на международном уровне поднять вопрос об использовании гарантий безопасности, определенных данным меморандумом, для восстановления ее государственного суверенитета и территориальной целостности. Этот документ подписан также США. Что американцы думают по этому поводу?

— В Вашингтоне традиционно не комментируют темы, относящиеся к вопросам нашей внутренней компетенции. Но могу сказать, что позиция США в отношении Будапештского меморандума всегда была однозначной и касательной к нашей позиции. Они также считают, что меморандум не выполняется в первую очередь Россией. США уверены, что свою часть обязательств они добросовестно выполняют.