Что такое школа дизайна Баухаус и как ее идеи возрождаются на конкурсе предметного дизайна iF Design Awards? Фокус рассказывает об обладателях золотых наград, которые воплощают идею хорошего дизайна и его пользы.
iF Design Awards — один из старейших в мире конкурсов предметного дизайна, основанный в 1953 году в Ганновере. Его особенность в том, что жюри отбирает не футуристические идеи на бумаге, а реальные предметы, реже — прототипы, которые вот-вот выйдут на рынок. Этот акцент на дизайн, близкий к потребителю, заложен в самой идеологии конкурса.
Задумав организовать конкурс, представители потребительской промышленности в послевоенной Германии вспомнили о школе дизайна Баухаус, процветавшей в 1920–1930-х годах и заклейменной нацистами за "дегенеративный" модернизм. Архитекторы и дизайнеры Баухауса принципиально считали, что хороший дизайн должен быть доступным и функциональным, и проектировали самые простые, обиходные предметы, например посуду, текстиль, светильники.
"Хорошая вещь для дома должна быть достаточно дешевой, чтобы ее мог купить рабочий, и достаточно хорошей, чтобы ее оценил богач", — говорил Вильгельм Вагенфельд, представитель школы Баухауса.
Дизайн — это неотъемлемая часть самой жизненной материи, необходимая каждому в цивилизованном обществе
Вагенфельд был одним из активных организаторов iF Design Awards, который написал манифест этого конкурса. Дизайнер, в частности, отмечал, что отношения человека с вещами подобны взаимоотношениям между людьми — они могут быть как вдохновляющими и полезными, так и уродливыми и скучными. Поэтому стоит постоянно пересматривать форму и функции окружающих человека предметов, чтобы они соответствовали потребностям их владельца и привносили красоту в дом. С этой мыслью iF Design Awards проводят и сейчас — выбирают вещи с хорошим дизайном, и не важно, сделала их глобальная корпорация или небольшая локальная компания. Ежегодно международное жюри рассматривает тысячи предметов — претендентов и выбирает победителей в девяти категориях, из которых формируют список "золотых медалистов".
Несмотря на пандемию, конкурс 2021 года получился рекордным: на него подали 9,5 тыс. заявок из 52 стран, из них выбрали 1,7 тыс. победителей в категориях от архитектуры до упаковки и 75 золотых медалистов, торжественно объявленных 10 мая. Фокус рассказывает о некоторых из обладателей золотых наград, которые воплощают идею хорошего дизайна и его пользы.
Электробритва First Shaving Series
Дизайн и производство: Panasonic
Особенности: эта серия разработана специально для подростков как первая электробритва. В дизайн-департаменте Panasonic выяснили, что подростки часто испытывают смущение при мысли о первом бритье и опасения, что порежутся. Поэтому лезвия в этих бритвах снабдили накладками для большей защиты, а саму головку расположили на боку корпуса, чтобы ее можно было брать в руки, как привычную с детства расческу. Для привлечения молодой аудитории японцы выбрали яркую цветовую гамму, а также эргономичные закругленные формы.
Вердикт жюри: "Тщательные исследования Panasonic дали отличный результат — знаковую и привлекательную линейку, которая открывает новое направление в нише продуктов для бритья".
Ремешок Apple Watch Braided Solo Loop
Дизайн и производство: Apple Inc
Особенности: удобство ремешков от Apple в том, что они цельные, без застежек, с которыми нужно возиться, а к корпусу часов крепятся на магнитах. В то же время они сплетены из полиэстеровых волокон с силиконовыми нитями, благодаря чему ремешок растягивается и часы легко снять. Корпорация выпустила эти ремешки с покрытием, защищающим от воды и пота, в девяти размерах. Специально для пользователей на сайте Apple есть руководство, как определить свой размер. Для этого нужно распечатать файл с изображением часов с ремешком и изображенными на нем цифрами размеров, вырезать эти бумажные часы, обернуть их на запястье и определить свою цифру.
Вердикт жюри: "Apple снова зарекомендовал свое дизайн-мастерство благодаря свежей эстетике и передовым методам производства с использованием 16 тыс. волокон из повторно переработанного полиэстера".
Презентация автомобиля BMW iX
Дизайн: агентство Elastique
Производство: BMW Group
Особенности: в 2020 году многие бренды представляли свои новинки онлайн. Не стал исключением и автопроизводитель BMW. В ноябре он презентовал новую версию электромобиля BMW iX, программное обеспечение которого, в частности, поддерживает стандарт 5G. Немецкая компания опубликовала серию роликов, для их съемок использовали виртуальную реальность. В роликах автомобиль проезжает по разнообразным ландшафтам — от постапокалиптических руин с пожаром до сказочного леса.
Агентство Elastique, создавшее эти миры, специально подбирало тематику, максимально далекую от стереотипных пейзажей, на фоне которых обычно снимают автомобили. Еще одна фишка: при просмотре ролика кажется, что автомобиль проносится сквозь ландшафт, а на самом деле на съемке он стоял, а двигалась виртуальная картинка.
Вердикт жюри: "Благодаря новейшим технологиям и программированию получилась инновационная и в то же время загадочная презентация. Таким образом BMW поднимает цифровые презентации на новый уровень".
Прибор для газирования воды Woody
Дизайн: бюро Pentagon
Производитель: Mysoda
Особенности: любители газированной воды могут не покупать ее, а делать сами с помощью компактного переносного прибора. В его корпус вставляется баллон с углекислым газом, в выемку — бутылка с водопроводной или фильтрованной водой. Затем вы нажимаете кнопку — и углекислый газ прогоняется сквозь воду через специальную трубку. На рынке есть множество таких приборов, но финская компания Mysoda сделала его механическим, без использования электричества. Кроме того, корпус прибора изготовлен из биокомпозитов на основе отходов древесной промышленности.
Вердикт жюри: "Этот прибор — идеальное воплощение принципов хорошего дизайна. Он визуально привлекательный, функциональный и сделан с уважением к окружающей среде".
Очки Lindberg thintanium
Дизайн и производство: Lindberg
Особенности: датский бренд очков специализируется на технологичных аксессуарах с характерным для Скандинавии минималистичным стилем. В 2021-м датчане представляют коллекцию самых легких и в то же время сложно устроенных очков из титана. Этот металл выбрали из-за его легкости, прочности, гипоаллергенности и устойчивости к коррозии. Из титана датчане делают оправы толщиной 1,1 мм, а очки буквально невесомые, до 2 г. Особенность новинки Lindberg также в том, что в них не используются болты для крепления дужек — датчане придумали собственную, более удобную для клиентов систему. Также бренд работает над персонализацией своих изделий: очки изготавливают из матового или полированного титана, а окрашивают в более чем 30 цветов.
Вердикт жюри: "Эти очки устанавливают новый стандарт по снижению веса изделия в сочетании с его фантастической устойчивостью. Также обратите внимание на лаконичность дизайна, эргономику очков и то, как компания работает с индивидуальными заказами".
Коллекция стаканов Rocks
Дизайн: Mavro & Lefevre
Производитель: Zone Denmark
Особенности: датский бренд Zone изготавливает в основном посуду и аксессуары для кухни и ванной, а в прошлом году выпустил специальную барную коллекцию Rocks. В нее входят посуда для приготовления коктейлей, графины для вина, а также серия стаканов. Стеклянные изделия получили золотую отметку конкурса за оригинальную коническую форму, которая прослеживается и в стаканах для крепких напитков, и в бокалах для вина и шампанского. Они изготовлены из хрусталя, причем экологически безопасного, без свинца, и выдуты вручную.
Вердикт жюри: "Серии Rocks присущи чистые линии и минимализм, которые подчеркивают современность барного хрусталя. Основания стаканов и ножки бокалов утолщенные и устойчивые, в то же время они создают иллюзию, будто напитки парят в воздухе".
Складной велосипед Gia nt Halfway
Дизайн и производство: Giant Co., Ltd.
Особенности: китайская фирма Giant уже несколько лет выпускает складные велосипеды для езды по городу, но в новой модели она смогла добиться лучших показателей эргономики и безопасности. У нового велосипеда Halfway подвижное заднее перо, присоединяющее к раме заднее колесо, а также вилка, к которой крепится руль. Благодаря этим элементам велосипед компактно складывается парой движений и его легко перевозить в транспорте или автомобиле. Также компания улучшила систему автоматической блокировки при езде и складывании велосипеда.
Вердикт жюри: "Этот велосипед элегантный и легкий в пользовании. В его устройстве есть такие оригинальные элементы, как устойчивая корзинка с магнитной защелкой, которая одновременно служит основанием, когда велосипед сложен".
Вилла Морелли в Тоскане
Дизайн: Вальтер Петри, Мюнхен
Интерьер: бюро Holzrausch
Особенности: владельцы старинной фермы в итальянском регионе Кьянти решили ее обновить и сдавать туристам. Для ремонта они пригласили немецкого дизайнера Вальтера Петри и студию Holzrausch, которые подошли к реновации здания тщательно и аккуратно. Их подход к ферме, построенной в XV веке, состоял в том, чтобы сделать из нее современное место отдыха и при этом не нарушить ее встроенность в ландшафт и приметы старины. Дизайнеры бережно отреставрировали балочные потолки, а также стены здания, если добавляли новую мебель, то в едином со старой стиле, а современные кухонные приборы постарались максимально адаптировать к интерьеру.
Вердикт жюри: "2020 год был тяжелым для человечества, работа из дома вошла в наш быт. Было бы чудесно, если бы все мы могли работать в таком доме, как этот. Проект виллы Морелли показывает, как можно сочетать близость к природе, современность и экологичность благодаря работе с локальными материалами и ремесленниками".